«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
статья по английскому языку по теме

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностно ориентированного подхода при обучении иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticyna_s.v.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 58»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Подготовила:

учитель английского языка

Птицына Светлана Владимировна

Саратов, 2012 г.

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

I. Наш предмет (иностранный язык) может иметь свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Пока в теоретической дидактике ведутся споры о границах и возможностях создания новых педагогических технологий, в системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, т.е. обладающие высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов. Мы относим сюда прежде всего личностно ориентированный подход при обучении иностранному языку, включающий метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение. Когда  мы ведем речь о  технологичности педагогического опыта, имеем в виду те его элементы, которые отвечают признакам технологичности: воспроизводимость (возможность повторения способов и приемов другим педагогом); эффективность (возможность достигнуть результатов оптимальным по затратам путем, гарантированным по изменениям в состоянии обучающегося); управляемость (возможность проектировать учебный процесс, поэтапно отслеживать результат и при необходимости вносить коррекции);  системность (целостность и логичность процесса, взаимосвязанность его частей).

Принцип личностно ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от преподавателя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания учащегося. Возможность реализации этого метода непосредственно связана с  изменением личностной установки преподавателя. Мы сталкиваемся с тем, что наше речевое и неречевое поведение несет определенный профессиональный отпечаток и характеризуется излишней категоричностью, авторитарностью, догматичностью суждений. Такая установка убивает саму идею диалога. Поэтому в школе идет постоянный процесс поисков новых методов, которые могли бы стать стимулом, толчком к началу диалога. Механизм мотивации при этом должен затрагивать все сферы: интеллектуальную, мотивационно-потребностную, волевую, сферу самосознания.

Личностно ориентированное обучение – это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Наиболее существенным в плане активации всего учебного процесса является максимальное использование возможностей, заложенных в практических занятиях, поскольку при совершенном уровне развития коммуникативных средств большое значение приобретают такие источники информации, как интернет, переписка на иностранном языке, журналы, газеты. Активизация занятий по иностранному языку связана прежде всего с рациональной организацией познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и прежде всего с развитием умения быстро ориентироваться в тексте на иностранном языке, извлекать из него необходимую информацию. Именно продуманная система работы с текстом позволяет  включать предмет иностранный язык в систему межпредметных связей и тем самым актуализовать его значение для подготовки учащихся к успешной профессиональной деятельности в будущем.

II. На первом этапе обучения целесообразно работать с текстом с опорой на руководство и контроль со стороны преподавателя. Чаще всего эта работа с текстом включает чтение и перевод, просмотровое чтение, чтение с выделением основных положений текста или отрывка текста. Постепенно мы вводим индивидуальные задания с различными целевыми установками.

Например:

краткий пересказ текста;

текстовые задания с вариативными ответами и проверкой по ключу;

выбор заголовка текста из предложенных 5 вариантов;

выбор основной идеи из нескольких предложений;

выбор варианта ответа на вопрос, поставленный к содержанию текста.

Следует подчеркнуть, что на этом этапе основным текстом должен быть образец устной формы общения. При работе с текстами необходимо помнить о принципе коллективного взаимодействия, который опирается на закономерности  социальной психологии. Его можно выразить общей формулой: «обучение и воспитание в коллективе и через коллектив». Принцип коллективного взаимодействия определяет такой способ организации учебного процесса, при котором: а) учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания; б) между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, служащие средством эффективности обучения и творческого развития каждого; в) условием успеха  является успех остальных. Условия для коллективного взаимодействия возможно создать через систему усложняющихся видов работы с текстом, как в условиях аудиторных занятий, так и в часы самоподготовки; одной из наиболее плодотворных форм взаимодействия может стать работа учащихся в микрогруппах в часы самоподготовки. Совместная работа в условиях особого психологического климата ограничивает конкуренцию и превращает ее в сотрудничество, где каждый поступает таким образом, чтобы, выражая свою индивидуальность, отвечать ожиданиям группы и стремиться к достижению общих целей. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий «Фонд информации», в который каждым учащимся приносится своя часть и которым пользуются все вместе. Нами поднимается вопрос о построении занятий при обсуждении прочитанных текстов в форме дискуссий. При такой форме обучения, как дискуссия, большую роль играют аспекты как речевого, так и  неречевого поведения, в то время как языковое оформление выступлений учащихся во многом зависит от предыдущей работы преподавателя на этапе тренировки в общении. Не является открытием и то, что больше в своих  выступлениях на дискуссиях учащиеся используют языковой материал, который активно отрабатывался ими на предыдущих занятиях, тем более заинтересованно и эмоционально воспринимаются сами выступления и тем больше растет желание учащихся включиться в обсуждение вопросов, поднятых в дискуссии.

Известно, что изучение иностранного языка вносит существенную лепту в общее развитие будущего гражданина. Метод проектов – суть развивающего, личностно ориентированного языка, на наш взгляд, представляет синтез творческого, исследовательского и информационного метода проектов. Успешное проведение викторины требует тщательной подготовки и от учащихся и от преподавателя. Чтобы решить проблему подготовки к викторине по теме «Рождественские традиции в англоговорящих странах», учащимся требовалось не только знание, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и  достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны были работать с информацией; например, вести поиск нужной информации в  библейском тексте на английском языке, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным страноведческим материалом. Викторина как метод исследовательского проекта дает учащимся возможность участия в исследовательском поиске: в нашем случае, например,  исследование истории возникновения праздника Рождества в англоговорящих странах. Викторина дает возможность преподавателю неформального контакта с  учащимися, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным, помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения. Подготовка к викторине помогает не только выявить лидеров, но и развивать и суммировать природные задатки каждого ученика, организует коллектив, делает его гибким и отзывчивым на  всякое творческое задание. Викторина как творческий метод проекта помогает бороться с пассивностью учащихся, с вялостью их воображения, в нашем случае, например, ей  предшествовал совместный выпуск газет, рождественских открыток, презентаций по теме «Рождество». Следует упомянуть о том, что некоторые задания викторины наряду со знакомым материалом могут включать небольшой процент нового материала, значение которого раскрывается в  процессе выполнения задания при помощи объяснений преподавателя или слайда. Во время проведения викторины обучаемые получают возможность прочно усвоить изученное. Викторина помогает преодолеть скудность чувств, побуждает к активной духовной жизни. Являясь своего рода игрой, она сопровождается чувством напряжения и радости, а игра, по определению шведского исследователя Хейзинга, сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это эмоциональное состояние относится, согласно классификации С.Л. Рубинштейна, к уровню органической эффективно-эмоциональной чувствительности, или к понятию настроения, а каждый из нас хорошо знает по опыту влияние настроения на восприятие окружающего мира.

Хотелось бы затронуть роль игровых, ролевых проектов как одного из методов, используемых при обучении иностранному языку. Известно, что учение дело серьезное. Поэтому некоторые педагоги считают, что в обучении игре нет места. Считаю, что широкое использование игр на уроках иностранного языка ставит перед всем коллективом задачу глубокого усвоения игровой технологии обучения. Для каждого вида игр существует своя технология. Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях. Игровая технология имеет определенную структуру, составные части которой отражены в документах. Основные документы, которые дают полное описание структуры игры, - это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для преподавателя и счетной группы.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения иностранным языком.

Коммуникативная функция – объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

Учащиеся имеют доступ в Интернет, при этом возрастает значимость визуальной культуры общения на иностранном языке. Необходимо учитывать и фактор незапрограммированной коммуникации в диалоге культур. В указанном  ракурсе особую актуальность приобретает культуротворческий тип образования как наиболее предпочтительный и отвечающий вызову времени. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам иностранного языка. Во многом, благодаря своей кросскультурной направленности, уроки иностранного языка способствуют модернизации образования и внедрению в образовательный процесс в школе инновационных технологий, что выражается в преобладании имитационно-игровых, диалоговых моделей обучения. Игровое моделирование на занятиях по иностранному языку способствует установлению психологического контакта, гармоничному развитию межличностных взаимоотношений, творческой инициативе, развивая при этом гибкость восприятия материала, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника. Участие во всех  видах инновационных игр развивает мотивацию к изменениям, создает «рефлексивное пространство»  как способ раскрепощения учащегося. Обучение в  системе личностно ориентированных образовательных технологий выражается в  превалировании исследовательских, имитационно-игровых моделей обучения, предполагает отказ от рутинности мышления, преодолевает скудость чувств, душевную неразвитость.

III. Согласно Бэррону (Barron, Harrington, 1981), творческим людям свойственны самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, способность рисковать. Все эти качества  необходимо развивать у учащегося в процессе обучения.

        Обучение иностранному языку может и должно преследовать не только чисто практическую цель – дать ключ к дополнительному источнику информации, но и способствовать формированию личности  учащегося, прививая ему  навыки творческой активности, стимулируя творческие возможности, используя модели обучения,  составляющие активные формы обучения (игры, дискуссии, проектные задания, braining storming» - практику мозгового штурма).

Новшества в содержании, формах и методах работы, как и в отношениях преподаватель – ученик, безусловно, ведут к улучшению и модернизации образования и воспитания, созданию творческой личности.

Литература

Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам и практика. М.:

Новые информационные технологии в образовании. Брянск: Издательство БГТУ, 1982

Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. М.: Просвещение, 1991.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».

  Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

Инновационный педагогический опыт «Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку»

Цель: внедрить метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку....

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Статья "Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в процессе изучения английского языка"

Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхадо к образованию является метод проектов. В данной статья проводится исследов...


 

Комментарии

Спасибо вам за статью. Изложена доступным языком и раскрывает основной смысл методики проектов.
С уважением, Л.В. Молчаева, г. Пенза.