Проектная работа по теме" Каждому поколению кажется, что оно умнее, красивее, выше предыдущего.Так ли это?"
проект (7 класс) по теме
Выяснить, произошла ли акселерация (увеличения роста) или идет децелерация (уменьшение роста); изучение старинных русских мер длины, их развитие и роль в жизни людей при измерении роста, формирование интереса учащихся к их здоровью, к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_roste_lyudey.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учащихся 7 классов под руководством учителя математики Сидоренко Н.П.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы! ( Михаил Лермонтов)
Тема проекта: Каждому поколению кажется, что оно умнее, красивее, выше предыдущего. Так ли это?
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что это утверждение неверно, поэтому было решено учащимися 7 классов, провести исследование по критерию роста окружающих нас людей и доказать обратное.
Цель проекта: Выяснить, произошла ли акселерация (увеличения роста) или идет децелерация (уменьшение роста); изучение старинных русских мер длины, их развитие и роль в жизни людей при измерении роста, формирование интереса учащихся к их здоровью, к математике.
Задачи проекта:
- Расширить знания о единицах длины, применяемых к измерению роста людей в разные исторические эпохи;
- Показать их связь с современными единицами длины;
- Провести сравнительный анализ полученной информации;
- Совершенствовать навыки работы с информацией;
- Формировать коммуникативные навыки
Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки учащихся.
Учащиеся должны: знать современные меры длины, уметь работать с историческими источниками, иметь представление о правилах работы с компьютером и выходом в Интернет, уметь работать со справочной литературой.
Длительность работы по проекту -9 - 10 недель.
План проведения проекта:
Подготовительный этап:
- Определение цели, задач, структуры работы, продукта проекта и формирование групп учащихся.
- Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Определение основных источников информации.
- Опрос одноклассников, их родителей и учителей.
Индивидуально-поисковый этап:
- Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания брошюры; для создания презентации.
- Анализ собранной информации с целью обнаружения недостатков и недочетов.
- Подготовка и оформление результатов работы в виде сообщений, презентаций, брошюры, рисунков, таблиц.
Заключительный этап:
Защита проекта будет проводиться в форме буклета к городскому семинару, на который будут приглашены педагоги города.
Выполнение проекта
1) Исследование 1 группой некоторых фрагментов произведений, в которых писатели, говоря о персонаже, нередко указывают их рост.
I задача.
- Собакевич – Чичикову: «А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» (Н.В. Гоголь, «Мертвые души»).
- «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья» (И.С. Тургенев, «Муму»).
- «Никитушка Ломов, бурлак, ходивший по Волге лет 20-15 тому назад, был гигант, геркулесовской силы; 15 вершков ростом…» (Н.Г. Чернышевский, «Что делать?»).
- «...это дитя (Остап) было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом... » (Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).
Кто из упомянутых литературных персонажей самый низкий, а кто самый высокий? Какова разница в росте у самого высокого и самого низкого литературного персонажа в сантиметрах?
II задача.
Что сказали бы наши предки о росте Петра Великого, равном 2м 4см.
III задача.
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Каков рост новорожденного сына царя Салтана?
I этап. Осмысление условия.
- осуществить отбор требуемой информации;
- выделить ключевые элементы задачи;
- зафиксировать условия в виде краткой записи или таблицы;
- проанализировать данные таблицы с целью установления неизвестных элементов условия, их свойств и отношений.
II этап. Составление плана решения.
- сопоставить данную задачу с известным классом задач;
- выявить отношения между древнерусскими величинами измерения роста и настоящими;
- выяснить почему в тексте под номером 2) и 3) рост, измеряется в вершках;
III этап. Осуществление плана решения.
В старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршин. Таким образом, рост Герасима был 2 аршина 12 вершков.
1 сажень = 3 аршинам.
Меры длины. | |
Вершок. | 4,5 см. |
Аршин. | 71,12 см; 16 вершков |
Верста первоначальная | 1,067 км. |
Сажень | 213,36см |
1 Решение:
Ответ. Самый низкий – Герасим, самый высокий – Пробка Степан. Разница –5см.
2 Решение.
рост Петра Великого.
Ответ. 14 вершков.
3 Решение:
Аршин=71, 12см рост новорожденного сына царя Салтана.
Средний рост литературных героев: 208 см, 15 вершков
2) исследование, проведенное 2 группой.
Учащиеся этой группы нашли систему мер, которая установилась в 16-17 веках на Руси. Она была уточнена указом Петра I и пользовались ей до 1918 года.
Миля = 7 верстам (7,47 км);
Верста = 500 саженям ( 1,07 км);
Сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м);
Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);
Фут = 12 дюймам (30,48 см);
Фамилия | Рост в см | Рост в вершках | Рост в аршинах |
Гололобов Юрий Дмитриевич | 175см | (175-2*71,12)/4.445=7 | 175/71,12=2 |
Ванян Артем | 192см | (192 - 2*71,12)/4.445=11 | 192/71,12=3 |
Воропай Владимир Сергеевич | 189 см | (189 -2*71,12)/4.445=10,5 | 189/71,12=3 |
Степанов Борис | 180 см | (180 - 2*71,12)/4.445=8 | 180/71,12=2,5 |
Попов Никита | 176 см | (176-2*71,12)/4.445=7,5 | 176/71,12=2,5 |
Средний рост | 182,4см | 8,8 вершка | 2,4 аршина |
3) исследование, проведенное 3 группой.
Была проведена анкета по выявлению сохранения интереса к старинным русским мерам. Было опрошено 20 респондентов, среди учащихся ГБОУ школы-интерната №8, мам, пап, бабушек и соседей. Каждому из них было задано 2 вопроса.
Первый вопрос: Знакомы ли вы с русскими старинными единицами измерения?
Второй вопрос: Помните ли вы стихи, песни или изречения, в которых упоминаются эти понятия?
Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы все опрошенные –100%.
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 40%.
Современные единицы измерения | 20 |
Старинные единицы измерения | 8 |
Учащимися были выделены наиболее часто встречающиеся пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры, и наиболее часто применяемые современными людьми.
«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке.
«Каждый купец на свой аршин меряет» - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
«Сидит, ходит, словно аршин проглотит» - о неестественно прямом человеке
«На аршин борода, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.
«Косая сажень в плечах» - широкоплечий, высокого роста человек.
«На три аршина в землю видит» – внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.
«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.
«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.
Этой же группой были решены задачи гиперболизации фактов изложенных в пословицах:
1) Про кого говорят: "У него семь пядей во лбу"?
Решение:
1 пядь=18-19 см. Тогда 19*7 =133 см.
2)Как же должен выглядеть герой, про которого говорят: "В плечах косая сажень"?
Решение: Плечи у молодца должны быть =248см.
3)"От горшка - 2 вершка" - это много или мало? Каков рост этого героя?
Решение: 1способ: высота горшка4,0-4,5 см. Тогда 4,5 см +2*4,5 =13,5см рост героя.
2 способ: 13,5 см + 2 аршина = 13,5+2*71,12= 155, 7см
4) Найдите рост Дюймовочки.
Решение: 28 дюймов=71,12 см 71,12:28=2,54 см
Планируемые результаты:
1) Предметные:
- выражать одни единицы измерения через другие;
- округление чисел;
- арифметические действия с десятичными дробями;
- восприятие объектов окружающего мира через сравнение и сопоставление величин их характеризующих.
2) Личностные:
- развитие логического мышления, памяти, расширение кругозора;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осознание ценности полученных при решении задач знаний;
- проявление эмоционально-положительного интереса к истории своего народа.
3) Метапредметные:
Познавательные учебные действия:
- работать с текстом, извлекать необходимую информацию;
- структурировать информацию и представлять её в понятной форме;
- строить логические цепочки;
- умение пользоваться дополнительными источниками информации (таблицами);
- умение делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные учебные действия:
- участие в коллективном обсуждении решения;
- умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли при решении задач;
Регулятивные учебные действия:
- умение планировать действия по решению задачи;
- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Вывод:
Рост живших в Средние Века людей составлял в среднем ~160 сантиметров. Люди ростом 180 сантиметров считались настоящими гигантами, а двухметрового детину и вовсе могли принять за великана и, “на всякий пожарный”, заколоть вилами.
По статистике за последний век средний рост россиян увеличился. В настоящее время средний рост мужчины в России 174 см, а женщины — 163 см. Для сравнения, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 60-е годы средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин — 157 см. Проведенные исследования учениками 7 классов этот факт подтвердили. Но рост героев, приведенный в произведениях, оказался выше среднего роста исследуемых людей. Это можно объяснить тем, что среди своих современников эти люди так же выделялись своим ростом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога. Открытое мероприятие: досуг "Наши умные помощники-органы чувств" в подготовительной группе.
Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога.Открытое мероприятие: досуг «Наши умные помощники — органы чувств» в подготовительной группе....
План воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе на тему "Как красиво мы одеты"
План воспитательно-образовательной работы с 27 февраля по 3 марта 2017 г....
Исследовательская работа "Как подготовиться к устному экзамену:учимся говорить красиво"
Презентация к исследовательской работе...
Итоги Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Список участников, награжденных дипломами «Лауреат заочного тура Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ».Спи...
Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ – НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ»
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕСемёнова ЕкатеринаНиколаевна, Гмырикова Светлана ВладимировнаОГБПОУ СОТА, г. Смоленск Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в осно...