Структура современного урока развивающего обучения по ФГОС
учебно-методическое пособие по теме

Лазарева Ирина Анатольевна

Подробная памятка по структуре современного урока открытия нового знания по ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура современного урока

j0432665.png

г. Новомосковск

2013 г.

Структура урока

в системе деятельностного метода обучения

Дидактическая основа системы деятельностного метода обучения включает:

  • мотивацию к учебной деятельности;
  • актуализацию знаний;
  • проблемное объяснение нового знания;
  • первичное закрепление во внешней речи;
  • самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);
  • включение нового знания в систему знаний и повторение;
  • итог урока;
  • рефлексию.

Цель этапа мотивации состоит в организации осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определении целей и содержательных рамок урока.

Цель этапа актуализации знаний – подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.

На этапе проблемного объяснения нового знания внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково или с помощью схем.

На этапе первичного закрепления нового зания во внешней речи изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи.

Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой – организация обратной связи и самоконтроля усвоения нового учебного содержания и одновременно интериоризация (передача информации другим людям, т.е. способность осознавать и усваивать отображаемое содержание) нового знания.

Цель этапа включения нового знания в систему знаний и повторения – определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках.

При подведении итога урока фиксируется новое знание, изученное на уроке, его значимость, организуется самооценка (рефлексия) и согласование домашнего задания.

Описанная структура урока значительно отличается от традиционной структуры урока, переход к ней – посильный для любого учителя шаг, который приносит достаточно быстрый видимый результат – положительную динамику в уровне усвоения детьми знаний, развитии их мышления, речи, познавательного интереса.

Мыслительные операции, необходимые на этапе

проектирования урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  • актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);
  • создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • определить содержательные рамки урока («могу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  • контрольные примеры по коррекции возможных неправильных ответов.

  1. Актуализация и пробное учебное действие. 

Цель:

  • актуализировать учебное содержание (указать какое), достаточное для восприятия нового знания;
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
  • зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);
  • самостоятельно осуществить пробное учебное действие;
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • задания и образцы представления их решений;
  • действия и вопросы учителя;
  • возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  • контрольные примеры и способы исправления ожидаемых ошибок.

3. Постановка проблемы.

Цель:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения – те знания или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • вопросы учителя, направленные на выявление места затруднения (Какие шаги решения вы выполняли? На каком шаге возникло затруднение?), и возможные ответы учеников;
  • вопросы учителя, направленные на выявление и фиксирование причины затруднения (Почему возникло затруднение?), и возможные ответы учеников;
  •  контрольные примеры по коррекции возможных неправильных ответов.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • выбрать способ реализации цели (уточнение, дополнение);
  • построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • формулировка и способ фиксирования цели и темы урока способ, план и средства реализации цели;
  • действия и вопросы учителя, возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  • контрольные примеры и способы исправления ожидаемых ошибок.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • вопросы учителя и возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  • контрольные примеры и способы исправления ожидаемых ошибок;
  • образцы эталонов и методы работы с ними.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

  • зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:        

  • задания для первичного закрепления и их правильные решения;
  • проговаривания текста выполненного задания;
  • формы и способы организации учебной деятельности;
  • возможные затруднения и способы коррекции.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • задания самостоятельной работы и эталоны для самопроверки;
  • способ представления и самоконтроля выполненных задании;
  • возможные ошибки и способы их коррекции;
  • способ и формы фиксации самооценки выполненной работы.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

  • определить границы применимости нового знания;
  • тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • задания и образцы их правильного решения;
  • способ представления заданий;
  • возможные ответы учеников (в том числе и неправильные);
  • контрольные примеры по коррекции возможных неправильных ответов и способы исправления ожидаемых ошибок.

9. Итоговая рефлексия. Задание на дом.

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;
  • зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • действия и вопросы учителя;
  • ожидаемые ответы учеников;
  • способы самооценки собственной деятельности;
  • фиксирование неразрешенных затруднений;
  • домашнее задание и способы его представления.

Реализация компетентностного подхода в преподавании выражается в решении следующих основных задач:

  • Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.
  • Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.
  • Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.
  • Создание простой и объективной системы мониторинга.

Собственную деятельность надо выстраивать на основе структуры методической деятельности и структуры урока с позиции компетентности. Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для уроков является создание проблемной ситуации.

Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке – это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создаются учеником. Данный этап урока можно представить следующей структурной таблицей:

Самостоятельная

продуктивная

деятельность ученика

Деятельность учителя,

содержание, формы, методы

Самостоятельная деятельность по приобретению новых знаний:

  • выбор способов действий;
  • планирование деятельности;
  • самоконтроль;
  • представление знаний;
  • самооценка;
  • рефлексия.

Организует деятельность по определению способов (путей) решения учебной задачи.

Организует самостоятельную деятельность по приобретению необходимых знаний:

  • по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы и оформления их, в каком либо виде;
  • через самостоятельную поисковую экспериментальную деятельность;
  • через поиск и систематизацию знаний из источников;
  • через групповое взаимодействие по обмену информацией.

Организует деятельность по самоконтролю, представлению результата, самооценке

Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, в частности, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы.

Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Основным средством реализации компетентностного подхода является изучение и использование современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, технологии деятельностного метода обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные культуросообразные виды деятельности.

Литература.

  1. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А. В. Миронов. - Волгоград : Учитель. 2013.-174 С.
  2. Назарова, Т. Н. Организация целостного образовательного пространства / авт.-сост. Т. Н. Назарова. – Волгоград : Учитель. 2012.- 187С.
  3. Ривкин, Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель. 2013.-183 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...

Структура современного урока в контексте реализации ФГОС

Учитель! Он всегда в дороге — В заботах, поисках, тревоге -И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, И нужно верный дать ответ. Он сам себя всех строже судит, Он весь земной, н...

Современный урок в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. На примере коррекционно-развивающего занятия по лечебной физической культуре «Комплекс упражнений на развитие выносливости. Бег в умеренном темпе до 2,5 минут»

Методика организации учебного процесса в сообветствии  в соответствии с ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ  на примере урока (коррекционно-развивающего занятия) по  лечебной физиче...

"Структура современного урока химии в условиях реализации ФГОС"

quot;Структура современного урока химии в условиях реализации ФГОС"...

"Структура современного урока химии в условиях реализации ФГОС"

quot;Структура современного урока химии в условиях реализации ФГОС"...

Структура современного урока истории и обществознания в рамках ФГОС ООО-Выступление на ШМО

Главным условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, в которомучебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он ...

Статья "Структура современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью"

Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Поэтому общество и современность требуют о...