Выступление на ШМО по теме: "Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности при обучении математике."
материал по математике (9 класс) на тему
Личностно ориентированный подход стремительно распространяется в образовательном пространстве России. Популярность этого подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: динамичное развитие Российского общества требует формирования в человеке яркой индивидуальности, прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость нынешних школьников, необходимость гуманизации отношений детей и взрослых в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности при обучении математике.
Общее образование не есть изучение предметов.
А есть развитие личности предметами.
На первом плане стоит личность, субъект,
его интересы, а предметы – на втором.
П.Ф. Каптерев
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно распространяется в образовательном пространстве России. Популярность этого подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: динамичное развитие Российского общества требует формирования в человеке яркой индивидуальности, прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость нынешних школьников, необходимость гуманизации отношений детей и взрослых в современной школе.
Личностно ориентированное обучение предполагает отношение к ученику как к неповторимой индивидуальности, создание благоприятных условий для развития его личности, самоопределения и самореализации через образование.
Наступившая эпоха ориентируется на человека культуры, в том числе и математической.
Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонности и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.
Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению заданий? Уверена, что каждый из нас постоянно задает себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег.
Выбор проблемы обусловлен рядом факторов:
- актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.
- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учете результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения.
- развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования.
Следовательно, перед каждым из нас постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Начиная каждый новый учебный год, задаю себе вопросы:
Кто такой мой ученик?
Прежде всего – человек! Возраст моего ученика – 10 – 17 лет.
Чему учит мой предмет?
Мой предмет нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.
Чему я хочу научить своих учеников?
Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками; посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила: кто им следует – тому неопасен обман чувств» (Леонардо Эйлер).
Как я могу добиться лучшего усвоения знаний моими учениками?
В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно ориентированное обучение.
Я постаралась систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе расширить границы его использования.
Что такое личностно ориентированный подход? В образовательной системе это средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под индивидуализацией понимается учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика и его склонности.
«Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует:
- дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности;
- проектирование (технологизация) личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
- только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
Свою работу по обучению учащихся математике начала с психолого-педагогической характеристики учащихся. В этом большую помощь оказал психолог школы. Эта характеристика помогает мне:
- ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
- создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.
Данная диагностика способствует своевременному устранению «пробелов» знаний учащегося в изучении данного раздела математики.
На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.
Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и невысокого уровня развития. В работе с сильными учениками практикую самостоятельные работы, требующие оценить готовое решение и найти ошибку. Это гораздо сложнее, чем просто решить задание, т.е. здесь требуется умение контролировать процесс решения, знать на какие этапы решения следует обратить особое внимание. Это доступно не всем ученикам.
В пятом классе, когда взяла ребятишек, начала постепенно вводить ситуации выбора в учебный процесс. Поэтому, на различных этапах урока создаю ситуацию выбора.
Никто из нас не любит навязанные действия, отсутствие вабора. И особенно не любят это дети. Поэтому необходимо предоставить ученику свободу выбора с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Основные особенности личностно-ориентированного урока.
К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований, которым я стараюсь следовать.
Основная цель уроков данной педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Каковы средства достижения этой цели?
Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока:
- образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;
- воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
- развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Определяю место урока в системе уроков, сообщаю не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираем пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремлюсь создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе из реализации.
На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.
Поведение учителя на уроке – это умение владеть классом. Я стараюсь организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность. Я считаю, что такое поведение учителя позволяет отдельным ученикам с учетом из индивидуальных способностей как-то положительно проявить себя, а стиль и тон учителя поможет им в этом.
На уроках я сочетаю различные формы коллективной и индивидуальной работы, организую самостоятельную работу учащихся, сокращаю однотипные упражнения. Создаю на уроках ситуацию активного общения, не только монолога, но и диалога, полилога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.
Данный подход позволяет выстраивать процесс познания «от ученика»:
- осознание школьниками хода своих умственных действий;
- коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировка, выяснения закономерностей;
- интенсивная самостоятельная работа;
- работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки;
- групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ тог, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Осуществление личностно ориентированного подхода обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных достижений.
Считаю, что на этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведется лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относиться школьник к учению, какова его познавательная активность.
Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнять задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учебе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.
Контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.
Для отслеживания этой динамики использую различные виды контроля:
- стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
- прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;
- итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Для осуществления контроля учебной деятельности применяю различные варианты составления и оценивания работ:
Первый вариант – ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в течение отведенного на выполнение работы времени.
Второй вариант – школьник выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.
Третий вариант – ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки.
Динамика развития учащихся фиксируется при анализе тестовых, тематических контрольных, самостоятельных работ и срезов, итоговых контрольных работ.
При задании на дом указываю не только тему, но и объем заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляю право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показываю слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи.
Этап. Рефлексия.
Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учетом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям.
Можно предложить продолжить фразу:
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
«Сегодня на уроке мне не понравилось…»
«Сегодня на уроке мне не удалось…»
Выводы.
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
Каждый из детей – личность;
Одна выявленная, другая – затаенная…
Вот оно, поле деятельности,
выявляй, рассекречивай, помогай
детям справиться с внутренними конфликтами…
Е.Г. Макарова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностно-ориентированный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности".
В статье систематизированы материалы о личностно-ориентированном подходе. Особое внимание уделено характеристике основных положений личностно-ориентированного образования, личностно-ориентированного у...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»
Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...
Принципы обучения как основной ориентир в педагогической деятельности
Как известно, принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, рег...
Статья «Личностно-ориентированное обучение как один из современных подходов в педагогической деятельности в свете реализации ФГОС»
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегос...
Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...
Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...