« ИГРЫ ПРОБЛЕМНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
статья по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПЕДСОВЕТА:
«Повышение качества образования через внедрение новых
образовательных технологий»
ТЕМА ДОКЛАДА:
« ИГРЫ ПРОБЛЕМНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ»
Что такое игра? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся очень сложное определение игры. А нам ближе определение игры по Л.С. Выготскому. Игра - это средство усвоения социальных установок. В игре человек реализует свободу личности через своё воображение, т.е. он может вести себя так, как разыгрываемый им персонаж.
Как и дискуссия, может использоваться как самостоятельный метод или в качестве компонента другого метода, в частности метода проектов. Одним из типов метода проектов является игровой, когда весь проект строится на основе игры. Кроме того, игра может использоваться в качестве защиты проекта. Но сегодня мы будем говорить о играх проблемной направленности как о самостоятельном методе в контексте гуманистической педагогики. Надо сказать, что ролевые игры достаточно часто и давно используются в школьном образовании, деловые игры – в профессиональном образовании.
Существует несколько ВИДОВ ИГР
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ
- РОЛЕВЫЕ
- ДЕЛОВЫЕ
Дидактические игры – это традиционные развивающие и обучающие игры, которые имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драматизации.
Под ролевой игрой понимаются разные виды ролевой деятельности: от чтения по ролям, драматизации, инсценировки, симуляции до собственно ролевой игры (Д.Б. Эльконин, Г.А. Китайгородская, Р.С. Аппатова, Е.И. Матецкая, К. Ливинстоунг). Ролевую игру не надо путать с игровой деятельностью. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она имеет определённую дидактическую цель, предполагает определённый сценарий развёртывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях (сказочных, фантастических) или вполне реальных, отображающих реальные события. Если игра имеет проблемную направленность, т.е. содержит ещё и некую проблему, требующую разрешения, это позволяет учащимся более глубоко, на личностном уровне вникнуть в суть проблемы, «прожить» в своём персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из неё. Например, можно прочитать о национальных праздниках Великобритании, но возникает совсем другое восприятие и понимание национальных особенностей жителей этой страны, если попытаться разыграть такой праздник, подготовить его и принять в нем участие, сравнив его с аналогичными отечественными праздниками.
Деловая игра – это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация конкретных экономических объектов и процессов, имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей; достижение определённой познавательной цели; выполнение правил взаимодействия в рамках отведённой игровой роли. По мнению А.А. Вербицкого, деловая игра позволяет упорядочить знания, умения, навыки, полученные на всех этапах обучения, и соединить их в своём сознании в целостную динамическую систему. Задача деловой игры проблемной направленности – моделирование профессиональных ситуаций, которые помогают в настоящей жизни решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях. Например, одно дело ознакомиться по литературе с регистрацией фирмы, правилами найма на работу; другое – представить себя бизнесменом, открывающим своё дело, сотрудником отдела регистрации или налоговым инспектором и имитировать их действия в определённой проблемной ситуации.
В структуре любой игры можно выделить следующие элемен ты, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спла нирован до начала игры:
- роли, взятые на себя учащимися;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровые средства, замещающие реальные вещи;
- реальные отношения между играющими.
В качестве примера, я бы хотела рассказать о Характерных признаках ролевых игр проблемной направ ленности (презентация):
1.Обязательное наличие в замысле ролевой игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирова ние процесса выработки решений по выходу из проблемной ситу ации). Это принципиальное отличие подобных ролевых игр от всех остальных игровых технологий.
2. Наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную заданную роль и легенду.
3.Наличие проблемной ситуации и необходимость поиска спо собов выхода из нее, что создает определенное эмоциональное напряжение, благодаря которому обеспечивается активность иг роков.
4. Сценарий (сюжет) ролевой игры готовится заранее, собирается информация, но иг роки действуют по заданному сценарию в соответствии с соб ственным пониманием своего персонажа в данной конкретной ситуации. Это не выученные роли, здесь можно и нужно им провизировать, но в соответствии с заданной ситуацией. Ситуация может усложняться, если пер сонажи принимают неверное решение. Соответственно по ходу действия может меняться сценарий.
5. Наличие общей цели у коллектива. Общая цель - приобретение новых знаний и отработка на выков принятия осознанных, ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении.
6. Коллективное принятие решений участниками игры. В ре зультате проигрывания проблемной ситуации, тщательной под готовительной работы, поиска дополнительной информации удается «наглядно» увидеть, прочувствовать плюсы и минусы различных вариантов решений. В ходе ролевой игры используются и дискус сии, которые также помогают принять верное решение.
7. Многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуации.
Деятельность участников ролевой и деловой игры оценивается по следующим параметрам:
- эффективность принимаемых участниками игры решений. Критерии эффективности: а) решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики (для де ловых игр), культурологических, исторических, межкуль турных и других особенностей контекста ситуации; б) компетентность участников игры (особенно для деловых игр); в) затраченное на поиск решения время; г) рассмотрение альтернативных подходов, возможных спосо бов решения; д ) трудоемкость; е) предвидение последствий принимаемого решения;
- активность участников игры;
- оригинальность, творческий подход к поиску выхода из со здавшейся проблемной ситуации;
- использование интеллектуальных умений критического мыш ления;
- достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействия в контексте дан ной ситуации.
В ролевых и деловых играх немаловажное значение приобрета ет сопровождающий фон — все виды наглядности: иллюстра ции, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы и т.д. В зависимости от сценария игры, ее сюжета возникает необ ходимость показать место, где будет происходить действие и участников (например, фотография офиса, пресс-конференции, больницы и т.д. — для деловых игр; фотографии различных до стопримечательностей, представителей разных народов, с кото рыми встречаются участники «путешествия» и т. п. — для ролевых игр). По ходу игры возникает необхо димость разрабатывать какие-то документы (например, маршрут экспедиции, предложения в законодательные органы, отчеты для налоговой инспекции, истории болезни пациентов и пр.). Воз никает необходимость обсудить некоторые вопросы, для чего могут потребоваться убедительные доказательства, требующие не только вербального, но и графического выражения: таблицы, графики, схемы, диаграммы.
Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершен ствовании навыков и умений, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. В игровой ситуации ошибки допустимы. Они не наказуемы в обычном понимании и даже могут стать новым интересным поворотом в игровой ситуации. Игры для того и используются в каче стве метода обучения, чтобы предостеречь будущих специалистов и просто обычных людей от возможных ошибок в профессиональ ной деятельности, жизненных ситуациях, научить грамотно ис кать выход из любых проблемных ситуаций, это действенное средство для раз вития критического и творческого мышления.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Рррррр РОЛЕВАЯ ИГРА |
ПППП ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ |
СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ |
ЛЕГЕНДЫ УЧАСТНИКОВ | ОБСУЖДЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ ОТ ЛИЦА ПЕРСОНАЖА ВОЗМОЖНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ |
ПОИСК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ |
РОЛЕВАЯ ИГРА – ВОЗМОЖНЫЕ ВЫХОДЫ ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ |
ДРАМАТИЗАЦИЯ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы гуманистической педагогики
Нравственность человека – актуальная тема для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной; современный школьник стал неуважительно относиться к старшим, склонен к насилию ...
Принципы гуманистической педагогики
В статье описаны множество принципов гуманистической педагогики. Материал лекционного характера...
Классный час "Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике"
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников....
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В статье рассматриваются принципы гуманистической педагогики и роль учителя в образовательном процессе...
Гуманистическая педагогика С. Френе
Нельзя сказать, что педагогика Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать её с педагогикой Марией Монтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по...
Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики
Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики...
Сценарий ролевой игры проблемной направленности
Ролевые игры проблемной направленности Ролевые игры проблемной направленности являются мощным образовательным средством. Они позволяют сочетать сразу несколько педагог...