Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики
статья на тему
Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannaya_model_obucheniya_-_osnova_gumanisticheskoy_pedagogiki.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Summary. This article observes the peculiarities of the personality-oriented learning model. It is the basis of the pedagogy of humanism. This model is topical nowadays because it is based on the development of the individual peculiarities of the pupil’s personality.
Key words: personality-oriented learning model; pedagogy of humanism.
В истории дидактики имеют место два различных подхода к обучению, различия между ними – в понимании роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика И.Ф. Герберта основное внимание акцентирует на деятельности учителя по передаче «готовых» знаний, ученикам же остается их усвоить, закрепить и применить. Природосообразная дидактика Дж. Дьюи, наоборот, основное внимание уделяет активности ученика, развитию его природной сущности и освоению способов деятельности в изучаемых областях.[2, с.75-76].
Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.
По мнению Н.А. Алексеева [1, с.7-8], личностно-ориентированное обучение – такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность. Для личностно-ориентированной модели обучения ученик – это не «глина», не «чистый лист», а «семя», которое имеет генетическую программу развития. Образование должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Центральной фигурой в процессе обучения выступает не учитель, а ученик. Обучение не сводится только к передаче знаний, а является совместной деятельностью ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.[3, с.55].
Ведущей деятельностью процесса обучения выступает не преподавание, а деятельность познания. В процессе обучения учитываются субъектные различия детей, акцентируется внимание на их индивидуальности, и при этом личные интересы учеников ставятся выше общественных.[4, с.16-17].
Роль учителя в личностно-ориентированной модели обучения – в организации образовательной среды, способствующей самообразованию ученика, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. Для этой модели характерна субъективность всех участников учебно-воспитательного процесса, не монолог, а диалог педагога и воспитанника. Отношения учителя и ученика находятся не в плоскости назидания, контроля и осуждения, а основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке. Для ученика важно не только поглощать информацию, но и отбирать ее, систематизировать, анализировать и вырабатывать новую.[5, с.20-24].
Итак, на современном этапе развития потребностей нашего общества личностно-ориентированное обучения является очень актуальным. Изучив и проанализировав различные подходы к обучению, я выделил следующие главные признаки личностно-ориентированного обучения: во-первых, главной целью обучения является развитие личности учащегося; во-вторых, именно личность является системообразующим фактором организации всего учебного процесса; в-третьих, основными мотивами обучения, его ценностью выступают саморазвитие и самореализация всех участников обучения.
Библиографический список
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. – Тюмень, 1996.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование./Пер. с англ. Ю. Турчаниновой и др. – Москва, 2000. – С. 75-76.
3. Новые ценности образования. – Москва, 1995. – С. 55.
4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. Москва, 2003.
5. Якиманская И.С. технология личностно-ориентированного обучения в современной школе – Москва, 2000.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ
Фамилия, имя, отчество Габрусенок Александр Григорьевич
Ученая степень, специальность география, биология, английский язык
Ученое звание
Место работы ГБОУ №94 с углубленным изучением информатики Выборгского района Санкт-Петербурга
Должность учитель английского языка
Домашний адрес с индексом 194295 г. Санкт-Петербург, пр. Художников, д.31, корп. 1, кв. 202
Сотовый телефон 8-965-047-86-18
Е-mail asablino@mail.ru
Согласен с публикацией статьи на сайте «Социосфера» до выхода сборника из печати Да
Мои пожелания:
1. Благодарственное письмо
высылаю отдельным файлом в этом письме «рыбу», остается только сделать «шапку» и внизу подписать.
2. Если это возможно, побыстрее выложить статью на сайте
Заранее огромное спасибо!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся
Статья "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно эти цели — воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться ...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....