Статья по теме "Проектная деятельность как средство реализации личностно-ориентированного подхода"
статья на тему
Данный материал представляет собой статью по теме "Проектная деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_knitu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Шаехова Юлия Петровна (brendnk@yandex.ru).
Аннотация.
В данной статье рассмотрены проблемы определения путей повышения эффективности процесса обучения учащихся общеобразовательных учреждений посредством использования проектной деятельности на занятиях английского языка в образовательном учреждении системы среднего общего образования. Также проанализирован предшествующий педагогический опыт по данной теме, выявлена и обоснована необходимость внедрения данной методики как залога эффективного усвоения учебного материала, которая выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации процесса обучения через активные способы действий. На основе проведенного исследования мною предлагается выделить значимость проектной методики в качестве мотивационного фактора к более успешному усвоению иностранного языка, дается определение и формулируются основные характеристики проектной деятельности как средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Актуальность проблемы исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
- в условиях всё ещё существующей системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно- воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения автора исследования позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения иностранному языку на современном этапе.
Основными являются противоречия между:
- требованиями программы для образовательных учреждений системы среднего профессионального образования к уровню обученности иностранному языку выпускников в соответствии с социальным заказом общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе обучения, с другой;
- преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение языку, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;
- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и с существованием определённой осторожности со стороны преподавателей к восприятию и применению новых педагогических технологий.
Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Проектная деятельность учащихся как средство реализации личностно-ориентированного подхода в процессе изучения иностранного языка».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку учащихся образовательного учреждения системы среднего общего образования.
Предмет исследования: проектная деятельность в системе учебных занятий по сквозной теме.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения иностранным языком в среднем общеобразовательном учебном заведении использовать проектную деятельность как средство реализации личностно-ориентированного подхода, то она будет способствовать:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;
- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
- развитию индивидуальных особенностей учеников, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учеников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать эффективность проектной деятельности в системе учебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность её использования при обучении иностранному языку учащихся средней общеобразовательной школы.
Цель потребовала решения ряда задач:
1. Дать теоретическое обоснование проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной деятельности как средства реализации личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных занятий с использованием проектной деятельности.
5. Проанализировать собственный опыт использования проектной деятельности в системе учебных занятий в процессе обучения, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.
Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом процессе по обучению иностранному языку разработанных автором данной работы методических рекомендаций в системе учебных занятий по сквозной теме, позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для средних учебных заведений к уровню обученности иностранному языку и реальным владением на завершающем этапе обучения.
Научная новизна исследования состоит:
- в ретроспективном анализе проектной деятельности в образовании, в том числе в обучении иностранному языку; в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании;
- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных занятий по сквозной теме для учащихся.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно - теоретической литературы по данной проблеме.
2. Беседа с преподавателями и учащимися.
3. Наблюдения за деятельностью преподавателей и учеников в процессе обучения иностранного языка (английского) учащимися в среднем учебном заведении.
4. Анкетирование среди преподавателей и обучаемых.
5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных занятий по сквозной теме в процессе обучения английскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...
«Дифференциация в образовании как средство реализации личностно — ориентированного подхода».
Обмен опытом по организацииучебного процесса в ходе подготовки к итоговой аттестации...
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...
Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)
Доклад «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)...
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...