Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
статья по математике
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
Актуальность выбранной темы работы определяется изменением требований к подготовке рабочего в условиях рынка труда. Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.
Для того чтобы помочь подростку в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний он превращается в дирижёра, режиссёра, организатора. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.
Цель преподавания математики с профессиональной направленностью - расширить и углубить знания по предмету и профессии в совокупности, показать их практическое применение в жизни, мотивировать обучающихся к творчеству, вырабатывать умения логически мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 55.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении».
(выступление на конференции)
Подготовил:
преподаватель Ключникова Н.В.
Белгород, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Компетенции в современном образовании. Общие компетенции…………………4
2.Уроки математики как средство формирования общих компетенций обучающихся……………………….….………………………......……..........................6
3.Заключение………………………………………………………...…………………14
4.Использованная литература…………………………………………………………15
…ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…
Аристотель
Введение.
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общими компетенциями.
Актуальность выбранной темы работы определяется изменением требований к подготовке рабочего в условиях рынка труда. Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних обучающихся.
Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.
Для того чтобы помочь подростку в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний он превращается в дирижёра, режиссёра, организатора. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.
Цель преподавания математики с профессиональной направленностью - расширить и углубить знания по предмету и профессии в совокупности, показать их практическое применение в жизни, мотивировать обучающихся к творчеству, вырабатывать умения логически мыслить.
Компетенции в современном образовании. Общие компетенции.
Использование в современной педагогической литературе термина «компетенция» тесно связано с процессом переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход, что является необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.
Сегодня много сказано, что реализация компетентностного подхода особенно важна и актуальна в профессиональном образовании
Компетентностный подход – это не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Этот подход не ставит на первое место информированность учащегося, а умение выбирать цель, способы ее достижение, умение принимать ответственность за ее реализацию, умение разрешать проблемы и задачи. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Такое понимание компетенции заложено в определении этого понятия, данном лабораторией дидактики. То есть, компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями обучающегося, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.
В данной работе мы понимаем компетенцию как владение, соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, отношений), устанавливаемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов для продуктивного действия с ними. А также, Компетенция- это способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Аналогичную трактовку этих понятий можно найти в работах многих российских ученых, например А.Н. Дахина, А.В.Хуторского и других.
Востребованность такого взгляда на результат деятельности образовательного учреждения сегодня не подлежит сомнению, так как все большую обеспокоенность вызывает отчужденность приобретаемых в образовательном учреждении знаний от учащегося, несформированность положительной мотивации к учению и, более широко, к приобретению новых знаний, деформированность ценностно-смысловых представлений о процессе и результате образования, индивидуальной позиции учащегося как субъекта познания.
За основу в моей работе взяты требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте НПО и СПО, а именно:
«Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)».
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать общие компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета «Математика».
Планирование самостоятельной работы с обучающимися по математике в основном связана с формированием общих компетенций обучающихся. Для формирования ОК 1 важно правильно объяснить обучающимся связь дисциплины математики с их будущей профессией. Поэтому на уроках математики возможны применение следующих методов: тематические дискуссии, групповые дискуссии, беседа, «круглый стол», проектные методы. Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин, олимпиад, профориентационных мероприятий.
Получить навыки организации собственной деятельности (ОК 2) помогают обрести все виды самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, при выполнении практических заданий, домашнего задания. К примеру, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.
В курсе математики большая часть учебной программы уделяется практической работе - решению различных задач и упражнений, где обучающиеся учатся анализировать конкретную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).
Эта компетенция формируется в результате использования различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке, взаимоконтроля, проблемных лекций.
На уроках математики обучающимся предлагаются различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей.
При проведении внеаудиторных занятий возможно использования педагогических игровых упражнений: математические бои, КВН, викторины, решение кроссвордов, ребусов и др.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Компетенции ОК 4 и ОК 5 предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск информации в сети Интернет, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, решение кроссвордов, подготовка и защита рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, плакатов, презентаций, участие в телекоммуникационных проектах. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).
Сегодня неоспоримым фактом является вхождение Интернет в образовательное пространство, использование ресурсов которого не просто расширяет наши возможности, но и делает образовательный процесс более увлекательным для студентов.
Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока.
Также на уроках математики возможно использование разнообразных творческих проектных заданий, интерактивных форм работы: тесты в системе on-line, упражнения, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6), студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы, проблемные лекции, пресс-конференции, «круглый стол», мозговой штурм, КВН, олимпиады.
Применение на уроках математики активных форм и методов обучения наилучшим образом активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Такой подход позволяет преподавателю точно оценить уровень сформированности общих компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования обучающегося.
Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание общих компетенций.
Уроки математики как средство формирования общих компетенций обучающихся.
Современная модель образования, безусловно, является личностно-ориентированной. Компетенция – это такое качество личности, которое существует и развивается в двуединстве: в личности и в социуме. Следовательно, развивая компетенции, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Компетенция –личное качество человека, склонное к развитию. Именно это создает современному педагогу обширное поле деятельности. Уроки математики, безусловно, важное звено в современном личностно-ориентированном образовании, в формировании компетенций учащихся. Современная жизнь требует людей энергичных, способных самостоятельно принимать решения.
Для образовательных учреждений эта потребность выступает как социальный заказ на работоспособную творческую личность. Поэтому в современном образовании широкое развитие получают активные формы обучения учащихся. Через активные формы обучения формируются важные общие компетенции, такие, как социальная (способность учащихся брать ответственность, решать проблемы), коммуникативная (владение устным и письменным общением), информационная (владение новыми технологиями, способность получать, оценивать информацию, перерабатывать её), личного самосовершенствования, общекультурные компетенции.
Сегодня подростку необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом, выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. На основе полученных знаний, умений, навыков, разнообразного опыта деятельности и отношений у обучающегося могут быть сформированы компетенции, приводящие к образованности и компетентности в определённой сфере.
Поэтому в своей преподавательской деятельности необходимо стремиться к формированию общих компетенций, используя исследовательский, частично-поисковый метод, проблемно-поисковый метод, активные формы обучения.
Компетентностный подход позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными
целями учащихся;
- подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
- подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
- повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен
уметь:
- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже
если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
- закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике;
- планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- в совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый
опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностный, педагог должен остерегаться:
- привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
- передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
- представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы “правильного” и “неправильного” решения житейских и профессиональных проблем;
- бездоказательно-нормативных высказываний “надо”, “должен”, “так принято”, которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа учащегося в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учащимся доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Учащийся самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций он хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
Средством реализации компетентностного подхода при обучении математике является организация самостоятельной деятельности при решении математических задач, лабораторных, контрольных работ, при работе с учебной литературой и другими источниками информации.
Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери - человек, далекий
от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Эти советы не потеряли актуальности, особенно в связи с переходом к профильному обучению на старшей ступени общего образования. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать.
На первом курсе по дисциплине "Математика" есть тема «Правильные многогранники». Обучающимся предлагается проблемное задание, предусматривающие элементы исследования, поиск различных способов его выполнения и их сравнения, при котором обучающиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (ОК.04.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- Развивают исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности);
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
- Развивают системное мышление (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации).
Я предлагаю Вам комплексную работу, выполненную студентами при проведении урока на тему «Правильные многогранники».
Первая группа студентов работала с энциклопедическими данными. Большая воспитательная цель урока: развивать интерес к математике, используя исторический материал. Правильные многогранники были известны еще в Древней Греции (в v веке до н.э.). Первые упоминания о них имеются у Платона, Евклида. Правильные многогранники до наших дней сохранили свои греческие названия. Развивать пространственные представления студентов, любознательность, способность к творчеству.
Работа второй группы показывает о большой мотивации познавательной деятельности студентов: правильные многогранники имеют практическое использование.
Третья группа студентов изготовили модели правильных многогранников, различной формы.
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (ОК.04.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- Развивают исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности);
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
- Развивают системное мышление (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации).
Я предлагаю Вам комплексную работу, выполненную студентами при проведении урока на тему «Правильные многогранники».
Первая группа студентов работала с энциклопедическими данными. Большая воспитательная цель урока: развивать интерес к математике, используя исторический материал. Правильные многогранники были известны еще в Древней Греции (в v веке до н.э.). Первые упоминания о них имеются у Платона, Евклида. Правильные многогранники до наших дней сохранили свои греческие названия. Развивать пространственные представления студентов, любознательность, способность к творчеству.
Работа второй группы показывает о большой мотивации познавательной деятельности студентов: правильные многогранники имеют практическое использование.
Третья группа студентов изготовили модели правильных многогранников, различной формы.
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (ОК.04.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- Развивают исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности);
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
- Развивают системное мышление (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации).
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (ОК.04.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- Развивают исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности);
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
- Развивают системное мышление (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации).
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (ОК.04.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- развивают исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности);
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
- развивают системное мышление (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации).
Большую роль в развитии пространственного воображения и простоты восприятия отдельных свойств геометрических фигур (объемных и плоских) играют различного рода приборы и модели, зачастую изготовляемые самими обучающимися под руководством преподавателя.
Обучающиеся при проведении урока на тему «Правильные многогранники» разбиваются на три группы.
Первая группа работала с энциклопедическими данными. Большая воспитательная цель урока: развивать интерес к математике, используя исторический материал. Правильные многогранники были известны еще в Древней Греции (в v веке до н.э.). Первые упоминания о них имеются у Платона, Евклида. Правильные многогранники до наших дней сохранили свои греческие названия. Развивать пространственные представления обучающихся, любознательность, способность к творчеству.
Работа второй группы показывает о большой мотивации познавательной деятельности обучающихся: правильные многогранники имеют практическое использование.
Третья группа обучающихся изготовили модели правильных многогранников, различной формы.
Цель урока достигнута: удовлетворив познавательную пытливость обучающихся, багаж их знаний пополнился новыми методами, новой информацией.
В условия дефицита времени на учебном занятии в классе совсем не обязательно всегда проводить устный опрос, который действительно отнимает много времени и позволяет проверить состояние знаний лишь немногих учащихся.
Современная дидактика предлагает много новейших средств позволяющих за короткое время проверить даже всех учащихся: использование ТСО, фронтальные письменные работы – миниатюры, которые занимают 7-10 минут, используя самопроверку и взаимопроверку. Следует помнить, что нельзя повторять подряд все ранее пройденное, т.к. на это нет времени: основательно повторять и обобщать надо лишь существенное и трудное, а также необходимое для дальнейшего усвоения знаний, их применения при выработке умений и навыков, а также производственной деятельности учащихся. Наиболее существенные идеи, термины, определения, формулы, даты, выводы необходимо выделить и записать в тетради учащихся.
Моя задача, уметь поддерживать интерес своих учеников к математике и помочь им не потеряться в море информации. Все начинается с «малого», с интереса, с вопросов, которые есть у учащихся. Что является «малым» в обучении?
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в учебном заведении. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают обучающихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число обучающихся, что может привезти к потере интереса к предмету, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.
В течение недели в группах на уроках математики обучающиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших на курсе математиков, решают и сами составляют кроссворды, придумывают математические сказки, истории. В первый день проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводятся математическое соревнование, конкурсы, викторины.
Формирование интереса к предмету начинается с грамотно организованного начала урока. Четкая постановка целей и задач урока – залог успешного усвоения темы.
Урок должен начинаться с проблемы, которая впоследствии должна обязательно решиться. Причем, решиться она должна самими учащимися. Преподаватель должен лишь направлять учащихся по пути поиска истины, а выводы учащиеся должны делать сами. Причем, делать это нужно так, чтобы они думали, что ваша роль в их открытии ничтожно мала! А чтобы на уроке видеть горящие от любознательности глаза учащихся, их удивление, ожидание открытия, которое они делают сами, применяю методы занимательного изложения учебного материала, привлекаю достижения современной науки, рассматриваю примеры, взятые из повседневной жизни, делаю исторические экскурсы, то есть создаю мотивацию учения.
Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока. Организуя самостоятельную деятельность учащихся на уроке, я создаю условия для подготовки учащихся к продолжению образования, к жизни в обществе и эффективной социализации, к саморазвитию личности.
Большое значение в создании условий для развития учащихся имеют и формы работы, используемые учителем на уроке. На мой взгляд, наиболее эффективны групповые формы работы. При этом создаются условия для диалога, что способствует развитию умения не только говорить, но и отстаивать своё мнение, развитию культуры речи. Работая в группе, учащиеся учатся взаимодействовать с другими людьми. Создаются условия для развития ответственности за своё дело и для взаимообучаемости, что способствует более успешному усвоению материала и развитию личностных качеств учащихся.
Для выполнения поставленных задач надо создать для каждого ситуацию успеха. Она включает три составляющие:
1. Это я понял
2. Это я могу
3. Это я сделаю
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Обучение в русле компетентностного подхода – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.
Результат компетентностного обучения – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учащихся.
Одной из общих компетенций учащихся является коммуникативная компетенция, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и рефлексия, которая является завершающим этапом занятия и представляет собой обмен мнениями, осмысление учащимися услышанного, обдуманного.
Перечислим основные методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетенции.
- Устная коммуникация
- Учебный диалог
- Доклады, сообщения
- Исследования, проекты требующие проведения опросов, бесед, интервью
- Обсуждения, дискуссии, диспуты
- Выступления в качестве оппонентов
- Выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.
- Исследования , проекты, требующие проведения анкетирования или письменного, интервью с предварительной подготовкой вопросов,
- Телекоммуникационные проекты
Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетенции подростков является групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения. Групповая и коллективная работа на уроке сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. В реальной жизни человек, в основном, общается в малых группах – на работе, дома в семье, с друзьями. Поэтому на первый план выходят умение принимать на себя разные социальные роли, умение общаться и выполнять что-то совместно с другими, принимать совместные решения – ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.
Для успешной учебной деятельности необходимо учитывать следующие особенности: включённость каждого подростка в решение творческих задач не в конце, а в начале усвоения нового предметного содержания; оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося; продуктивное овладение навыками выполнения нового вида деятельности; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
Такая форма обучения решает одновременно несколько задач: конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основное навыки общения внутри и за пределами данной группы, коллектива; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации индивида в современном обществе.
Всё это позволяет эффективно решать учебные задачи. В этом случае подросток – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одногруппников. В.К. Дьяченко писал по этому поводу: “Я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого”. Эти умения помогут подросткам и за пределами образовательного учреждения, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека. Необходимо применение разных форм общения, основанных на групповых видах работы, позволяющих выработать коллективное решение и обсудить результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Сами эти решения и результаты особенно ценятся ребятами как итоги общения и взаимодействия. Решение данных задач на уроке проходит в несколько этапов:
- подготовительный этап;
- этап формирования проблемных групп;
- организация учебной деятельности в проблемной группе;
- презентация принятого коллективно решения;
- рефлексивный этап (рефлексия по поводу проведённого учебного занятия).
Ядром проблемной ситуации должно быть какое-то значимое для человека рассогласование, противоречие. Ученики принимают и понимают учебную задачу, но в то же время арсенала имеющихся у них средств недостаточно для её разрешения. Выделение проблемы уже указывает на то, что ученик имеет определённый запас знаний, необходимый для приобретения новых. Противоречие, поставленное на занятии, заинтересовало учащихся, побудило их к поиску правильного решения, поиску объяснения проблемы. Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, сотворчества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения. В совместной работе нет актёров и зрителей, здесь все – участники, каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. На учебном занятии следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации. Если прозвучавшая информация оказалась не вполне ясна, задавать вопросы “ на понимание ” (например, “Правильно ли я понял…?) Только после этого формулируются выводы. Критикуются идеи, а не личности. Цель совместной деятельности заключается не в победе какой – то одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав мнения по проблеме и т.д. На этапе презентации группового решения наряду с коммуникативной формируется и информационная компетенция учащихся.
Современный педагог заинтересован в том, чтобы обучающиеся учились понимать и конструктивно оценивать происходящее. Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в неё включались все без исключения учащиеся.
Очень важно учитывать, что для всестороннего развития учащихся эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне учебной среды:
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своё рабочее время)
- Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on – line, различные тренажёры; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта – самопрезентации в сети Интернет, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе)
- Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества)
- Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одногруппников с помощью уникальных результатов своей деятельности)
Является важным, что знания, полученные на уроках математики, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Если подросток умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, будет успешен в дальнейшем.
Заключение.
В заключение отметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности образовательного учреждения продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: инновационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся общие компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.
Опыт работы преподавателей по данной теме еще не велик и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений общих компетенций. Связано это в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, но критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге уровня достижений общих компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений, входящих в общую компетенцию. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками математики, только работой одного учителя.
Интеграция элементов выше названных методов и приемов позволяет осуществлять целенаправленное формирование общих компетенций у учащихся и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Но при этом необходимо акцентировать внимание на том, что при использовании современных образовательных средств, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим.
Таким образом, целенаправленное формирование общих компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных методов и приёмов работы.
Использованная литература
- Белухин Д. А. «Основы личностно-ориентированной педагогики».М.-Воронеж.1997.
- Загвязинский В.И. «Теория обучения. Современная интерпретация» М.«Асадема».2001.
- Куриленкова Л. В. «Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы» .Самара.2010.
- Орлова Т. « Диагностика эффективности».«Директор школы» № 3, 2010.
- Питюков В. Ю. «Основы педагогической технологии». М. «Тандем». 2007.
- Справочник по педагогическим инновациям (В. Н, Михелькевич, Л. И.
- Полушкина, В. М. Мегедь) Самара. 2008.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
- Якиманская И.,О. Якунина «Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения». «Директор школы» № 3.2008.
Интернет источники:
1. http://festival.1september.ru/
2. http://festival.nic-snail.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В 2014 году участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...
Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения
Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...
Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.
статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....