Структура современного урока истории и обществознания в рамках ФГОС ООО-Выступление на ШМО
учебно-методический материал по истории
Главным условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, в котором
- учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
- учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик.
- самоконтроль- определение правильности выполненного действия.
- самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
В конспекте учителю необходимо прописывать цели для учителя и для учеников. Триединая цель учителя остается, но происходят следующие изменения:
- Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
- Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
- Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на ШМО | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок истории и обществознания в рамках ФГОС ООО
Главным условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, в котором
- учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
- учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик.
- самоконтроль- определение правильности выполненного действия.
- самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
В конспекте учителю необходимо прописывать цели для учителя и для учеников. Триединая цель учителя остается, но происходят следующие изменения:
- Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
- Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
- Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
Структура современного урока
- Мотивация к учебной деятельности.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»). 1-2 мин.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 5-7мин.
Рекомендации к проведению:
– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, исторический/обществоведческий диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
- Выявление места и причины затруднения.
анализ учащимися возникшего затруднения; зафиксировать причины затруднения (недостающие знания, умения, способности); 1-2 мин.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
- Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
- Реализация построенного проекта.
организация самостоятельной деятельности учащихся для получения нового знания с использованием различных видов работы, с различными источниками информации; 10-14 мин.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению:
– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение учащимися заданий нового типа, самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном, выявление и коррекция ошибок. 4-5 мин.
Рекомендации к проведению:
– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
- Включение в систему знаний и повторение.
Включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного; 4-5 мин.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
- Рефлексия деятельности (итог урока)
Самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания. 4-5 мин.
10. Домашнее задание.
Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во-вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.
Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...
Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...
«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...
"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...