Формирование социокультурной компетенции младших школьников средствами внеклассной работы в процессе обучения иностранному языку
материал по английскому языку

Каргапольцева Татьяна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkoe_soderzhanie_vkr.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции младших школьников средствами внеклассной работы в процессе обучения иностранному языку

Цель исследования - обосновать теоретически и подтвердить экспериментальным путём эффективность использования средств внеклассной работы по английскому языку для формирования социокультурной компетенции младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции младших школьников при обучении английскому языку.

Предмет исследования - внеклассная работа как средство формирования социокультурной компетенции у младших школьников при обучении английскому языку.

Гипотеза: формирование социокультурной компетенции в начальной школе будет возможно, если в процесс обучения английскому языку включить социокультурный компонент в содержание внеклассной работы.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

  1. выявить        особенности формирования социокультурной компетенции у младших школьников;
  2. определить специфику и значение внеклассной работы по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции младших школьников;
  3. разработать план кружковой работы для формирования социокультурной компетенции младших школьников;
  4. доказать экспериментальным путём эффективность использования средств внеклассной работы для формирования социокультурной компетенции у младших школьников при обучении английскому языку.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы по исследуемой теме;
  • методический эксперимент;
  • тестирование;
  • анкетирование.

Методологическую основу исследования составляют труды

Бим Инесса Львовна, Зимней Ирины Александровны, Роговой Галины Владимировны и др.

Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции средствами внеклассной работы

  1. Особенности формирования социокультурной компетенции младших школьников

Социокультурная компетенция - это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения. Формирование данной компетенции предполагает овладение учащимися определенным объемом лингвострановедческих знаний и умений, а также знаний о разных особенностях страны изучаемого языка.

Формирование социокультурной компетенции учащихся опирается на технологию личностно-ориентированного обучения и интегративный подхода, которые мы рассмотрели.

1.2. Внеклассная работа как средство формирования социокультурной компетенции

Одним из важнейших средств формирования социокультурной компетенции является внеклассная работа.

Внеклассная работа по иностранному языку характеризуется как система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки учебных программ.

Выводы по главе 1

Формирование социокультурной компетенции означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля.

В ходе исследования дано определение внеклассной работы, показаны ее основные цели и задачи по иностранному языку на младшей ступени обучения. Определены функции внеклассной работы, основные требования к ее содержанию и формам организации с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Глава 2. Методика организации внеклассной работы

2.1 Технология и организация внеклассной работы

В методике организации внеклассной работы существует много форм и видов. Разнообразие видов, форм внеклассной работы обусловлено целями и задачами организации внеклассной работы, неоднородностью состава участников. В настоящем исследовании рассмотрели массовые и групповые формы работы.

  1. Анализ и результаты экспериментального обучения

Опытно - экспериментальная работа проводилась в течение педагогической практики в январе - феврале 2017 года на базе МБОУ «Тарбагатайская СОШ» с. Тарбагатай.

В исследовании были задействованы учащиеся 4 «б» класса. Обучение ведется третий год по УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Rainbоw English».

Нами рассмотрен кружок как наиболее приемлемая форма внеклассной работы, которая по своему содержанию и структуре ближе к уроку иностранного языка.

Цель подготовительного этапа: определение уровня сформированности социокультурной компетенции и выявление мотивации изучения английского языка.

Цель основного этапа: организация и проведение внеклассной работы для формирования социокультурной компетенции.

Цель итогового этапа: проведение контрольного среза с целью выявления достигнутых учащимися результатов и эффективности проведения кружковой работы.

На подготовительном этапе в группе было проведено тестирование, для выявления уровня сформированности социокультурной компетенции.

По итогам тестирования мы определили, что высоким уровнем сформированности социокультурной компетенции обладают 19%, достаточным уровнем обладают 27%, низким уровнем обладают 54%, что свидетельствует о недостаточной сформированности социокультурной компетенции.

Исходя из результатов тестирования было решено провести анкетирование с учащимися по методике Н. Г. Лускановой, с целью выявления мотивации к изучению английского языка.

По итогам анкетирования мы определили, что у 11% высокий уровень отношения к предмету, у 12% хорошее отношение к предмету, у 19% учащихся положительное отношение к предмету, у 31% низкий уровень отношения к предмету, у 27% негативное отношение к предмету.

Результаты подготовительного этапа обусловили актуальность разработки серии кружковых занятий с учётом использования социокультурного компонента.

Затем мы провели 8 занятий со страноведческим материалом, добивались личностного к нему отношения, при этом учитывали индивидуальные особенности учащихся.

После проведения основного этапа было проведено итоговое тестирование

Итоги тестирования показали, что количество учащихся с высоким уровнем сформированности социокультурной компетенции возросло на 16% (с 17% до 33%), количество учащихся с достаточным уровнем возросло на 9% (с 33% до 42%), количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 25% (с 50% до 25%).

Анализ показал, что учащиеся, посещавшие кружок, показали гораздо более высокий уровень владения социокультурной компетенцией.

Проведённое нами исследование с учащимися, занимающимися в кружке, подтвердило предположение о том, что использование во внеклассной работе социокультурного компонента позволяет реализовать принцип коммуникативной направленности, организовать заинтересованное общение и взаимодействие учащихся на языке и, таким образом, открыть доступ к культуре другого народа.

Выводы по главе 2

При правильном сочетании внеклассной работы с классной обеспечиваются дополнительные возможности для вызова и поддержания мотивации изучения иностранного языка, расширения кругозора обучающихся. Мероприятия, проводимые с учетом страноведческого материала помогают логично и эффективно решить задачи по формированию социокультурной компетенции.

Заключение

В соответствии с заявленной целью исследования были решены  следующие задачи:

  • выявлены        особенности формирования социокультурной компетенции у младших школьников;
  • определена специфика и значение внеклассной работы по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции младших школьников;
  • доказана экспериментальным путём эффективность использования средств внеклассной работы для формирования социокультурной компетенции у младших школьников при обучении английскому языку

В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:

  • формирование социокультурной компетенции является важным фактором развития языковой компетенции в целом;
  • в качестве важного условия формирования социокультурной компетенции учащихся является внеклассная работа
  • в ходе исследования получены данные об изменениях, произошедших после проведения        внеклассной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье говорится о важности кружковой работы по ИЯ на начальном этапе обучения и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-х класах....

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

в статье говорится о важности кружковой работы на начальном этапе обучения ИЯ и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-м классе, о созданнии программы кружка....

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников

В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...