Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности учащегося
статья по теме

Скляр Александр Николаевич

Доклад на научно – практическую конференцию «Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx33.36 КБ
Package icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черновская средняя общеобразовательная школа

Научно – практическая конференция «Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы»

Доклад

Тема «Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности учащегося»

Выполнил учитель географии

1 квалификационной категории

Скляр Александр Николаевич

"Мастерство  -  это то, чего можно добиться, и как может быть известным     мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог..., а насколько он овладеет мастерством  -  зависит от собственного напора".

А.С.Макаренко

            В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов  педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

          Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.  Модернизации образования предъявляет учителям ключевые компетенции в сфере проектирования развития личности учащихся, педагогического сопровождения личностно-ориентированного и развивающегося обучения, создания условий становления ключевых компетенций личности обучающихся.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.

         Основной  целью данной работы будет являться раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих, исследование уровней коммуникативной компетенции педагогов и учащихся отдельно взятой школы и определение путей повышения коммуникативных склонностей.

           Коммуникативный компонент педагогического общения также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей участников диалога. На ранних этапах педагогического взаимодействия ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией, т.к. не имеет достаточных для этого знаний. Педагог выступает носителем человеческого опыта, который воплощён в заложенных в образовательную программу знаниях. Это, однако, не означает, что педагогическая коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В современных условиях оказывается недостаточным простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения, стимулирующие самостоятельное нахождение учащимися необходимой информации и её последующее использование применительно к разнообразным условиям. По мере овладения всё большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником учебного диалога, вносящим значительный вклад в коммуникативный обмен.

           Проблемы профессиональной деятельности современного учителя и совершенствования педагогического мастерства особенно актуальны. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть коммуникативным и компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к деятельности и характеризует его профессионализм.

             Цель моей педагогической деятельности – обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний по географии через развитие коммуникативной компетентности, формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании.

            В связи с этим определяются задачи моей педагогической деятельности:

1. Обеспечение качества усвоения знаний по географии.

2. Содействие развитию коммуникативной компетентности.

3. Развитие общеучебных умений и навыков.

4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

          Технология моей работы отражает решение этих задач в учебном процессе, однако, имеющийся в теории и практике опыт создания педагогических технологий, ориентированных на формирование личности школьников, не всегда может быть использован, так как образование на личностном уровне - это смысловое, субъективное восприятие реальности, и никакая предметная деятельность не гарантирует образование "требуемого" смысла. Говорить о технологии воздействия на личность можно лишь с высокой долей условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, инициатором любого процесса своего образования.

          Основными задачами формирования коммуникативной компетенции я считаю: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся общегеографических, экономических, этнографических и культурных ценностей, что необходимо для успешного овладения другими предметами.

       При решении поставленных задач, конечно, возникают проблемы связанные с различным уровнем коммуникативных компетенций у учащихся. Для выявления проблем и дальнейших коррекций в работе применяю анкетирование и самодиагностику среди учащихся.

Лист самодиагностики (деятельностно-коммуникативная)

        Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак “+”, в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.

       Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.

Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко

Сделать это мне. . .

1.

Сделать устное сообщение

2.

Составить план ответа

3.

Пересказать материал

4.

Ответить на вопрос

5.

Написать краткий ответ

6.

Написать развёрнутый ответ

7.

Вести диалог

8.

Владею этикетными средствами языка

9.

Определить свои удачи (неудачи)

10.

Анализировать и оценивать ответ

11.

Писать отзыв

12.

Использовать в речи новые слова

Лист самодиагностики (ценностно-ориентационная)

Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным

2.

Я владею культурой общения

3.

Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников

4.

Я могу признать свою ошибку

5.

Я могу доказывать свою точку зрения

6.

Делаю выводы.

В результате проведения самодиагностики делается вывод о сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.

Анкета (предметно-информационная)

1. Осознаю недостаток информации по предмету.

2.  Применяю предложенный учителем способ получить информацию из указанного источника.

3. Понимаю полученную информацию.

4. Понимаю выводы по определенному вопросу.

5. Осознаю, какой информацией по вопросу владею, какой – нет.

6.  Применяю предложенный учителем способ получить информацию из нескольких источников.

7. Умею приводить аргументы.

8. Использую полученную информацию в своей деятельности.

9. Осознаю свои проблемы в общении.

10. Соблюдаю способы преобразования информации.

11.  Выбираю информационные источники, которые соответствуют цели моей работы.

Анкета (деятельностно-коммуникативная)

1. Понимаю проблемы, цели и задачи.

2. Имею общее представление о результатах своей деятельности.

3. Высказываюсь по поводу полученного результата.

4. Формулирую цель и задачи (сам, с помощью учебника).

5. Планирую свою деятельность.

6. Умею оценивать процесс деятельности и результат.

7. Анализирую свою деятельность.

8. Работаю с вопросами на уточнение.

9. Умею работать в группе.

10. Умею устанавливать контакт с аудиторией.

11. Соблюдаю нормы изложения текста.

       По результатам диагностики  подбираю соответствующие методики, которые помогают решить проблемы по формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

       Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся я вижу в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Поставленные задачи в формировании коммуникативной компетенции я решаю при использовании различных педагогических технологий и методов. Исследовательский подход к предмету помогает рассматривать материал как учебное исследование. А дискуссия по исследовательским и творческим работам дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить. Ребята с удовольствием принимают участие в создании и защите проектов, исследовательских и творческих работ школьного, районного так и регионального масштаба. Неоднократно становясь победителями и лауреатами конкурсов.

         Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Данный метод обучения применяю поэтапно, всего выделяю шесть этапов:

подготовительный этап (выявляется субъектный опыт учащегося);

I этап – постановка проблемной ситуации (постановка и определение проблемных ситуаций);

II этап – формирование учебных групп (для разрешения поставленных противоречий);

III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе (усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи);

IV этап – презентация групповых решений (устное сообщение, представление структурно-логических схем, заполнение таблиц и пр.);

V этап – рефлексия прошедшего занятия.

Таким образом, применение методов интерактивного обучения на уроках географии является условием преодоления коммуникативных барьеров школьников в учебной деятельности, способствует развитию навыков самопрезентации, позволяет школьникам развивать свои потребности в успехе, не испытывать негативного отношения и переживания тревоги в ситуациях проверки знаний.

Игровой метод, который несёт в себе функцию увлекательности, так как, увлекая, игра ведет к познанию, даёт возможность для взаимообучения, так как предполагает групповые формы работы и совещательный процесс. В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому  уделяю особое внимание игре в ходе учебного процесса.

Игра на уроке – комплексный носитель информации.  В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Одним из примером применяемых мной в учебной деятельности служит ролевая игра. На своих  уроках использую различные ролевые игры и игры - состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 класса наиболее интересными являются сюжетно – ролевые игры типа игр-путешествий.  Примеры: «Путешествие по Африке», «Путешествие по Индийскому океану», «Будущее Антарктиды». В 8-10 классах ролевые игры постепенно изменяю, в них использую более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»).

Использование информационно-коммуникативных технологий  даёт мне возможность сформировать способности учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Внедряя данную технологию у себя на уроках, предусматриваю и новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебных задач, широко использующего информационные технологии и Интернет для получения необходимой информации.

         Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Для оценки использую таблицы № 1–4.

Таблица № 1

Оценка проявления коммуникативной компетенции

Информационно-предметная

Ф. И. учащегося

Знает источник информации

Знает способы преобразования информации

Знает стили подачи информации

Знает содержание раздела

Общее кол-во ком-ых проявл

%

Уровень проявления

Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”. Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

Таблица № 2

Оценка сформированности коммуникативной компетенции (деятельностно-коммуникативная)

Ф. И. учащегося

Умения

Вид речевой деятельности (комплекс операций)

Проявление видов коммуникативных действий

Зона ближайшего развития

% реализации

Уровень реализации

Владеть продуктивными навыками различных видов

– делать устное сообщение

- вести диалог

действия

всего

с помощью учителя

сам

Таблица № 3

Проявление коммуникативной компетентности

Ценностно-ориентационная

Ф. И. учащегося

Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным)

Культура общения

Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении

Умение принимать общечеловеческие ценности

Умение мыслить критически

Оценка

%

уровень

1.

          Индивидуальные показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.

          Окончательный результат (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50% обозначает низкий уровень сформированности 50–70% средний, 70–100% – высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика или класса в процентном отношении.

        Для определения результата педагогической деятельности был проведён анализ динамики уровней сформированности коммуникативной компетенции  учащихся 10 класса за последние три учебных года.

Таблица № 4

          Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся10 класса

Период

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Уровень сформированности

2007-2008

52

56

54

2008-2009

58

62

60

2009-2010

69

81

75

        Данные таблицы показывают рост уровня сформированности коммуникативной компетенции, что подчёркивает развитие и становление личности учащихся. Положительная динамика так же наблюдается и в учебной деятельности, при 100% успеваемости качество обучения повысилось до 60%. Учащиеся ежегодно являются призёрами и победителями школьных, районных и областных предметных олимпиад.  Активно участвуют в различных проектных, исследовательских и творческих конкурсах, где так же добиваются высоких результатов. Сформированные коммуникативные компетенции дают возможность моим выпускникам сдавать ЕГЭ с высокими результатами. Успешно поступать и учиться в высших учебных заведениях, таких как НГПУ, Академия Геодезии и Картографии, НЭТИ, НГТУ, НГУЭУ и другие. Многие выпускники выбрали профессию педагога и по окончанию университета трудятся в учебных заведениях области.

          Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.                  Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркиваю также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.             Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки?  Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

         

         



Подписи к слайдам:

Коммуникативная компетенция педагога как фактор формирования личности учащегося
"Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог..., а насколько он овладеет мастерством - зависит от собственного напора".А.С.Макаренко
Творческих успехов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем  учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Доклад: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...

Доклад на педагогический совет" Дополнительное образование как фактор развития личности учащихся" март 2023 года

Решение проблемы участия детей с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности....


 

Комментарии

Скляр Александр Николаевич

Основной целью данной работы будет являться раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих, исследование уровней коммуникативной компетенции педагогов и учащихся отдельно взятой школы и определение путей повышения коммуникативных склонностей.