Структура современного урока истории и обществознания в рамках ФГОС ООО-Выступление на ШМО
учебно-методический материал по истории

Егоренко Ирина Ивановна

Главным условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, в котором

  • учебная деятельность самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
  • учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик.
  • самоконтроль- определение правильности выполненного действия.
  • самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

В конспекте учителю необходимо прописывать цели для учителя и для учеников. Триединая цель учителя остается, но происходят следующие изменения:

  • Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
  • Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
  • Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на ШМО20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок истории и обществознания в рамках ФГОС ООО

Главным условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, в котором

  • учебная деятельность самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
  • учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик.
  • самоконтроль- определение правильности выполненного действия.
  • самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

В конспекте учителю необходимо прописывать цели для учителя и для учеников. Триединая цель учителя остается, но происходят следующие изменения:

  • Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
  • Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
  • Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД  

Структура современного урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»). 1-2 мин.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 5-7мин.

Рекомендации  к проведению:

– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;

– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, исторический/обществоведческий диктант и др.;

– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.

  1. Выявление места и причины затруднения.

анализ  учащимися возникшего затруднения; зафиксировать причины затруднения (недостающие знания, умения, способности); 1-2 мин.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий  диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

  1. Реализация построенного проекта.

организация самостоятельной деятельности учащихся для получения нового знания с использованием различных видов работы, с различными источниками информации; 10-14 мин.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

 Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Рекомендации к проведению:

– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение учащимися заданий нового типа, самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном, выявление и коррекция ошибок. 4-5 мин.

Рекомендации к проведению:

– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; 
– индивидуальная деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного; 4-5 мин.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
–   возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания. 4-5 мин.

10. Домашнее задание.

Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во-вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.

Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к  «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"

В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...