Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
статья по технологии по теме
Из опыта работы учителя технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №455 с углублённым изучением английского языка Колпинского административного района Санкт-Петербурга
Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
Из опыта работы учителя технологии высшей категории Мартыновой Елены Александровны (стаж 26 лет)
В настоящее время развитие творческой активности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие познавательной активности у учеников становится одной из основных задач современного образования и воспитания.
Систематизируя, обобщая и анализируя многолетний опыт своей педагогической деятельности, пришла к выводу, что решить эту важнейшую задачу актуально и продуктивно можно внедрением в уроки технологии приемов проектной и исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Главной целью моей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время. Я уверена, что достижение этой цели решает очень важные для современного образования и современного мира задачи:
- Развитие у ребят самостоятельного и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования;
- Обучение ребят навыкам системного поиска информации;
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков общения в ходе сотрудничества над решением проблемной ситуации;
- Формирование навыков публичного выступления, умения продуманно аргументировать собственные выводы, культуры рассуждения, ведения дискуссии;
Для достижения поставленной цели я провела серьезную, тщательную работу не только по пополнению и расширению методической и информационной базы своего предмета, но и уделила большое внимание собственному самообразованию. В 2008-2009 учебном году закончила несколько дистанционных курсов на образовательных порталах «Первое сентября» и «Мой университет». («Копилка активных методов обучения», «Как научиться разрабатывать проекты и получать гранты», « Мультимедийный урок в современной школе»).
Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования невозможно без особой атмосферы комфорта и взаимодоверия на уроке, которая каждому учащемуся даёт возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. (Самонадеянно? Но ведь это только попытка...) Поэтому, планируя свой урок, опираюсь на следующие дидактические принципы активных методов обучения:
- Принцип детоцентризма. Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на ученика. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. Проектное обучение предоставляет замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
- Принцип кооперации. В процессе работы над любой проблемной ситуацией организуется и осуществляется расширенное партнёрство: взаимодействие учениц с учителем и личностное в проектных группах.
- Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый ученик, работая над проблемной ситуацией, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания.
- Принцип учета индивидуальности учащихся. Планируя урок, учитываю интересы, темп работы, уровень обученности каждого, что позволяет включить всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.
- Принцип свободного выбора: темы проблемной ситуации, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Именно возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
- Принцип связи исследования с реальной жизнью. Проблемная ситуация обязательно должна иметь прагматическую направленность на результат, позволяющий соединить академические знания и практические действия. Это очень важно, так как любая проектная работа в той или иной степени должна быть направлена на улучшение окружающего мира.
- Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором. По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому я просто обязана предоставить этот шанс детям..
- Принцип создания психологического комфорта. На своих занятиях веду работу по созданию здоровьесберегающего пространства - это и органичное внедрение оздоровительных моментов в урок (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз, эмоциональные разрядки). И, конечно же, плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению и варианту другого. А так же - доброжелательная улыбка, креативные замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников).
- Принцип мотивации деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. «Ты можешь!» - напоминаю я ученице. «Она может!» - должны понимать окружающие. «Я могу!» - должен поверить в себя ребёнок.
В результате постоянного и эффективного применения этих дидактических принципов возросла познавательная активность учеников, увеличился объём работы на уроке вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности, возросло стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, проявляя инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ученицы не боятся ошибок, помогают друг другу.
И как результат - позитивная динамика уровня обученности, качества знаний и результатов участия в районных конкурсах и олимпиадах:
- за последние три года уровень обученности составил 100%;
- 99% девочек учатся на «4» и «5»;
- сборная команда девочек на районной игре по станциям регулярно входит в число призёров;
- в 2007 году проектная работа «Универсальный хранитель» Дианы Дыбок и Шумиловой Лены, учениц 8в класса, заняла 3 место на районной олимпиаде по технологии. Работа была опубликована на сайте «intergu.ru», где получила много положительных отзывов;
- в 2008 году дизайн-проект кухонных панно «Главнее всего погода в доме» Лизы Корсун, ученицы 8а класса, получил 1 место на районной олимпиаде технологии. Работа получила диплом и сертификат о публикации на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Портфолио» от образовательного портала «Первое сентября»;
- свои исследовательские и творческие работы мы регулярно демонстрируем на школьных и родительских творческих отчётах и выставках, на мероприятиях районного уровня, публикуем на страницах школьной газеты «На Тверской»
Подводя итог, я отмечу, что новая школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника, как самостоятельную творческую личность. И, следовательно, моя задача, как современного учителя – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Формирование исследовательских умений и навыков учащихся
Тенденции развития исследовательской деятельности учащихся (литературоведение, родоведение)...
"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"
Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....
Обобщение опыта по теме "Формирование исследовательских умений и навыков учащихся"
В работе обобщен опыт учителя математики и информатики. Преведены не только теоретические обоснования, но и практическое применение проектно-исследовательской деятельности....
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...
Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.
В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт ...
Создание благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности учащихся на уроках физической культуры
Самостоятельная деятельность по физической культуре...