«Дифференциация в образовании как средство реализации личностно — ориентированного подхода».
статья (11 класс) на тему
Обмен опытом по организацииучебного процесса в ходе подготовки к итоговой аттестации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Короткова Ася Эдиковна
Управление образования муниципального образования Курганинского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Тема: «Дифференциация в образовании как средство реализации личностно — ориентированного подхода».
Автор опыта: Короткова А.Э.
г. Курганинск
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Информация об опыте ………………………………3
- Технология опыта……………………………………6
- Результативность опыта………………………….....16
- Библиографический список…………………………18
- Рецензия на опыт работы………………………….. .19
- Приложение к опыту…………………………………20
Информация об опыте
Автор опыта — Короткова Ася Эдиковна, учитель математики высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Курганинска, Краснодарского края; педагогический стаж — 15 лет; преподаваемые предметы: математика, алгебра и начала анализа, геометрия; специальность — математик, преподаватель; контактный телефон — 8 - 928 - 236 - 09 - 63.
Тема опыта «Дифференциация в образовании как средство реализации личностно — ориентированного подхода».
Актуальность.
Изменения в социальной, экономической, культурной жизни общества влияют на систему образования. На необходимость обеспечивать «организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающее изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий» : указанно в проекте Национальной доктрины образования РФ.
Демократические процессы, активно происходящие в России, нашли отражение в усилении внимания не только педагогической науки, но и практики обучения личности ученика. В настоящее время в соответствии с концепцией модернизации Российского образования создается система специализированной подготовки, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
На современном этапе перед школой стоит задача создания такой адаптивной образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося в полном соответствии с социальными личностными запросами.
Одним из направлений решения этой задачи является внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода.
Необходимо отметить, что социальная среда нашей школы и класса в своем роде уникальна. Территория школы прилегает к трем промышленным районам города: железнодорожный и автовокзал, мост автомагистрали, птице комбинат. В микрорайоне школы проживают граждане, принадлежащие к различным социальным категориям: служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, предприниматели, имеются и безработные. Сопутствующая безработицы — деградация личности, в таких семьях родители не уделяют должного внимания воспитанию детей. ( На учете в КДН учащиеся школы не состоят, в ОПДН — 1 человек). В школе возросло количество учащихся, проживающих ранее в других союзных республиках; есть учащиеся, добирающиеся в школу из хутора Свобода и из дачного поселка. Неустроенность быта оказывает влияние на низкий уровень обученности прибывших.
В моем классе обучается 26 человек, среди которых 4 учащихся обучаются в форме экстерната; 1 ребенок — инвалид. Социальный статус очень разнообразен: от учащихся из семей элиты нашего города, до учащихся из малообеспеченных семей, состоящих на учете в УСЗН. 22% учащихся класса со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные дети; 26% учащихся класса имеют оценку «5», в том числе один ученик призер районной и участник зональной олимпиады по математике. При чем, надеюсь, что этот результат не завышен. Такой вывод позволяют сделать результаты диагностических краевых контрольных работ в 2006 — 2007 учебном году (приложение №8).
В сложившейся ситуации наиболее остро стоит вопрос создания комфортных условий для каждого ребенка, используя коллективные, групповые, индивидуальные, парные способы учебной деятельности, вовлекая всех учащихся в учебный процесс, организуя их взаимопомощь.
С этой целью осуществляется дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся, который дает возможность увидеть способности
детей. На практике проводится мониторинг, который помогает выявить уровень обучения, прогноз на будущее (тесты, анкетирование, стандартные контрольный работы).
Дифференцирование в переводе с латинского «difference» означает расслоение целого на различные части, формы ступени. В любой системе обучения в той или иной мере
существует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки, в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты, для устроения которых я параллельно внедряю другие формы работы (индивидуализация обучения, перспективно — опережающее обучение; программированное обучение).
Уровневая дифференциация исключает неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Возможно, деление детей по уровню развития негуманно; может высветиться социально — экономическое неравенство. Поэтому я стараюсь создать для учащихся условия, позволяющие переход из одной группы в другую.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. При этом может сложиться ситуация , когда слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними (чтобы сгладить такую ситуацию я прибегаю к работе консультантов). Но у слабых, с другой стороны, усиливается мотивация обучения, развивается самостоятельность, ведь при выполнении задания приходиться рассчитывать только на свои силы. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Более сильные учащиеся, не желая перевода в слабые группы, совершенствуют свои навыки и знания.
Реализуются желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, по мере индивидуальных творческих или интеллектуальных потребностей и желаний. Здесь я применяю индивидуальную работу с одаренными детьми, освобождаясь от доминирующей информирующей роли, вдохновляю своих учеников, имеющих высокий уровень умственных способностей, на самостоятельный поиск знаний, вооружая их некоторыми приемами, техниками, алгоритмами.
Несовершенство диагностики может порой привести к тому, что в разряд слабых попадают неординарные дети. Поэтому, на учебных занятиях широко применяется и проблемный подход, так как творчество протекает, именно, в проблемных ситуациях, тем самым, уделяется внимание развитию творческих способностей у детей, реализуется личностно - ориентированный подход. Возможность проявить с вои способности дают детям творческие задания и уроки творчества.
В ходе уровневой дифференциации повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. В группе, где собраны одинаковы дети, ребенку легче учиться. При этом важно проконтролировать, чтобы не понижался уровень мотивации ученья в слабых группах, для чего необходимо создание ситуации успеха и избежать в эллитных группах возникновения иллюзии исключительности (дифференцированные задания, взаимопомощь не только внутри группы,но и класса).
Почему я выбрала такой вид дифференциации? Убеждена, что всех выучить до одного уровня нельзя. В условиях современной школы необходимо вести работу по исследованию умственного развития учащихся с использованием, как психологической так и педагогической диагностики для эффективного обучения. Дифференцированный подход,
ориентированный по уровню умственного развития (уровню достижений) учащихся, использование разноуровневых заданий способствуют максимальному развитию задатков и
способностей учащихся, тем самым обеспечиваются устойчивые положительные результаты в обучении (приложение №8).
Важным аспектом является тот факт, что такое комбинированное обучение, которое строится на основе внутриклассной дифференциации по уровню умственного развития и развивающего цикла уроков по теме, позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать перспективу его развития, предупреждать личностный дискомфорт учащихся. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учеником.
Технология опыта
Основные цели ориентации:
- Строить учебный процесс с учетом индивидуальности каждого ребенка; его потребностей; активности; мотивов; интеллекта.
- Приспособление (адаптация) обучения к особенностям групп учащихся.
- Научиться сотрудничать с учениками и научить их сотрудничать между собой.
- Добиваться взаимосвязи обучения и учения, и обеспечивающей развитие личности как индивидуальности.
В процессе работы над темой опыта «Дифференциация в образовании как средство реализации личностно - ориентированного подхода к учащимся» решались следующие задачи:
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- определение формы дифференциации;
- воздействие на формирование творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Для достижения поставленных целей и решения задач был составлен план работы, в основу которого входило:
1. Изучение необходимой документации по личностно - ориентированному подходу к процессу обучения и воспитания школьников и по дифференцированному подходу.
2. Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, что необходимо для осуществления выбранной формы дифференциации.
3. Обмен опыта по данной теме.
4. Корректировка плана самообразования.
С целью оптимального развития ребенка используются следующие педагогические средства:
- внедрение в учебный процесс методики педагогической диагностики развития успешности обучения школьника;
- разработка на основе данных педагогического диагностирования дифференцированных и индивидуальных программ учебной работы, видов коррекционно - развивающей деятельности и типов заданий, направленных на развитие дефицитных психических функций;
- использование в учебном процессе различных видов фронтальной, групповой и индивидуальной помощи учащимся;
- включение в учебный план лечебно — оздоровительных мероприятий;
- установление психологического режима учебной работы.
Основные направления технологии обучения:
- диагностика целей обучения, воспитания и развития;
- моделирование прикладной направленности учебного материала;
- определение и прогнозирование учебного процесса (цели, содержание, формы, методы и средства обучения);
- разработка опорных конспектов и структурно — логических схем для эффективного проведения урока (приложение №3, 4);
- задания для дифференцированного обучения в гомогенных группах.
Таким образом, важнейшим средством реализации личностно - ориентированного подхода является дифференциация. По характерным, индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных, групп различают дифференциацию:
- по возрастному составу: школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные
группы;
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);
- по области интересов: гуманитарные, физико – математические, профильные классы и другие группы, (отдельные направления);
- по личностно - психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту);
- по уровню здоровья (физкультурные группы).
Технология дифференцированного обучения является проникающей технологией. В той или иной мере она присутствует в различных современных образовательных технологиях. Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «Технологиями дифференцированного обучения».
Классификационные параметры дифференцированного обучения
- По уровню применения может быть:
общепедагогическим;
частнопредметным;
локальным;
модульным;
узкометодическим.
- По основному фактору развития:
социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).
- По характеру содержания обучения:
светская, дидактоцентрическая с ориентацией на личность, проникающая (в моем опыте преобладает дидактоцентрическая с ориентацией на личность, которую я все время стараюсь расширять, уделяя ей особое внимание).
- По типу управлению познавательной деятельностью:
система малых групп + «репетитор»+ индивидуальная работа с учащимися+ взаимопомощь учащихся (работа консультантов).
Приемлемы все организационные формы:
- классно — урочные;
- альтернативные;
- коллективный способ обучения;
- индивидуальное и опережающее обучение.
По подходу к ребенку:
- авторитарные
- дидакто -социопедоцентрические
- личностно — ориентированные
- технологии сотрудничества.
По преобладающему методу:
объяснительно — иллюстративная с элементами программирования.
Технология опыта как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Планируемый результат внедрения опыта в своем классе я вижу в том, чтобы 22% учащихся с низкой подготовкой научились решать хотя бы минимум заданий и удовлетворительно справились с ЕГЭ, а 26%, имеющих «5», подтвердили свои оценки.
Структуру технологического процесса можно представить тремя основными каналами движения информации:
- Основной канал — движение содержания передачи информации от источника (учителя) к приемнику (ученику) (ее предъявление ученикам, управление учебно — образовательной деятельностью, процедура восприятия, усвоение и укрепление знаний).
- Канал управляющих взаимодействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.
- Канал передачи информации от ученика к учителю от результатах процесса (обратная связь, контроль, освоение и канал дополнительной информации).
Структура технологического процесса
второй канал: управление | |
Планирование | коррекция |
Рассмотрение структуры технологического процесса показывает, что повышение его эффективности можно получить за счет:
- оптимальной структуры содержания учебниой информации, предъявляемой ученику;
- эффективного управления и организации познавательной деятельности, детей;
- использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
- организации эффективного контроля усвоения информации.
Дифференцированное обучение — это:
1)форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких — либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента (математические классы, профильные классы); 2) комплекс методических, психолого - педагогических и организационно - управленческих
мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах (в группах ,составленных по наличию общих качеств).
Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому, педагогический процесс строится как дифференцированный.
Учение — это направленный и мотивированный процесс, поэтому на основе
внутри классной (внутри предметной) дифференциации (по Н.П. Гузику), названной автором «комбинированной системой обучения», осуществляется вовлечение каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности.
Для организации деятельности учащихся я
- мотивирую познавательную деятельность учащихся на уроке на основе партнерства, формируя интерес к предмету:
- организую самостоятельную и творческую учебную деятельность на уроке и вне,
- использую коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности,
- организую парную и индивидуальную работу с источником знаний,
- создаю ситуацию успеха,
- организую самоанализ и самооценку учебной деятельности учащихся (приложение №3, урок №2).
Так, например, на уроках можно использовать карты оценки знаний учащихся, оценочные листы, где на разных этапах урока можно использовать дифференцированное оценивание деятельности учащегося. Допустим, на первой этапе - проверка домашнего задания - идет самооценка (с/о), которая вноситься в заранее заготовленную таблицу; второй этап - тематический диктант на повторение - проверяется товарищем (для проверки удобно использовать мультимедийную систему, а не традиционное «2 человека у доски») и оценка выставляется товарищем в оценочный лист (о/т); третий этап – новый материал- тут может быть и оценка учителя (о/у), и оценка товарища, если работают консультанты. Итак, все учащиеся зарабатывают оценку за урок. Как правило, в старших классах оценки выставляются очень объективно. Такой дифференцированный подход к оценке знаний учащихся разнообразит урок, делает процесс обучения увлекательным, воспитывает у учащихся самостоятельность. К концу урока ученик подводит итог, выводя общую оценку, сдает оценочный лист учителю.
На практике часто применяю систему, которую можно считать комбинированной, имеющую две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый — уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй — комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько); третий — уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый — уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий); пятый — уроки — практикумы.
При изучении темы учитель анализирует количество часов, теоритический материал и практические задания; решает все задачи, предлагаемые в учебнике, для того, чтобы выделить ключевые, к которым сводятся все остальные; выделяет какие задачи нужны для коллективного решения, какие – для группового, какие – для индивидуального, для самостоятельной работы и домашнего задания для разноуровневых групп.
Такие уроки организуют активную работу класса в целом и каждого ученика в отдельности, заставляют детей задумываться о свих способностях и возможностях, появляется желание мыслить и развивать свою память, смекалку.
Например, изучение темы «Иррациональные уравнения» я расширила содержание образования, добавив тему «Иррациональные неравенства» с целью уменьшения разрыва требований между школой и ВУЗом. Итак, тема «Иррациональные уравнения и неравенства». Используются следующие типы уроков:
Урок №1. «Равносильные уравнения и неравенства» - разбор темы (лекция ).
Урок №2. «Иррациональные уравнения» - урок общего разбора темы с использованием опорных схем, здесь можно использовать и опережающее обучение.
Урок №3 «Иррациональные неравенства» (урок общего разбора темы, с использованием опорных схем).
Урок №4. Семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся по теме«Иррациональные уравнения и неравенства».
Урок №5. «Равносильные уравнения и неравенства» - урок – практикум.
Урок №6. «Решение иррациональных уравнений и неравенств» - урок обобщения и систематизации знаний (тематические зачеты).
Для успешной работы проводится тестирование учащихся в начале каждого учебного года. В тестирование включаются вопросы по определению базовых математических знаний учащихся; определению типов внимания. По результатам этих тестов планируется индивидуальная и групповая работа. Планирование корректируется и с учетом результатов входных контрольных срезов.
На своих уроках, ориентированных на личность, использую следующие приемы и методы:
- Опрос у доски. Но только, если уверена, что ответ этот будет блестящим, чтобы он выглядел как образец ответа, к которому нужно стремиться всем остальным.
- Опрос по цепочке. Он используется чаще, чем предыдущий, как правило, в работе на повторение. На основе ежемесячных диагностических краевых контрольных работ систематически составляются тематические задания из раздела А(преобразование логарифмических, тригонометрических выражений; степень с рациональным показателем; область определения и множество значений функции; соответствие функций и графиков), которые предлагаются учащимся 2 и 3 группе для устной работы. Чтобы учащиеся все включались в работу, а не прощитывали заранее свой вопрос номер задания указывает учитель в произвольном порядке.
- Тихий опрос. Беседа проводится полушепотом с одним или несколькими учащимися, в то время как другие заняты работой.
- Работа в группах. Часто применяется при повторении и обобщении. Иногда и при разбое нового материала (когда этот материал не входит в перечень обязательного содержания образования)
На уроках творчества одним группам даются задания теоретические (составить конспект по определенной теме), а другим практические (в том числе моделирование и конструирование). Создаются также группы для выполнения творческих заданий.
- Взаимный опрос.
- Контроль и самоконтроль
Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока.
Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу организационный момент в виде математической зарядки в виде «мозгового штурма» (разгадать ребус, где зашифрован математический термин, дать ему определение, описать свойства и плавно перейти к теме урока) или математической зарядки. Заранее готовит несколько карточек с примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы
верные, на других – неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух упражнений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное
движение. Например, если ответ верный – то правая рука вверх, неверный – левая. Сначала дети не могут собраться, но попадают в ритм. Постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате 2 – 3 минут класс готов к работе.
Для повышения интереса к предмету используется быстрые математические диктанты. От обычных предметов их отличают три особенности:
- Дифференцированные по уровню сложности задания, т.е. неодинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом сложнее. Как правило, ответы однозначны «да» и» нет».
- Изменяется темп диктанта. Сначала быстрее, затем замедляется.
- Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы или, используя мультимедийную систему верный ответ можно продемонстрировать на экране.
Системой являются дифференцированные по уровню сложности самостоятельные работы, проводимые перед контрольной работой, которые позволяют выделить типичные ошибки и соответственно наметить план коррекции и содержание помощи оказываемой ученикам; поменять в случае необходимости группу консультантов.
Дифференцированное обучение на уроках и дома дает возможность обучать на разных уровнях, при этом используется дополнительная литература, дидактические материалы, тематические разработки, расширяющие сферу знаний, для индивидуальной работы с детьми высокого уровня умственных способностей. На таких уроках ученик чувствует себя комфортно, для него работа посильна, этим самым повышается уровень знаний по предмету.
На уроках – лекциях я стараюсь учащихся сделать активными участниками; изложение сопровождается вопросами, на которые отвечаю сама или привлекаю сильных учащихся. Часто умные учащиеся, вникая в глубину излагаемого материала, сами, опережая учителя, ставят проблемные вопросы, касающиеся методов и способов решения целого класса задач. Таким образом, они подводятся к обобщению материала и созданию опорных схем. Такие лекции проводятся в 10 – 11 классах по темам: «Решение иррациональных уравнений», «Решение иррациональных неравенств», «Решение логарифмических уравнений», «Решение логарифмических неравенств», «Решение тригонометрических уравнений», «Решение тригонометрических неравенств». Так, например, при изучении темы «Иррациональные неравенства» учащиеся подводятся наводящими вопросами учителя к созданию опорных схем для решения такого вида уравнений, позволяющих осуществить равносильные переходы (см. приложение №3,урок №3).
Уроки – семинары проводятся после изучения каждой темы. На них обобщаются различные виды задач. Ценным является групповая работа в период подготовки и проведения семинара, где учащиеся ведут коллективный поиск решения задачи, дают самооценку и оценивают работу друг друга.
Важным аспектом является актуализация. В работе в группе с сильными учащимися рассматривается решение конкурсных задач, разбираются такие вопросы как:
- откуда берутся посторонние корни и как этого избежать;
- расширение области определения и чем это грозит;
- применение немонотонной функции;
- задачи с параметрами и модулями;
- решаются варианты вступительных экзаменов по математике различных ВУЗов города на различные факультеты.
В силу неравномерности, различия личностных качеств и других причин в классе появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому, я организовываю уровневую дифференциацию работы на всех этапах урока: при объяснении нового материала (урок №2 и 3), закреплении и повторении (урок №4 и 5),при контроле знаний и умений (урок №6), (см. приложение №3)
Каждой теме предоставлен обязательный минимум, которой позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.
Задания программы I уровня зафиксированы как на базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она
требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять
главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержании I уровня вводится
инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.
Задание программы I уровня должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной (а лучше сказать, по следующей по ней программе).
Программа II уровня обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфичекими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий.
Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
Выполнение программы I уровня поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающее сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяется три варианта — уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решение задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (А) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных заданий и упражнений из учебника, третий (е) — задания из вспомогательной учебно - методической литературы.
Выбор предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.); работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско - зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет - незачет».
Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия : имеются ученики , находящиеся все время в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха : вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведет к снижению уровня требований.
Что делает первая группа, группа слабых учащихся, на уроке при разборе вопросов высокого уровня сложности? Копирует набор символов и знаков или отдыхает? Считаю, что
это непозволительно . В таких ситуациях я предоставляю «слабым» учащимся карточки коррекции знаний на повторение по различным темам курса алгебры и начала анализа или
карточку -консультант по изучаемой теме, где приводится необходимый для обязательного уровня теоретический материал, пример с подробным решением и задания для самостоятельного решения. При выборе варианта задания и темы осуществляется
индивидуальный подход, чтобы развивать и совершенствовать навыки учащегося по той теме, которая для него более доступна. Такие карточки для достижения базового уровня знаний разрабатывается по различным темам курса, например, логарифмы (приложение №4). Цель такого подхода — научить каждого ребенка решать хотя бы минимум заданий, необходимый для получения положительной оценки на ЕГЭ.
Для осуществления этой цели в начале учебного года я провожу диагностическое тестирование в первой группе учащихся, позволяющее выявить те темы курса алгебры и начала анализа, по которым слабый ученик имеет более прочные знания, которые ему наиболее доступны и понятны. В дальнейшей работе , в течение определенного промежутка
времени, для него подбираются задания, развивающие, расширяющие и закрепляющие эти навыки.
Например, если учащемуся с недостаточной математической подготовкой приемлима для восприятия тема «Логарифмы», то ему предлагаются карточки- консультанты по этой теме:
№1- определение логарифма,
№2- №3- свойства логарифма,
№4- логарифм произведения и частного,
№5- простейшие логарифмические уравнения первого вида,
№6- простейшие логарифмические уравнения второго вида,
№7- простейшие логарифмические неравенства первого вида,
№8- простейшие логарифмические неравенства второго вида.
Таким образом, в процессе определенного времени ученик закрепляет знания по теме, которая ему нравится, и расширяет их. Такие карточки консультанты состоят из трех разделов. В первом разделе приводятся минимальные теоретические факты, необходимые для решения поставленной задачи; учащийся их повторяет и записывает в тетрадь. Во втором разделе содержатся подробные образцы решения достаточного числа задач, которые ученик изучает и копирует в тетрадь. Третий раздел - «Реши самостоятельно», включающий в себя задания для самостоятельного решения, аналогичные приведенным образцам (приложение № 3 ).
Использование таких карточек-консультантов по различным темам позволяет наиболее эффективно организовать групповую, индивидуальную работу на уроках по повторению.
В своей работе я стараюсь внедрять использование элемента проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства изучаемого математического объекта.
Например, тема: «Признаки делимости».
Учитель описывает такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван кусочек, и в результате первая цифра числа X152 неизвестно. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на 3 (деньги предстоит поровну разделить на 3 бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.
В современной школе обучение в значительной степени строится традиционно по формуле: «усвоение = понимание + запоминание». В основу же обучения должна быть положена следующая формула: «овладение = усвоение + применение знаний на практике», - которое в полном объеме отражает процесс восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации. Изучение любой темы школьного
курса математики должно быть направлено на овладение знаниями, чему способствует правильная организация учителем учебной деятельности учащихся.
Уровень сформированности общеучебных умений ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать ранее
полученные знания. При отсутствии должной самостоятельности и осознанности знания запоминаются учащимися механически, школьники не обнаруживают того многообразия
связи, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний. Но самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, если учитель организовал и осуществил ее рационально. При этом на разных этапах изучения содержания учебного материала целесообразно различная степень руководства учебной деятельности.
Покажем, как можно организовать учебную деятельность на примере изучения в 10 классе системы «Решение тригонометрических уравнений» (12 часов). Содержание учебного материала: арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс; решение простейших тригонометрических уравнений и систем уравнений.
Вводная лекция (3 часа).
Лекция начинается с обобщения учащимся плана работы, краткого содержания учебного материала, видов применяемых уроков, сроков промежуточного и итогового контроля, а главное — цели и планируемых результатов обучения. Это делается для того, чтобы подготовить учащихся к работе над темой, сделать их активными участниками процесса обучения, при участии их к планированию своей деятельности, умению видеть конечную цель работы.
После этого целесообразно провести самостоятельную работу на повторение значений тригонометрических выражений для некоторых углов. Цель этой работы — пропедевтика восприятия нового материала. Эту работу полезно дать дифференцированно по 3 уровням сложности, в соответствии с сформированными группами. Целесообразно на этом же уроке подвести итог. Позже это теряет актуальность.
Далее учитель вводит новые понятия и на основе устных упражнений и самостоятельной работы с проверкой на уроке оценивает уровень готовности учащихся класса к изучению нового материала. Учащимся сообщается метод решения тригонометрических уравнений простейшего вида в форме фронтальной работы. Содержание заданий одинаково для всех, уровень сложности заданий — репродуктивный и реконструктивно-вариативный. Особого внимания заслуживают «полу устные» упражнения. Они эффективны за счет эмоциональности и кажущейся легкости, действует на учащихся мобилизующе, своей несложностью увлекают и «слабых» учащихся, создают в классе обстановку соревновательности, усвоение понятий происходит не при механическом заучивании, а в процессе самостоятельных поисков существенных признаков. При решении упражнений следует вырабатывать у школьников необходимость тригонометрических обоснований. В конце этапа работы подводятся итоги деятельности отдельных учащихся.
Далее учитель знакомит учащихся с методами решений более сложных тригонометрических уравнений, проведя их классификацию и делая акцент на обобщенной модели решений больших классов задач, а не на частных способах. Этот путь значительно сложнее, но эффективнее. Поскольку, с одной стороны, надо знать тенденции развития данной области знания, а с другой — найти способы перехода к изучению от так называемого, линейного способа изложения, где частные явления раскрываются в определенной последовательности, к структурному, где излагаются узловые, основополагающие идеи, а частные проявления используются как иллюстрации. При этом применяется в основном дедуктивный способ обучения. Такое изучение теории является надежным фундаментом формирования у учащихся умения творчески применять знания на практике.
Часто к изложению методов решения больших классов задач я привлекаю своих «звездочек». Это лучшие учащиеся 3 группы, которые в 2006 — 2007 учебном году получили
оценку «5» по всем краевым диагностическим контрольным работам, участники школьных, районных и зональных олимпиад по математике, дети имеющие высокий уровень умственных способностей (как правило, таких детей в классе не может быть много: 2 — 3).
Для этих учащихся я использую опережающие задания. На указанный выше момент изложения материала они уже имеют некоторый практический опыт по теме, запас навыков. Такие дети выполняют роль консультантов.
Домашнее задание дается дифференцированно по группам: часть класса получает задание сложных уровней; а другая часть — на основе табличного алгоритма, сообщенного учащимся.
Уроки практического применения знаний (5 часов).
Цель — сформировать навык решать тригонометрические уравнения по предложенному алгоритму. Первоначально выявляется готовность учащихся к работе на основе усвоения теории. Анализируются результаты творческой части домашней работы, коллективно обсуждаются приемы решений. Предлагаемые в дальнейшем учащимся задания должны быть посильными для них, но в то же время должны обладать достаточным уровнем проблемности с целью осуществления переноса имеющихся знаний новые условия. Задания должны приводить учеников к определенным обобщениям, должны предусматривать применения полученных результатов к решению других задач. Их основу составляют задания поискового и проблемного характера.
В процессе совместной деятельности вырабатывается алгоритм решения уравнений, проводится их классификация на уровне практического применения теоретических знаний. Работа отдельных учащихся оценивается. Далее проводится групповая работа по решению тригонометрических уравнений. Учащимся предлагаются задания разных уровней сложности на выбор. Добровольный выбор уровня сложности носит не только диагностический, но и формирующий характер. Также этот прием смягчает некоторую «заданность» состава группы учащихся тем самым уменьшается опасность их негативного восприятия дифференцированных заданий. Итоги групповой работы подводятся в форме коллективного обсуждения на основе самооценки и взаимооценки учащихся, критерий которых учитель сообщает заранее. В конце занятия проводится промежуточная оценочная работа по разноуровневым вариантам с целью помочь учащимся выявить пробелы в знаниях.
Урок систематизации и обобщения знаний (2 часа).
Урок начинается с математического диктанта. Уточняется системность знаний учащихся. К обобщающему уроку учащимся 3 группы даются конкретные задания подобрать задачи из других областей знаний, при решении которых используются умения решать тригонометрические уравнения. Творческим учащимся предлагается приготовить информацию об истории развития этой темы. На уроке в процессе деятельности учащиеся выделяют наиболее общие и существенные понятия под руководством учителя. Все обоснованные идеи обобщения сводятся в единую систему.
Урок контроля знаний (1 час).
Учащимся предлагается итоговая письменная контрольная работа по вариантам. Работа дифференцированная в трех уровнях сложности. Внутри каждого уровня также идет дифференциация заданий, что позволяет обеспечить объективную оценку знаний.
Урок коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Учитель совместно с учащимися подводит итоги учебной работы над темой. Происходит сравнение результатов, достигнутых учащимися, с требованиями программы и целями изучения темы. Проводится коррекция результатов обучения, поскольку потребность в ее проведении объясняется высоким уровнем сложности содержания учебного материала темы. При необходимости намечается программа дальнейшей коррекции во внеурочное время (работа консультантов, индивидуальная работа, репетитор).
Результативность опыта
Комбинированное дифференцированное обучение позволяет, на мой взгляд, более эффективно осуществлять личностно ориентированный подход. В последнее время личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Он крайне необходим для преобразования преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания школьников. Наша школа взяла курс на построение образовательно-воспитательной системы самовыражения личности учащегося.
Основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучении, что способствует повышению эффективности образования.
Приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей повышает интерес и уровень мотивации учения у учащихся, а также уровень их воспитанности.
Использование дифференциации в образовании по уровню умственного развития и параллельного внедрения индивидуализации позволяет избежать пассивных наблюдателей: все учащиеся оказываются вовлеченными в учебный процесс; воспитывается самостоятельность, взаимопомощь ( внутри групп), взаимовыручка (работа учеников-консультантов).
В связи с повышением эффективности образовательного процесса в работе с учащимися разного уровня подготовки, разного умственного развития, повышается уровень знаний и умений учащихся, качество знаний.
Например, учащиеся моего класса за первое полугодие 2006 – 2007 учебного года показали 100% - успеваемости, 67% - качества знаний по алгебре и началам анализа; за второе полугодие 2006 – 2007 учебного года: 100% успеваемости, 72% качества знаний; за первое полугодие 2007 – 2008 учебного года: 100% успеваемости, 76% качества знаний.
Повышается уровень Я – концепции, создаются условия для максимального влияния образовательного процесса на развитии индивидуальности школьника, проявление его самостоятельности, инициативы творческих способностей. Большую роль играет культуровоспитывающая направленность дифференцированного обучения.
Проведение краевых диагностических контрольных работ позволило своевременно выявить недостатки в организации повторения пройденного материала; степень обученности по новым темам и своевременно организовать коррекционную работу по их устранению. Также на основе индивидуального мониторинга и диагностики каждого учащегося удалось эффективно объединить учащихся в группы, организовать работу консультантов, самостоятельную работу учащихся. Таких контрольных работ было
проведено 6. Процент несправившихся учащихся соответственно составил: 30%; 25%; 3,14%; 0%; 0%; 0%. Наблюдается динамика понижения процентного состава и удовлетворительных оценок: 35%; 25%; 45%; 38%; 28%; 27%.
Анализируя итоги диагностики, нельзя не заметить, что работа с сильными учащимися проводится систематически. Например, число детей, получивших оценку «5» достаточно велико: 10%; 20%; 27%; 38%; 39%; 16,5% (в соответствии по месяцам). При этом качестве знаний учащихся класса по предмету показана динамика роста уровня обучения. Она составила соответственно : 35%; 50%; 41%; 62%; 72%; 72% (приложение №6).
Опыт лишний раз подтверждает, что при дифференцированном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся.
Учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наш работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к решению задания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только
опознано владеть школьной программой, но продвинуться на пути формирования своей личности.
Замечу, что при таком подходе к организации учебного процесса, посредствам вовлечения в обучение всех учащихся, развивается самостоятельность, повышается уровень воспитанности учащихся, уровень обученности, развитие личности учащихся.
Поэтому, на протяжении многих лет мои учащиеся становятся участниками и призерами районных, зональных олимпиад. С 1999 по 2007 учебный год ежегодно участвуют в районных олимпиадах, они занимали призовые места. При этом в зональных олимпиадах стать призерам удалось только в 2005 – 2006 учебном году в средней возрастной ступени. Выявлению одаренных детей, правильной организации их учебной и познавательной деятельности способствовала современная диагностика и внутридифференциация учащихся по уровню способностей, ведь в последние годы в нашей школе нет математических классов и все мои призеры (районных, зональных олимпиад) с 2004 года – это учащиеся общеобразовательных классов. Работа с учащимися, проявляющий повышенный интерес к предмету ведется в математическом кружке.
Оценивая результативность опыта работы «Дифференцированное образования» как средство реализации л.о. подхода, нельзя не отметить стабильно высокие результаты моих учащихся в ходе сдачи единого государственного экзамена. За последние 5 лет было два выпуска учащихся школы (2007 – 2008 учебной году будет третий), при чем анализ про промежуточных результатов позволяет сделать положительный прогноз уровня знаний учащихся.
Так по результатам единого государственного экзамена учащиеся
11 «А» в 2004 году показали 100% успеваемости и 88% качества (это был класс расширенного изучения курса математики) В 2005 году снова выпуск; два класса: с математическим уклоном и трудовой класс. В 11 «А» классе успеваемость составила 100%, а качество 88%. В целом выпускники этого года достигли результата: 88 % успеваемости и 50% качества, что в среднем выше, чем по району и по краю. Показывают стабильные результаты знаний в ходе ЕГЭ, которые выше чем в среднем по краю и по району (приложение №8). Учитывая это и стабильность результатов учащихся в ходе диагностических краевых контрольных работ, считаю, что выбор дифференциации образования как средства реализации личностно – ориентированного подхода, сделан верно.
Библиографический список:
- Горелик И.Ф. Характерные черты личностно – ориентированного урока (И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов – М.: научно – практический журнал «Завуч» №6, 2000г – 130с.)
- Компьютерная система Ма the matica 3.0 в вузовском образовании. – М.: Издательство МГУ, 2000г.
- Левит Р.Д. Развитие творческих способностей у школьников (Р.Д. Левит – М.: научно – практический журнал «Завуч» №6, 1999г. – 94 с.)
- Лизинский В.М. О методической работе в школе (В.М. Лизинский. – М.: Пед. Поиск, 2001г. – 160с.)
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации. (Г.К. Селевко – М.: «Народное образование» 2000 – 250с.)
- Шишов С.Е., Кальней В.А.. Школа: мониторинг в качестве образования.
Рецензия на целостное описание опыта
Коротковой Аси Эдиковны
учителя математики МОУ СОШ №3 г. Курганинска,
Краснодарского края на тему:
«Дифференциация в образовании как средство реализации личностно – ориентированного подхода»
Приложение
- Приложение №1 – Авторизованные программы
- Приложение №2 – Тематическое планирование
- Приложение №3 – Конспекты уроков
- Приложение №4 – Фотоматериалы и компьютерные презентации опыта
- Приложение №5 – Компьютерное обеспечение занятий
- Приложение №6 – Сценарий внеклассных мероприятий
- Приложение №7 – Тексты рефератов
- Приложение №8 – Материалы, подтверждающие результативность опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...
Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)
Доклад «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)...
Статья по теме "Проектная деятельность как средство реализации личностно-ориентированного подхода"
Данный материал представляет собой статью по теме "Проектная деятельность"...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...