Внеурочное проектирование
учебно-методический материал по теме
В данной статье будут описаны требования к организации внеурочного проектирования, т.е созданию индивидуальных и группвых проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_proektirovanie.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное проектирование.
Внеурочное проектирование – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика. Это работа, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Работу над проектами мы рассматриваем как способ формирования УУД: регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных.
Внеурочное проектирование бывает разных видов. Наиболее распространенным является учебное исследование и проектно - исследовательская деятельность. Тонкую границу между ними дети должны различать.
- Учебное исследование - это процесс, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего, под руководством специалиста – научного руководителя, и сопровождающийся овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
- Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая также общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Но в отличие от исследовательской непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Работа над проектом делится на ряд этапов: подготовительный. К этому этапу относится поиск проблемы, выбор темы, постановка цели, формулировка задач, выдвижение гипотезы, разработка плана работы.
Следующим этап: работа над проектом предполагает работу в информационном поле, переработку полученных данных, анализ и структурирование полученной информации, использование полученной информации на практике, проведение (по необходимости) социологических наблюдений, опросов, анкетирования, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, подведение итогов работы, составление презентации
Следующий этап работы – публичная защита проекта и последний – рефлексия проделанной работы.
А теперь остановимся подробно на каждом этапе.
Итак, подготовительный этап начинается с выбора темы и определения проблемы. С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования. Выбор темы – залог успеха. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Требования к выбору темы:
- Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем.
- Тема должна быть актуальна.
- Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях.
- Формулировка темы может содержать спорный момент. «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»
- Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
- Тема может иметь два названия: теоретическое (формально-логическое) и творческое (образное). «Надо, надо умываться… История умывальника»
- Выбор темы интересен и руководителю.
- Тема должна быть правильно сформулирована.
Трамплином исследования является определение проблемы.
Проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Например: в школьном музее Боевой славы ОМСБОН хранятся три различные солдатские каски. Что экскурсовод должен рассказать об этих касках посетителям школьного музея?»
Далее мы должны выяснить насколько актуальным является для нас этот вопрос. Из этого и складывается актуальность работы. «Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания», -сказал доктор психологических наук М.Н.Арцев. Актуальность работы должна иметь научную, социальную и личную значимость. В нашем случае актуальность данной работы имеет практическую значимость и определяется возможностью создания очной, виртуальной и интерактивной экскурсии для школьного музея Боевой славы ОМСБОН по теме «Солдатская каска» Актуальность данной работы имеет также и личную значимость: даёт возможность ученику внести вклад в развитие школьного музея»
СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ... Определение цели, задач, предположения (гипотезы), методов ведения исследования. Планирование. Работа в команде и распределение ролей
Цель проекта или исследования - это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе Вашего исследования: теоретический и практический;
Основные признаки цели
1. Полнота содержания, т.е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности.
2. Временная определенность.
3. Реальность (соответствие возможностям).
4. Побудительность (соответствие мотивам субъекта деятельности).
5. Операциональность определения ожидаемого результата (контролируемость).
Исходя из цели, необходимо учить детей формулировать задачи. Цель должна быть одна, а задач может быть много. Цель ориентирует исследователя на получение продукта или формулировку выводов по исследованию. Задачи указывают путь к получению продукта.
Если мы работаем над учебным исследованием, то необходимо наличие гипотезы.
Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, или это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.
Требования к гипотезе
- она должна содержать предположение;
- она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;
- она должна быть логически непротиворечивой;
- она должная быть реально опровергаемая или доказуемая.
Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Определение методов исследования и планирование исследование, всё это входит в подготовительный этап работы. Тщательная и кропотливая работа на подготовительном этапе помогает ученику погрузится в проектно-исследовательскую деятельность.
На втором этапе работы над проектом задача педагога состоит в том, чтобы организовать самостоятельную поисковую работу, научить работать с информацией в просмотровом режиме, отбирать необходимую информацию для решения выбранной проблемы. Здесь же происходит анализ и классификация полученных данных, то есть их качественная и количественная переработка. На данном этапе ребята учатся проводить разного рода опросы , социологические исследования, интервьюирования, а значит совершенствуют свои коммуникативные навыки. На этом же этапе в процессе серьёзной поисковой или исследовательской работы происходит решение поставленной проблемы..
Затем все полученные данные оформляются, редактируются, то есть создаётся собственно продукт деятельности и мы приступаем к следующему этапу работы над проектом- публичная защита или презентация. Важность этого этапа иногда недооценивается, и тогда даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении неубедительно.
Что необходимо при этом учитывать при подготовке защитной речи? Защита должна длиться не более 5-7 минут (3 мин. на ответы на вопросы). Слайды презентации не должны дублировать текст.
На презентации должен быть представлен продукт проектной и исследовательской работы
- Одна из распространенных и удобных форм презентации работы – устная защита с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате Power Point.
Важнейшим как для детей, так и для руководителей является система оценки проектов. Мы предлагаем Вашему вниманию защиту проекта ученицы 4 класса Гагиевой Алины и просим его оценить по предложенной Вам схеме оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике
Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...
Проектирование уроков и внеурочных занятий с использованием современных технологий
Преподование химии по современным требованиям ФГОС...
Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
Из опыта работы учителя технологии....
Проектирование урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
Презентация...
Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»
Данная программа предполагает знакомство учащихся с историей деревень, с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения на протяжении не...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...