«Технология проведения современного урока на основе использования педагогических техник».
статья на тему

Гусакова Алена Алексеевна

Эффективность образовательных технологий, которым в последнее время уделяется так много внимания, невозможна без овладения педагогической техники, без конкретного искусства преподавателя, проявляющегося в том, как он взаимодействует с учениками, как ставит учебные задачи и цели, как пользуется средствами обучения, как ежеминутно владеет ситуацией урока.

Основные рабочие средства любой педагогической техники – это педагогические приемы.

Зачастую, встречается такая ситуация: на различных семинарах выступающие говорят о различных приемах и называют их красивыми словами, но если прислушаться, то на  самом деле, это тот инструментарий, которым пользуемся и мы сами, но не всегда знаем, как эти приемы называются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология проведения современного урока на основе

использования педагогических техник».

Преподаватель математики  II квалификационная категория Гусакова  А.А.

Эффективность образовательных технологий, которым в последнее время уделяется так много внимания, невозможна без овладения педагогической техники, без конкретного искусства преподавателя, проявляющегося в том, как он взаимодействует с учениками, как ставит учебные задачи и цели, как пользуется средствами обучения, как ежеминутно владеет ситуацией урока.

Основные рабочие средства любой педагогической техники – это педагогические приемы.

Зачастую, встречается такая ситуация: на различных семинарах выступающие говорят о различных приемах и называют их красивыми словами, но если прислушаться, то на  самом деле, это тот инструментарий, которым пользуемся и мы сами, но не всегда знаем, как эти приемы называются.

Чаще всего любым педагогом используется такой тип урока, как комбинированный. А если сравнить результативность традиционного урока с результативностью развивающего обучения?

Структура  комбинированного урока:

Традиционный урок

Урок развивающего обучения

I Организационный момент

  1. Подготовка письменных принадлежностей и доски к началу урока.
  2. Приветствие учителя.
  1. Прием «Светофор»

У каждого ученика на парте длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. Когда ученик приготовился к уроку он поднимает «светофор» зеленой стороной.

  1. Приветствие учителя.

Результативность

63%

74%

II Проверка домашнего задания

Сдали тетради на проверку учителю.

Прием «Цветные поля»

Ученик, выполняя домашнюю работу  отчеркивает карандашами, каждый из них имеет смысловую нагрузку:

- красный – «проверьте, пожалуйста, все  и исправьте все ошибки».

-  зеленый – «отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю.

- синий – «Укажите, количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

Результат

68%

87%

III Актуализация знаний и  практических и умственных умений

  1. Устная работа
  2. Фронтальный опрос
  3. Письменный диктант

Прием «Роль почемучка»

В роли «почемучек» может выступать один или несколько учеников. Они готовят серию вопросов фронтальной работе в группе. Также могут самостоятельно проводить этот опрос.

Результат

69%

76%

IV Изучение нового материала

Изложение, объяснение нового материала, лекция.

  1. Прием «Удивляй»

Известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обыденное становится удивительным.

  1.  Прием «Фома Неверующий»

Это прием используется при подаче сложного материала. Как только произносится нечто, вызывающее сомнения у  учеников, поднимается рука и следует реплика: «А я не верю, докажите». Это действует назначенный ученик.

Результат

73%

80%

V Закрепление  материала

Применение полученных знаний на практике. Выполнение всем классом заданий у доски и на местах.

  1. Прием «Рейтинг»

Это прием может использоваться как на одном уроке, так  охватывать целую тему. Составляется лист контроля, в котором включены все виды деятельности учащегося: устная работа, домашняя работа, работа на уроке, самостоятельная работа и даже подготовка сообщений или докладов.

Выставляя самому себе оценку за каждую позицию, или соседи ставят оценки друг другу, а преподаватель лишь корректирует оценки при выставлении в журнал.

  1. Прием «Подбери пару»

Вопросы и ответы оформляются на одном листе в разных столбцах. Ученику необходимо соотнести вопросы и ответы. И т.д.

Результат

69%

75%

VI Обобщение и систематизация знаний и умений

Выполнений заданий у доски на оценку, самостоятельная работа.

  1. Прием «Ключевые слова»

Учитель выписывает на доске или показывает слайд, или устно произносит  «ключевые слова», которые являются наиболее важными в изучении темы. Учащиеся должны объяснить значение этих слов. Происходит разминка перед применением этих понятий. Сюда также можно включить прием «Лови ошибку», который заключается в следующем: в список ключевых слов добавляется одно или несколько слов, которые не имеют отношения к этой теме, учащиеся должны это определить.

  1. Прием «Ответ тройкой»

К доске вызываются три ученика. На  заданный вопрос отвечает первый, второй исправляет, а  третий комментирует.

  1. Прием «Разноуровневые задания»

Самостоятельная работа задается большим количеством задач. Учитель доводит условие:

-на  «5» -14-15 баллов,

- на «4»- 10-12 баллов,

- на  «3»- 8-10 баллов.

Ученик может выполнить 3 сложных задания стоимостью 5 баллов, или 5-6  более простых заданий. Учителю будет не трудно увидеть какие вопросы вызывают затруднения.

Результат

75%

89%

VII Подведение итогов урока

Учитель проговаривает:

Мы сегодня изучили…

Узнали…

Применили…

Прием «Опрос - итог»

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие  к рефлексии  урока. Что на уроке было главное? Что было интересное? Что новое сегодня узнали? Чему научились? Учитель может на равнее со всеми высказать и свое мнение.

Результат

74%

92%

VIII Задание на дом

Записать на полях домашнее задание, которое учитель записал на доске.

Прием «Задание массивом»

Задается  большой массив заданий, в рамках большой изучаемой темы. Определяется минимум, который обязан выполнить ученик. Например, 15 из 60 заданий.  Ученики предупреждаются, что контрольная работа будет составлена из перечисленных заданий. Этим самым стимулируется желание решить как можно больше заданий. Такие задания даются на длительный период времени.

Результат

65%

83%

Самое главное, что использование различных педагогических приемов и техник  позволяет настолько разнообразить традиционный урок, что это может вылиться в собственную технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок: эффективность процесса (использование педагогических технологий при моделировании урока в выпускном классе)

Данная работа представляет собой  разработку урока в 11 классе «Работа с текстом при подготовке к сочинению части С - 1 ЕГЭ» с методическим сопровождением. Учитель рассказал, как учащиеся вместе ...

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного урока»

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного  урока»...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...

« Игровые технологии проведения современного урока физики»

Для выявления учебных возможностей учеников, уровня их знаний, индивидуальных особенностей и путей преодоления отставания в учебе отдельных учеников способствуют игровые технологии, поскольку в игре п...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...

Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».

В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....