Факторы развития личности
статья по теме

Лесун Анастасия Александровна

Статья рассказывает о факторах развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_razvitiya_lichnosti1.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы развития личности

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития осуществляется во время становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке – это физическое развитие, включающее в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие – это психический, духовный, интеллектуальный рост.

Человек достигает уровня личности, когда он становится носителем сознания и самосознания, способен самостоятельную преобразующую деятельность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. «Личность» - это социальная характеристика человека, которая формируется под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность мерится присвоением общественного опыта, а так же отдачей обществу материальных, духовных ценностей. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный, противоречивый процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Развитие не является только накоплением количественных изменений по прямолинейному движению от низшего к высшему. Это переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Философские течения по – разному объясняют это процесс.

Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой – это часть мнений идеалистической философии. Диалектико – материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи; уничтожение старого и созидание нового; человек создает средства существования своим трудом.

Развитие человека связано с внутренними и внешними условиями. Внутренние условия – физиологические и психические свойства организма. Внешние условия  - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что ведет к новому изменению. И так без остановки.

Существует биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер), где связаны природные условия и формы человеческого развития. Согласно этому закону индивидуальное развитие представляет собой краткое и быстрое повторение развитие вида. Это повторение основных стадий развития вида. Действительно, человек отчасти повторяет развитее предков.

Установлено, что процесс развития зависит от трех факторов – наследственность, среда и воспитание. Взаимодействие этих связей может быть оптимальным или негармоничным. Это демонстрирует то, что ни один из звеньев не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Биологическое в человеке – это все то. Что связывается с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Наследственность – это передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Гены являются носителями наследственности.

Наследственность включает в себя общее, то, что делает человека человеком, так и то, что делает людей не похожими друг на друга.

Зоны наследственности, которые остаются незаполненными, представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Это реализуется с помощью саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов есть ближняя и дальняя среда.

Огромную важность среды признают все педагоги. Но конкретной оценки влияния не существует. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Воспитание основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Воспитанием можно добиться много, но полностью изменить человека нельзя.

Одна из важнейших задач правильного организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания стоит в том, чтобы создать зону, где нужно решить проблему с помощью кого-то, а затем самостоятельно.

Деятельность человека дополняет наследственность, среду и воспитание. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Существует прямая связь между результатом развития и интенсивностью деятельности.  Чем больше человек в определенной области работает, тем выше уровень его развития в этой области.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целенаправленное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность нужно организовывать и разумно направлять.

Важна не столько деятельность сама по себе€, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Все проявления активности имеют один источник – потребность. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, опираются на его собственное отношение к действительности.

Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественную активную, инициативную, творческую личность.

Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Список использованной литературы:

  1. Сластенин В.А. и др.  Педагогика. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.;
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 книгах. – М.: Владос, 1999. – книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение как фактор развития личности.

Здесь я поделюсь опытом работы по данной теме....

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Семейное воспитание как фактор развития личности ребенка

статья для конкурса "Лучшая статья по психологии и педагогике - 2012"...

Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности учащегося

Доклад на научно – практическую конференцию «Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы»....

Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника

В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...