Дифференцированное обучение как фактор развития личности.
статья (алгебра) по теме

Ющенко Александра Павловна

Здесь я поделюсь опытом работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_yushchenko_a.p..doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение как фактор развития личности.

(Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ с УИОП №29 г.Георгиевска Ющенко Александры Павловны)

     Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей - это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

      Актуальность проблемы развития личности заключается в том, что дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

               Уровни содержания обучения

        Как показал опыт моей работы, эффективность обучения во многом определяется тем,  в какой мере в процессе обучения учитывается интерес школьника к предмету, уровень знаний, что обусловливает необходимость перехода к дифференциации обучения. Для этого требуются программы и учебники с учетом уровневой и профильной дифференциации, а так как  этих учебников нет , то приходится самому выбирать его из различных предметных журналов, разно уровневых дидактических материалов , которых сейчас много выпущено.

А теперь об этих уровнях образования. В основу уровней демократизации обучения положено выделение базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки. Базовый уровень должен определить и задать нижнюю границу полноценного и качественного школьного образования. Но есть еще неуспевающие учащиеся, которые значительно отстают в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.  Поэтому для оценки достигнутого уровня умения решать математические задачи я использую четыре уровня усвоения. В зависимости от варианта предъявления ученику задачи от него требуется выполнение деятельности продуктивного и репродуктивного характера.

В основу вычленения уровневой дифференциации задач может быть положен критерий субъективной новизны ситуации для решающего. Выделим три уровня сложности учебных задач, которые соответствуют I, II и III уровням усвоения опыта, приведенным в таблице.

I уровень. Задачи решаются учащимися на основе только что изученных знаний и способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил, алгоритмов, формул и т. п. в различных конкретных ситуациях, не требующих преобразующего воспроизведения структуры усвоенных знаний. Готовность учащихся выполнять воспроизводящую деятельность этого уровня рассматривается как обязательный результат обучения, который вычленен в большинстве школьных учебников.

II уровень. Задачи требуют от учащихся применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации, которое сопровождается преобразующим воспроизведением. Ученик, комбинируя известные приемы решения задач, уточняет, проясняет задачную ситуацию и выбирает соответствующий способ деятельности. К такого рода задачам относятся так называемые комбинированные задачи, требующие применения различных элементов знаний уже усвоенных на I уровне.

III уровень. Задачи этого уровня требуют от ученика преобразующей деятельности при избирательном применении усвоенных знаний и приемов решения в относительно новой для него ситуации, заключающейся в использовании действий I и II уровней, в конструировании новых для ученика систем, позволяющих решить предложенную задачу. В процессе поиска решения задачи ученик, используя интуицию, смекалку, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания. Деятельность ученика постепенно освобождается от готовых образцов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер.

     Ученик добровольно , как по ступенькам  лестницы , может подниматься с одного уровня на другой и постоянно находится в зоне ближайшего развития , то есть обучаться на максимально посильном уровне трудности. Таким образом создается добровольное сотрудничество ученика и учителя . Конечно учителю труднее. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику в зависимости от знаний и здоровья,  строгая дозировка и дифференциация знаний, разнообразие видов работы. Необходимо создать ситуацию успеха каждому ребенку , вызвать желание перехода к более высокому уровню , но при этом избегать легкости при обучении но и не перегружать .

            Диагностика мотивации к обучению

Любой ученический коллектив условно можно разделить на группы : с положительным и отрицательным отношением к учебе , владеющих и не владеющих знаниями. Это условное деление дает возможность организовать работу по формированию учебной деятельности учащихся дифференцированно и с учетом их индивидуальных способностей. Для того чтобы выявить в классе такие группы  провожу частичную диагностику учащихся в начале учебного года . Приведу пример  анкеты  для выявления мотивации  на изучение математики в 8 – 9 классах  . Проводить обучение без учета этого факта с надеждой на успех бессмысленно.

   Анкета:  1. Нравится ли тебе предмет «математика» ?

                   2.Можешь ли ты объяснить , почему ?

                   3. Нужна ли тебе математика ?

                   4. Если нужна попробуй объяснить – зачем , если    

                       нет - то почему?

                   5. Что является , на твой взгляд причиной твоих

                       неуспехов или неудач ,если они случаются ?

                   6. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по

                       математике ?

                   7. Нужна ли тебе помощь при выполнении  

                       домашних заданий ?

                   8. Как ты оцениваешь свои знания по математике ?

Результаты анкетирования показывают, что математика как предмет им нравится, но объяснить, почему многие не могут.

Следующий этап : проверка актуального уровня знаний ( См. приложение 4). Предлагаемые задания позволяют проверить актуальный уровень знаний учащихся , необходимый для дальнейшего изучения материала по курсу, дают возможность  в течении четверти контролировать уровень знаний , умений и навыков учащихся .

Полная комплексная диагностика проводится по следующим параметрам:

  • обученность
  • обучаемость
  • проверка актуального уровня знаний
  • проверка сформированности интелектуальных умений и навыков (в виде тестовой работы)

          Контроль знаний на уроках математики

       

     1.Самостоятельные работы обучающего характера

   Сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся ещё непрочны, составляю самостоятельную работу в основном из заданий репродуктивного характера, но обязательно включаю задания развивающего характера. При выполнении тренированных самостоятельных работ разрешаю пользоваться учебником, записями  в тетради, опорными конспектами. Это создает благоприятный климат для слабых учащихся. Они легко включаются в работу и выполняют ее. Сейчас много дидактических разно уровневых материалов выпущено для всех классов. По этим карточкам учащиеся привыкают работать самостоятельно. Собираю такие комплекты заданий по темам. Каждый комплект состоит из 6-8 вариантов разного уровня. Варианты размещаю в конвертах, отмеченных разным цветом. Ученик сам выбирает себе именно ту карточку, которую он в состоянии решить видит сразу оценку, которую получит.

    В каждый вариант наряду с тренировочными задачами включаю задания развивающего характера, отмеченные *, решение которых связано с проявлением смекалки, сообразительности. Конечно,  для слабых учеников составляю простые, достаточно «прозрачные» задачи на соображение, для сильных – более сложные.

Формы: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п. ) Работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары, семинарско-зачетная система, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, помощь на уроке,).

  В соответствии с этими идеями разработан блок по теме «Квадратные уравнения» ,карточки для индивидуальной работы с учащимися ,открытые уроки  (см. Приложения )

     2.Тестовая проверка уровня усвоения

. Часто самостоятельные тренировочные задания даю в виде тестов. Каждая работа содержит несколько вариантов. Первые два варианта репродуктивного уровня, некоторые из них могут содержать подсказки. Задания 3-го и4-го вариантов несколько сложнее первых двух. А 5 и 4 варианты  рассчитаны на талантливых учащихся, с выраженным интересом к математике.

    Тематические тесты, которые даю  перед  контрольной  работой,  имеют 4 равноценных варианта, содержащих 10 заданий основного уровня  и 5 заданий усложненного. Время  выполнения 20-25 минут. Правильный ответ в заданиях основного уровня и оценивается 1 баллом, а усложнённого – 2 балла. Оценка 3 – за 5-10 баллов, 4 – за 11-12 баллов 5 – за 13-15 баллов.

(см. Приложение 3).

 Тематические тесты показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий, определяю, нужно ли ещё заниматься данной темой.

      3. Самостоятельные и контрольные работы

Контрольные работы а также самостоятельные контролирующего характера  даю разно уровневые содержащие 8-10 вариантов.(См.Приложение 2) Разработаны контрольные работы по алгебре и геометрии  для 8-9 класса.

      Варианты 1-4     на оценку «3»-задачи, разобранные на уроках, с изменением формул, чисел. Ученик должен эту задачу решить без использования тетради.

      Варианты 5-6 на оценку «4» - задачи, над которыми необходимо подумать.

      Варианты 7-8 на оценку «5» - задачи, для решения которых ученик должен использовать все свои знания, логику, математические способности.

Такой подход с одной стороны, стимулирует учащихся, с другой – не оскорбляет самолюбия ученика, т.к. степень трудности задачи он выбирает сам.

    Из   опыта своей  работы  знаю,  что   разно уровневые  задания,  составленные  с  учетом  возможности  учащихся,  создают  в  классе   благоприятный   психологический  климат.  У  ребят  возникает   чувство   удовлетворения   после  каждого  верно  решенного  задания.  Успех,  испытанный  в  результате  преодоления  трудностей,  дает  мощный  импульс  повышению  познавательной   активности.  У  учащихся,  в  том   числе  и  у  слабых,  появляется  уверенность  в  своих  силах.  Все  это  способствует  активизации  мыслительной   деятельности   учащихся,   созданию   положительной   мотивации   к  учению.

  При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

    Домашние задания также задаю дифференцированно. Номера даю с возрастающей сложностью, где последний номер отмечен, как развивающий.

    Формирование навыков самоконтроля

 Одним из важнейших факторов ,обеспечивающих  самостоятельную деятельность учащихся, является  самоконтроль, назначение которого заключается в своевременном предотвращении или обнаружении  уже совершенных ошибок.

        Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный , осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения ( при изучении нового материала, при отработке навыков  практической деятельности ,при самостоятельной работе

учащихся и т.д.)

       Математические диктанты – одна из форм организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.  Математические диктанты провожу после изучения каждого пункта учебника. Каждый ученик готовит двойной лист тетради и лист копировальной бумаги. По окончании диктанта, дети вынимают копирку, после чего  они лишаются возможности делать исправления  , так  как в зачет идут  только записи имеющиеся на обоих листах. Я предпочитаю такой прием самоконтроля, как сверка с образцом. Образцы заготавливаю заранее. На втором листе  исправляют ошибки , записывают решения невыполненного задания. Иногда работа над ошибками заканчивается самооценкой.

Иногда вместо самоконтроля используется взаимопроверка соседями по парте, или по варианту. Наиболее высокий процент объективных оценок ,как правило ,бывает при взаимопроверке соседей по варианту. За диктант можно выставить две оценки – учителя и ученика.

           Еще один способ формирования навыков  самоконтроля ,это проведение тематических тестов. Выполняется также на двойных листах с копиркой. Самопроверка по образцу.

          При изучении новых понятий, определений хорошим упражнением является  упражнение вида «найти ошибку и исправить ее»  .

         

                    Дидактические игры

 как средство активизации учебного процесса

     Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами. Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры., развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему , организовывать работу по ее решению.

Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, неподдельного интереса, то есть осуществить принцип педагогики сотрудничества.

Мало знать теорию, необходимо продумать технологию игры, четко определить ее цели.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно- контрольные, сюжетно-ролевые и творческие. На многих уроках провожу тренировочные игры «Домино» ,  «Решение кроссвордов» , «Цепочка» , « Кто быстрее сядет в ракету» , «Карусель»

Как правило , во время игры дети  очень внимательны, сосредоточены. Увлекшись ,не замечают , что  учатся. При проверке арифметических действий с числами предлагаю игру «Лото» . У ученика 7-8 карточек  с упражнениями  и большая  карта с ответами . Ученик решает пример и накрывает карточкой  соответствующий ответ. Если все примеры решены правильно , то обратные  стороны карточек составляют какой-то условный шифр – рисунок . Игра «Кодированные упражнения» Даются задания с кодированными ответами. Каждому ответу соответствует буква. Выполнив все упражнения , у ученика должно получится слово. Очень важно чтобы учащиеся были не только оценены , но и словесно поощрены. При решении тестов, когда  учащиеся получили ответ, они составили анаграммы со словами «молодец»  и «спасибо».

 В 6-ом классе при изучении «Координатной плоскости » провожу соревнования  художников.

         Ребятам очень нравятся такие игры . Даже пассивные дети включаются в игру, И главное сразу же можно проверить  самого себя и исправить ошибки.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Семейное воспитание как фактор развития личности ребенка

статья для конкурса "Лучшая статья по психологии и педагогике - 2012"...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

Трудовое обучение как фактор развития социально-адаптированной личности воспитанников с ОВЗ, обучающихся в Горковской МС(К)ОШИ-8 вида.

Работа о необходимости  трудового воспитания для успешной  социализации и интергации людей с ОВЗ в современном обществе....

Доклад. Дифференцированное обучение - условие для развития творческой личности

Дифференцированное обучение - условие для развития творческой личности....

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения образовательного процесса в объединении

Применение разноуровневого обучения на разных этапах учебного процесса....