ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
статья на тему
В статье рассматриваются принципы гуманистической педагогики и роль учителя в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanisticheskaya_pedagogika.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Поломошнова Н.А.
В статье анализируются основные принципы деятельности педагога с точки зрения гуманистической педагогики.
Ключевые слова: личность, педагогическая деятельность, гуманистическая педагогика.
В условиях социальных реформ 90-х-2000-х годов, одним из аспектов которых стала реформирование системы российского образования, очень остро стоит вопрос о смысле и принципах педагогической деятельности современного российского учителя. Это проблема не только практическая, но и теоретическая. Причем, верное теоретическое решение этой проблемы позволит установить правильные ориентиры для практической деятельности современного российского учителя. По нашему мнению, основой для реализации высокой педагогической миссии учителя в современной российской школе ожжет быть только гуманистическая педагогика, впитавшая в себя лучшие традиции мировой педагогической мысли, в том числе и российской и советской педагогики. «Гуманистическая педагогика исходит из идеи о гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования.»[2]
Одним из главных принципов гуманистической педагогики является тесная связь образования и жизни. Умение педагога выйти за рамки предмета и осмыслить образовательный процесс в тесной взаимосвязи с реальным миром, с изменениями подходов и приоритетов в образовании – необходимое требование современной школы и жизни. «Non scholae, sed vitae discimus» (учимся не для школы, а для жизни) - говорили древние. Сегодня подросток минимально испытывает воздействие собственных родителей, озабоченных зарабатыванием денег, воспитательных систем школы, которые находятся в постоянном поиске, изменении и неопределенности (то мы занимаемся развивающим образованием, то здоровьесберегающим, то личностно ориентированным). Отсутствие влияния книг, которых он не читает, друзей, которых нет, усугубляет процесс взаимодействия в Сети, подросток порабощен гаджетами, бездушными игрушками, слабо социализирован.
Учитель, идущий на урок, должен все это помнить, осознавать и строить свое общение с детьми, свою методику проведения урока, внеурочных занятий с учетом всех этих нарушений и издержек. Учителю жизненно необходимо выстраивать свою систему обучения, именно свою, ибо если он будет только старательно внедрять на уроке новые технологии, новые методы которые так активно, бессистемно, с завидной настойчивостью навязываются сверху, то вся его деятельность будет сплошным дайджестом, разрозненными стеклышками калейдоскопа, которые никогда не сложатся в картинку и не позволят осуществить целостный подход в деле воспитания личности. А ведь именно эту цель должен быть более всего преследовать настоящий учитель – профессионал – воспитание личности ребенка, осмысление целостной картины мира. Это более важные задачи, чем формирование компетенций, предметных и мета-предметных навыков. «Это ставит перед глобальным сообществом проблему «образования для нового тысячелетия», в меньшей степени ориентированного на формирование тех или иных предметных компетенций, но позволяющего людям самых разных возрастов осмыслить свою жизнь и принять свою судьбу»[1].
Важной составляющей системы образования является наличие и четкое обозначение задач учебно-воспитательного процесса. Что мы хотим увидеть в итоге наших усилий? какого выпускника мы себе представляем? Успешного, социально-адаптированного, способного идти напролом к своей цели или духовно-развитого, утонченного, способного к творчеству и самопожертвованию; эгоистичного, делового, практического человека или способного отдаваться патриотическим устремлениям, видеть чужую боль, способного сострадать и помогать нуждающимся. Беда состоит в том, что тот набор требований к выпускнику школ и его воспитателям можно, мягко говоря, назвать общим понятием «Объять необъятное».
Фельдштейн Д.И. пишет: «При этом нам важно самим четко определиться – к чему мы стремимся готовить ребенка – к конкуренции, власти, деньгам? Или к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека?!» [5,С.7.]. То есть, пока мы, педагоги, идем к заветным, неведомым и недостижимым целям, мы оказываем свое, порой непоправимое, воздействие на наших учеников. И насколько вредоносно это воздействие, если мы не отдаем отчета, чему мы учим своих детей, чего хотим от них добиться.
То есть, я веду к тому, что прежде чем приступить к процессу образования, учитель должен четко осознать:
1) что он работает с очень тонким материалом – душой ребенка;
2) осознавать свои замыслы и цели;
3) необходимость выработать демократический стиль общения (авторитарный уже не работает);
4) способы стимулирования познавательной активности;
5) преобладающие методы работы (творческие, поисковые, проблемные).
6)И конечно, представить себе педагогический идеал воспитанника.
Я себе его представляю таким:
- способность мыслить (как следствие – развитая речь),
- нравственные начала личности,
-умение жить в коллективе,
-способность к здоровой конкуренции,
- стремление к взаимопомощи,
-творческое начало,
- способность к саморазвитию.
Здесь на помощь приходит личностно-ориентированное образование. «Научить» самообразованию себя как личности, вооружить механизмом целенаправленного самоизменения на всю оставшуюся жизнь – это и составляет образовательную функцию личностно-развивающего образования!» [3] - утверджает Сериков В. В. Многое из того, чему мы учим детей, позабудется, но в сухом остатке должен остаться самый главный навык, необходимый для жизни – умение и постоянное желание учиться чему-то новому.
«Гуманистическая педагогика рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности, изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят…
Педагогическая составляющая гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы заложить в воспитуемом основы здравомыслия, научить самостоятельно размышлять над проблемами добра и зла, истины и лжи. Она чужда технологиям выработки слепого следования традиционным правилам, нормам и предписаниям. Это скорее дескриптивная, описательная и демонстрационная, а не прескриптивная, предписывающая или авторитарная педагогика. Это педагогика диалога и сотрудничества.»[2]
Поэтому очень важным моментом в деле образования и воспитания является свод принципов, на которые опирается учитель.
1.В первую очередь, это принцип гуманизма. Перед тобой человек! – уважай его, принимай его таким, какой он есть, каждый ребенок индивидуален, развивай его способности и уверенность в своих силах, не унижай, не дай засомневаться, что он хуже других.
2.Учителю, как и врачу, необходимо понимание принципа Гиппократа «Не навреди!». Это еще один наиважнейший принцип воспитания, необходимый педагогу как воздух. Соблюдай целесообразность в обучении и воспитании. Построй свои действия так, чтобы ребенку нравилось учиться, заниматься делом, которое ты предложил ему. Заинтересуй, а не заставляй! Увлеки, а не применяй палку. Ученик не должен терять здоровье в процессе обучения, а только его наращивать.
3.Принцип побуждения к самостоятельной деятельности: только знания, и умения, которые учащийся добыл сам, останутся его настоящим багажом - воспитание стремления к знаниям, к действию – вот главная заслуга учителя, педагога. здесь важно понять, что образование для ребенка будет непрерывным на протяжении жизни и поэтому более важно не то, что дал учитель, а то, что взял, добыл учащийся сам. Это возвышает его в своих глазах, дает ему заряд уверенности в своих силах на пути постижения мира.
4. «Красота спасет мир!» Учи и воспитывай на положительных примерах.
«Любование, наслаждение прекрасным естественно перерастает в желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками » [4,С.46], – говорил известный педагог В.Сухомлинский. Действительно, в красоте содержится творческая, созидательная основа, способная делать человека добрее, человечнее, одухотвореннее. Человеку открывается радость жизни, если он видит красоту природы, слышит прекрасную музыку, созерцает произведения искусства. Ребенок, который с детства соприкасается с прекрасным, погружаясь в мир музыки, изобразительного искусства, получает на всю жизнь особую прививку, которая впоследствии, во взрослой жизни помогает ему не зачерстветь душой, развивать в себе творческие начала, сострадать другому человеку, не позволяет опускаться до уровня человека общества потребления, которому интересны только его физические наслаждения. Учитель активно привлекает в своей работе все виды искусства: живопись, музыку, театр. И замечательно, если это он делает не только на уроке, а во внеурочное время, когда можно в непринужденной обстановке обсудить увиденное и услышанное. А если он общается с детьми на природе, в походе, в поездке, насколько это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его горизонты и взгляд на мир.
5. Принцип коллективизма. Человек живет среди людей, и как бы он ни был индивидуален, он должен уметь общаться, находить общий язык в коллективе. Именно в школе ребенок должен научиться уважать не только себя, но и окружающих, увидеть их проблемы и заботы, понять, что он человек среди людей, это даст ему возможность на стать эгоистом, впоследствии успешно создать семью, найти свое место в трудовом коллективе, в кампании или фирме. Дело учителя помочь ребенку почувствовать себя полноправным членом коллектива через общие дела, заботы и развлечения.
Печально наблюдать, как негативно влияют на образовательный процесс в школе отсутствие стабильности, постоянно изменяющиеся правила игры: ЕГЭ, ГИА, которые разрушают целостность воспитательного и образовательного процесса, создают ситуацию постоянного стресса не только для учащихся, но и для учителей. Вообще, возникает ощущение, что образовательную систему вслед за модернизацией поразил некий управленческий идиотизм, основанный на отсутствии единства в подходах к целям и задачам образования, а, вернее, отсутствия четких целей, подмена идеи воспитания и образования формалистскими штучками, в виде компетенций. Эти проблемы отталкивают молодых специалистов, не желающих работать в таких условиях. Но, думается, что еще есть запас прочности в кадрах старой закалки, в среднем поколении учительского сообщества, и не за горами то время, когда вольются в школу новые силы серьезных, думающих педагогов, воспринимающих свою профессию не только как способ зарабатывания средств, но и как миссию в гуманистической педагогике.
Гуманистическая педагогика – педагогика практического деятельного гуманизма, который не уклоняется от признания фактов антигуманизма, в том числе и в педагогике, а активно борется с ними педагогическими средствами. «Гуманистические психология и педагогика помогают человеку осознать потребность совершенствования, а также придать ей максимально безопасный для самой личности характер. Гуманизм признает возможность и действительность бытования в человеке антигуманного, бесчеловечного, и человек должен учиться максимально ограничивать проявление своего негатива, контролировать темную сторону своего существа. Гуманистическая педагогика исходит из уверенности в возможности обуздания человеком своей бесчеловечности в ходе личного самосовершенствования и плодотворного общения с миром и людьми.»[1]
Крайне велика роль гуманистической педагогике как позитивной альтернативы комплексу негативных явлений, развивающихся сегодня в российском образовании в результате непродуманных реформ и неоправданных попыток переноса на российскую почву западных модеоейй и стандартов образования. «Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.
Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.»[1]
Мы считаем, что теоретическая разработка и практическое внедрение гуманистической педагогики в массовое педагогическое сознание и трансформация на основе ее принципов современной российской системы образования является главным условием преодоления наметившейся в последнее время тенденции деградации российского образования.
Литература
1.Бермус А.Г. Онтологический поворот в науках об образовании// Непрерывное образование: XXI век. 2013. №2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2081
2.Кудишина А.А. Гуманистическая педагогика. URL: ttp://hum.offlink.ru/education/kurses/pedagogics-main/Pedliterature/
3.Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943
4.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1982.
5.Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. «Проблемы современного образования» 2010. №2. - с.5-12.
HUMANISTIC PEDAGOGY AS EDUCATIONAL SYSTEM
Polomoshnova N.A.
The paper analyzes the basic principles of the activity of teacher in terms of humanistic pedagogy.
Keywords: personality, teaching activities, humanistic pedagogy.
Поломошнова Наталья Анатальевна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 61, почетный работник общего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ИГРЫ ПРОБЛЕМНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Новые педагогические технологии....
Принципы гуманистической педагогики
Нравственность человека – актуальная тема для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной; современный школьник стал неуважительно относиться к старшим, склонен к насилию ...
Принципы гуманистической педагогики
В статье описаны множество принципов гуманистической педагогики. Материал лекционного характера...
Классный час "Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике"
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников....
Гуманистическая педагогика С. Френе
Нельзя сказать, что педагогика Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать её с педагогикой Марией Монтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по...
Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики
Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики...
Гуманистическая педагогика: история и современность
В статье рассматривается история становления педагогических принципов гуманизма и их применение в современности....