Современный урок: эффективность процесса (использование педагогических технологий при моделировании урока в выпускном классе)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Трошкина Ольга Ивановна

Данная работа представляет собой  разработку урока в 11 классе «Работа с текстом при подготовке к сочинению части С - 1 ЕГЭ» с методическим сопровождением. Учитель рассказал, как учащиеся вместе с учителем шли к пониманию проблематики данного текста (отрывок из книги С. Львова  «Быть или казаться?») При подготовке к уроку учитель использовал различные педагогические технологии, описание которых есть в настоящем труде.

Автор обоснует выбор тех или иных методов, приёмов, видов деятельности. Кроме того, к данной наработке прилагается слайдовая презентация, выполненная учащимися 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs_rabota.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Методическая разработка

«Современный урок: эффективность    процесса»

(Использование педагогических технологий при моделировании урока)

Выполнила: Трошкина Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

г. Уссурийск

2014 год


Оглавление

Введение. Гуманитарные предметы и новая стратегия образования …..  3

Глава 1.

  1. Классификация педагогических технологий     ……………  5
  2. Использование театральной технологии действий    ………  7

Глава 2.

Деятельностный подход к моделированию современного урока ………  9

Глава 3.

Практика применения элементов различных технологий при моделировании уроков.             ..……………………………………………………………   11

Глава 4.

Разработка плана урока и подготовка к нему   …………………………    13

Заключение                ……………………………………………………..     21

Список литературы   ……………………………………………………..     23

Приложение 1. Текст С.Л.Львова                ……………………………..     24

Приложение 2. Слайдовая презентация к первому этапу урока


Введение.

Гуманитарные предметы  и новая стратегия образования

Когда у академика В.А. Легасова спросили, в чем он видит причину техногенных катастроф, ученый-атомщик ответил: в отсутствии гуманитарного образования.

Школьные предметы русский язык и литература – островки гуманитарного образования в школе. В 21 веке роль учителя словесности существенно изменилась. Учитель перестал быть основным источником информации – носителями информации стали неодушевленные предметы (электронные носители,  электронные книги, Интернет, СМИ) Новый статус  средней школы (сферы образовательных услуг) еще больше отдалил учителя и ученика друг от друга. Словесник из «доверенного лица общества» превратился в тьютера, то есть организатора учебного процесса. Введение ЕГЭ в качестве выпускного экзамена сделала связь обучаемого и обучающегося еще слабее. Духовность постепенно покидает классные  аудитории. Хороший репетитор способен решить проблему качества «багажа знаний» быстро и по-деловому.  В этом есть свои плюсы и минусы. Самый большой плюс – учитель перестал быть истиной в последней инстанции, оракулом, непререкаемым авторитетом.

Появились новые виды деятельности и формы организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы. Нельзя сказать, что этого не было раньше: они внедрялись еще в середине прошлого века и приветствовались всеми педагогами.

  Современные учителя получили еще больше  способов информирования учащихся. Разве не может радовать такая картинка: педагог нажал кнопку, и вышло изображение  на интерактивной доске! Наглядно и доступно продемонстрировал биолог строение клетки (цветка, ядра), историк показал схему исторической битвы, красиво, в картинках. Дал возможность прослушать диалог настоящих англичан на уроке иностранного языка. Словесникам  тоже стало проще вести уроки: можно показать таблицы, схемы по грамматике, протестировать по изученному разделу грамматики. Одним словом, современно, благородно, результативно.

 Одного не смогли принять словесники: замену книги ресурсами Интернета, все эти «краткие содержания» великих романов, доклады в телефонах, электронные словари, которые сводят на нет многие старания учителей, чтобы учащиеся не списывали на контрольных работах. В учебных классах все меньше места диалогам, теплой беседе, спорам и просто общению. А со стороны учащихся стало меньше доверия к учителю, согласию-несогласию, воображению, наконец! Ведь многие спорные версии они уже успели прочесть в Интернете! Можно спорить, хорошо это, или плохо, но считаться с реалиями приходится!

 С большой охотой учителя приняли возможности цифровые технологий. Современное обучение превратилось в передачу знаний через четкую систему педагогической деятельности при помощи интерактивных досок, проекторов, телевидения. Информатизация  образования частично изменила и сам  процесс деятельности учащихся и преподавателя на уроке, содержание методов и организационных форм.

 Существует восточная притча. Ходжа Насреддин обещал прочесть проповедь в одном городе.

- Знаете ли вы, миряне,- спросил у собравшейся толпы мудрец,- о чем я с вами буду говорить?

- Знаем! – закричал народ.

- Тогда мне не о чем с вами говорить,- промолвил мудрец и удалился.

На другой день еще больше народу собралось на городской площади.

Проповедник задал тот же вопрос.

- Не знаем!- закричали люди, желая услышать, наконец, проповедь.

- Ну тогда мне не о чем с вами говорить!- ответил Ходжа и скрылся в доме.

На третий день яблоку негде было упасть, так много людей было на площади. И вновь Насреддин задает свой коварный вопрос: знают ли люди, о чем он будет с ними говорить.

 Тут одна половина собравшихся стала кричать «Знаем!», а другая - «Не знаем!»

- Ну вот и поговорите друг с другом,- изрек мудрец и пошел пить чай.

Этот приём древнего мудреца наводит на мысль о том, что следует вызвать интерес аудитории к своей персоне и замотивировать слушателей на восприятие.

По сути, мудрец применил к аудитории  проблемный метод, который широко применяется в педагогике. Как элемент технологии он и будет в центре нашего внимания. Следует рассмотреть педтехнологии подробно, для того чтобы определиться в их выборе при моделировании уроков. У современного ребенка сложная структура формирования личности. Зачастую «простыми» способами сложно на неё влиять.

Возможности проектирования методов обучения, осуществления процесса обучения при помощи новых научных способов деятельности и создадут программированное обучение, которое есть суть уточнение учебных целей и процедуру их достижения.

Глава 1.

1.1. Классификация педагогических технологий

   Существует множество методов  и технологий в педагогике, чтобы дети захотели получить какие-либо знания.

№ п/п

Название группы технологий

Примеры технологий

1

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений

  • Личностно-ориентированный подход «Педагогика сотрудничества»
  • Технологии Ш.А. Амонашвили «Гуманно-личностная педагогика»
  • «Система преподавания литературы как предмета, формирующая человека» (Е.Н.Ильин)

2

Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

  • Игровые
  • Проблемное обучение
  • Обучение на основе конспектов, ОК

(В.Ф. Шаталова)

  • Коммуникативное обучение У.И. Пассова

3

Педтехнологии на основе эффективности и управления процессом обучения

  • Технология дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П. Гузик)
  • Индивидуализация обучения (А.С. Границкая, И. Унд, В.Д. Шандриков)
  • Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении (С.Н. Лысенкова)
  • Групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Ривин – В.К. Дьяченко)
  • Технологии проектного обучения (Джон Дьюи)
  • Информационно- коммуникативные технологии.

4

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

  • УДЕ П.М. Эртниева. Укрупнение дидактических единиц.
  • «Диалог культур» В. С. Библера и С.Ю.Курганова
  • «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова (не применяется)
  • Теория реализации поэтапного формирования умственных действий Н. Ф. Тальзиной, М. Б. Воловича
  • Развитие критического мышления через чтение и письмо
  • «Портфолио» (накопитель достижений)

5

Педтехнологии на основе усиления социально-воспитательных функций

  • Технология адаптивности школы
  • Здоровьесберегающие технологии.

6

Педтехнологии альтернативные,

а так же целостные авторские школы

  • Вальдорфская педагогика Р.Штейнера (отказ от урока, связь с Богом и природой) г. Москва
  • Технология свободного труда С. Френе
  • Технология саморазвития М.Монтессори (детсад- начальная школа - 6 класс - для умственно отсталых детей) г. Владивосток
  • Школа самоопределения А. Н. Тубельскова
  • Русская школа И. Ф. Гончарова
  • Школа для всех Е. Я. Янибурга
  • Школа-парк М. П. Балабана
  • Школа М. П. Щетинина и др.

 Всем известен проблемный метод обучения. Как элемент технологии он и будет в центре нашего внимания.

1.2 Использование театральной технологии действий

Авторами театрального аспекта урока считаются А. Ершов и В.Букатов, которые раскрыли суть данного метода в своей книге «Режиссура урока, общение и поведение учителя». ( Москва «Феникс» 2006 г.)

Цель метода:

«Здесь, сегодня, и сейчас должно быть уютно, интересно, трудно и радостно». (К. С. Станиславский)

Любой учитель, работающий в старших классах, скажет, как сложно заставить ученика захотеть учиться «здесь и сейчас». Урок превращается в извечную борьбу, противостояние. И уж если этого противостояния не избежать, то нужно направить его в нужное русло. Борьба должна быть деловой: охватить ребят работой, поставив единые цели и задачи, выдвинуть общие для всех критерии, подобрать методы и приемы. Создать на уроке ситуацию, при которой коммуникация станет неизбежным элементом.

Все подростки ходят в школу, чтобы общаться. Значит будет актуальны КСО (коллективные способы обучения). Метод традиционно приписывается  А.Г. Ривину и  В. К.Дьяченко, а в последние годы признан отдельной педагогической технологией.

Современным в этом старом методе является то, что создается коммуникативная ситуация (позиция), которую дети, объединенные в группы сменного или постоянного состава, примут охотно. Учащиеся могут все делать сами, а учитель будет только управлять процессом (т.е. являться тьютером) Приёмы при этом будут использоваться следующие:

- знание источников информации;

- цели и смысла данной работы;

- умение выделять главное;

- декодирование информации (например, схемы предложений, ОК)

На разных этапах выделяются деловая позиция и позиционная (анализ урока).

В представленных разработках уроков я покажу элементы данной технологии (КСО- коллективную работу и театральную), которых  объединяет деятельностный подход.

Главные критерии здесь:

- это интересно детям и учителю,

- есть движение (меняются дела на уроке, состав групп, роль в группах, тональность и интонация урока, разнообразие деятельности)

- целесообразность этих действий, знание конечного результата,

- рефлексия, выводы, итоговые вопросы.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности на уроках:

  1. Эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядных пособий, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание)
  2. Познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, свободный выбор заданий)
  3. Волевые методы (предъявление требований, призыв, самооценка деятельности и рефлексия, прогнозирование)
  4. Социальные методы (желание утвердиться в коллективе, ситуация взаимопомощи, заинтересованность в результате, взаимопроверка)

Этапы урока (организационная структура урока)

  1. Актуализация знаний (постановка задач и создание проблемной ситуации, деление класса на группы и подгруппы, определение объёма материала, который надо усвоить)
  2. Изучение нового материала (отбор и изучение материала, систематизация по теме, консультирование, виды речевой деятельности, создание системы вопросов, задействование всех сфер восприятия)

                                   Сферы восприятия:

- эмоциональная,

- воображение.

- понятийная (осмысление)

                                       Методы

- формирование мотивационной среды на уроке,

- первичный контроль и (само) проверка,

- подведение итогов  (рефлексия)

Глава 2.

Деятельностный подход к моделированию современного урока

Ян Амосович Каменский (1592 – 1670) открыл «дидактическую машину, которая гарантирует результат». Такой машиной в современной педагогике (60-х годов 20 века) называют технологизацию учебного процесса. Педагогическая технология- это программированное обучение- уточнение учебных целей и процедура их достижения. И как бы это ни называлось:

- содержательная техника (Беспалько В. П.);

- совокупность установок (Лихачев Б.Т.);

- системная совокупность (Кларин М.В.);

- модель, проектирование (Монахов В.М.);

- описание процесса (Волков Г.Н.)

суть остается одна - это профессионализм деятельности учителя. Набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний в соответствии с поставленными целями.

Следует разграничивать методы и технологии. Методика- это способ, путь, а технология - конкретные действия, искусство.

 В старших классах назревает необходимость подготовки к ЕГЭ по обучению выпускников к  написанию сочинения, в частности, созданию сочинения- рассуждения с комментариями к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения»

       Сложность в подготовке к ЕГЭ (части С1) заключается в том, что     учащиеся затрудняются принять правильность смысла вопроса в задании С1 и не умеют кратко пересказывать текст (лингвистика). Это неумение порождает следующую проблему: выпускники не могут дать развернутый ответ с познавательной проблемой.

Из диалога с хорошей ученицей:

- Ольга Ивановна, давайте не будем  изучать это произведение. (Речь шла о «Тихом Доне» М. Шолохова) Вы запишите в журнале, как вам надо, дадите нам  под запись основные проблемы романа... Сюжет мы найдем в Интернете! Ведь на ЕГЭ требуется только знание проблемы…

  Проблемы действительно требуются. А вот главная проблема наших выпускников - это пробелы в литературном чтении.  Увы, но многие произведения не прочитаны; отсутствуют компетентностные знания (учащиеся не умеют анализировать, нет навыка медленного вдумчивого чтения, есть сложности моделирования текста ( членение текст на абзацы, переходы между частями). А может быть, и не надо всё читать? Может быть, есть смысл прочесть не всё, но вдумчиво?

Иногда для выпускного сочинения требуется несколько «крепеньких» произведений, чьи идеи остались актуальными и в наши дни. Вот с ними и нужно поработать основательно!

Соответственно, следует научить выпускников  прочитывать проблемный вопрос, формулировать тезис, приводить доводы в защиту тезиса, отбирать литературный материал (эпизоды, описания, хронотопы, высказывания героев)

    В слабом классе нужен такой подход, чтобы учащиеся были замотивированы на прочтение текста художественной литературы, необходимый для аргументации. Впоследствии нужно было вывести их на обобщения, которые помогут написать итоговое сочинение. Уроки литературы, нацеленные в настоящее время на подготовку к ЕГЭ должны быть современными, интересными, познавательными. И, разумеется, их моделирование должно проходить в соответствии с новыми методиками   и на высоком технологическом уровне.

Глава 3.

Практика применения элементов различных технологий

при моделировании уроков.

Понятие педагогическая технология появилось еще в начале 60-х годов прошлого века. Общий признак педтехнологий  - цель, средство - результат. При моделировании урока учитывались

- системный подход,

- осознанность деятельности учащихся;

- самостоятельность деятельности учащихся;

- проектируемость деятельности учащихся.

Важна межпредметная связь  русского языка и литературы. Так, на уроках литературы учащиеся постигают идейно-художественный смысл произведения. На  уроках русского языка выпускники создают собственный продукт-  высказывание с опорой на прочитанный текст  (в качестве аргумента к тезису) Наибольшие трудности у ребят вызывает аргументация собственного тезиса по поднятой проблеме текста на литературном материале.

В 11 классе после изучения пьесы М. Горького «На дне» был проведен урок подготовки к экзаменационному сочинению. Идейно-художественная проблематика пьесы и должна была стать тем материалом, которого так не хватает на сочинении в качестве литературного аргумента.

  На уроках литературы при изучении текста художественного произведения использовались новые технологии. Эти технологии были описаны В.Г. Горецким  в Пояснительной записке учебнику Т. Ф. Курдюмовой. Новыми технологиями педагог называл чтение фрагментов произведения, анализа отдельных эпизодов, выяснение смысла заголовка. Технологии заключаются в родо-жанровом подходе (особенности драмы), в организации исследовательской работы (исследование жизни «дна» своего города), инсценировке отдельных эпизодов (цель: видеть, слышать, переживать слово) и так далее. Так же использовалась методика предкоммуникативного чтения и коммуникативного общения с текстом на читательском уровне.

Этапы подготовки к уроку и выполненные действия:

На подготовительном этапе роль учителя – транслятор - ставит задачи, объясняет,  на первом -  координатор (тьютер), затем-  сотрудник.

Задачи стояли следующие:

- Изучение основных проблем пьесы М. Горького «На дне» на уроках литературы;

- написание сценария инсценировки отдельных сцен пьесы                                                                                                          (совместно с учащимися 11 класса);

- инсценировка  и чтение по ролям ключевых сцен;

- создание собственного короткометражного документального фильма про жизнь бездомных г. Уссурийска (ученики 11 класса)

- составление слайдовой презентации «По следам изучения пьесы М. Горького «На дне» (презентацию выполняли учащиеся 11 класса под руководством учителя)

- Проведение диспута «Что лучше - правда или ложь?»

Этапы подготовки на уроках русского языка:

- Повторение клише и речевых оборотов в композиции сочинения в формате ЕГЭ;

- распечатка текстов – отрывка из книги С. Л. Львова «Быть или казаться?» - для каждого участника.

  Предлагаю вашему вниманию разработку этого урока. Перспективное задание перед уроком: подчеркнуть ключевые слова в тексте, подумать над аспектами проблем, поставленных в данном тексте С. Л. Львова.

Глава 4.

Разработка плана урока и подготовка к его проведению.

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к экзаменационному сочинению. Анализ текста «Быть или казаться» автора С. Львова

(методическое пособие к учебнику А.И. Власенковой и Л.М. Рыбченковой , 2012 год, автор-составитель Г.В. Цветкова)

Цели урока:

- первичное восприятие текста - технология предкоммуникативного    этапа (Пояснительная записка к Программе Т.Ф. Курдюмовой),

- осознание темы данного текста и основной мысли высказывания;

Методический прием: создание своих вопросов, которые помогут задействовать воображение, понятийную сферу, осмыслить текст и выйти на проблему.

- формировать способность продуцировать собственное связное высказывание по одной из проблем исходного текста и убедительно доказывать его состоятельность;

- умение выражать мысли в словесной форме, применяя речевые клише типа текста- рассуждение;

- в устной и письменной речи демонстрировать богатство речи, выразительность, точность, ясность.

Подготовительный период, внеклассная работа.

(Технология «Мастерская»)

1. В процессе ролевой имитационной игры «Ночлежка» 1 группа учащихся по опросному листу рассказывает о «себе»

- Кто вы? Ваш возраст? Вы умный? Ваш характер? Значение вашего персонажа?

2. Вторая группа готовит сценарий к инсценировке (чтению по ролям)   отрывка из пьесы М. Горького «На дне».

3. Лекторская группа готовится к диспуту по теме «Что лучше - правда или ложь?»

4. Журналистская группа проводит исследование дна жизни уссурийских бездомных. Перед ребятами была поставлена задача

- определить, актуальна ли проблема «лишних» людей, поставленная Горьким в пьесе «На дне» в наше время;

- по возможности (очень осторожно!) вступить в диалог  с представителями бездомных людей и выяснить их версию нынешнего состояния.

5. Группа «креативщиков» создает слайдовую презентацию всей проведенной работы на конечном этапе. Желающие создают рисунки или эскизы костюмов.

Оборудование урока и оформление доски:

- проектор и приготовленная слайдовая презентация для актуализации знаний,

- рисунки учащихся,

На заключительном уроке словесности «Подготовка к сочинению» определены следующие этапы:

Актуализация знаний:

  1. Просмотр слайдовой презентации, подготовленной учениками 11 класса в ходе работы над пьесой М. Горького «На дне» (3-5 мин.)
  2. Выразительное чтение отрывка текста С. Л. Львова «Быть или казаться?»
  3. Проверка домашнего задания. Учащиеся произносят слова из текста, которые они считают ключевыми  и объясняют их значение, подбирают синонимы и антонимы.
  4. Читают составленный план:
  1. Как помочь тем, кто страдает от равнодушия.
  2. Воспитывать сострадание необходимо с детства.
  3. Сочувствие – потребность, благо и долг людей с чистой совестью.
  4. Пример из жизни автора.
  5. Человек, не сочувствующий другим, сам оказывается не готовым к своей беде.
  6. Сочувствия мало - нужно содействие.

Вопрос: где находится тезис? (В конце текста) Пусть сочувствие останется не просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова.

Создается продукт первого этапа:

-  ключевые слова текста, которые размещают в порядке градации: сочувствие – отзыв на чужую беду- великая человеческая способность- спешить на помощь- сопереживание- не просто сочувствие, но действие- активная помощь.

Запись: «Данный текст о сочувствии и сострадании. Автор считает, что одного сочувствия мало, нужно содействие.

  1. Новая тема.

           Выделение основной проблемы (или её аспектов) в тексте Львова,   составление блока схемы предложений ( конспект)

                     Проблема                  аспект проблемы

                                         

Тезис

              Аргументы №1                                                      Аргумент № 2

                                         

Вывод

       Создание продукта и запись в тетради: «В данном тексте автор поднимает проблему воспитания сострадания» Проблема также записывается в виде вопроса: «Нужно ли воспитывать в человеке способность к сочувствию?»

Далее соотносятся тема, проблема и идея. Учащиеся отмечают, что предмет осмысления- это нравственный выбор личности. Кроме того, учащиеся могут называть сходные проблемы или их аспекты (А - 28): «Как влияет на судьбу человека способность сочувствовать? Важно сочувствие или содействие? Какая связь существует между сочувствием и содействием?»

Памятка: если в сочинении не будет сформулирована ни одна из проблем, то К-1 – К-4 будут равны нулю баллов!

  1. Коммуникативный этап урока. К- 2 («объясняю») Учащиеся рассуждают по теме проблемы, комментируют проблему, тем самым показывая понимание текста, умения видеть не только основную проблему, но и ее аспекты.  

«Мнение автора предельно понятно: Львов считает, что состраданию нужно воспитывать с детства» Обращается внимание на разграничение основной мысли текста и проблемы, поставленной автором. Основная мысль обычно не вызывает споров (сострадание - неотъемлемая часть человеческого сообщества, и с этим трудно спорить), а вот проблема- это то, что можно трактовать по-разному (автор считает, что состраданию нужно учить с детства; кому живется легче: тем, кто деятельно сопереживает чужую боль или людям равнодушным к чужим проблемам).

При комментировании проблемы позицию автора можно найти в самом тексте:

«На мою долю недавно выпало счастье познакомиться с одним врачом», «Жалким и беспомощным оказывается человек, очутившийся перед собственной бедой». Обращается внимание на оценочную и экспрессивную лексику. На парцелляцию: «Эгоизм, страх, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием»

     Нахождение ответов на поставленные вопросы – это и будут комментарии к проблеме.

 

  1. Дискуссионный этап урока. Ребята уже знакомы с групповой работой на уроке (технология КСО). В процессе дискуссий на уроках литературы выпускники уже пришли к какому-то мнению. Это позволило сформировать группы оппонентов.

Время урока не позволит дать возможность выслушать всех участников диспута. Но основные тезисы прозвучат и будут записаны.

Вот некоторые из высказываний учеников 11 класса (которые не всегда этично вводить в сочинение, поскольку слишком категоричны).

- «Людям помогать нужно. Но только если они просят об этом».

- «Некоторым людям нравится жаловаться на жизнь. Им нравится выглядеть несчастными. Некоторые сердобольные граждане пытаются помочь таким людям. Но нужно ли это тем, кто ни в коем случае не собирается менять свою жизнь?»

- «В нашем обществе есть люди, которых называют спонсорами. Они действительно помогают всем жаждущим. Этим самым они привлекают к себе внимание, пиарятся. А иногда просто скрываются от налогов».

- «Иным людям сколько ни помогай, они никогда этого не оценят. Мало того, пройдет время, и они упрекнут тебя в том, что ты когда-то им помог! Люди не прощают другим того, что вы их видели в жалком состоянии», - «Лучше помогать тем, кто этого заслуживает и кто просит о помощи!»

- «Благими намерениями выстлана дорога в ад!»

Тем не менее, даже такие резкие высказывания дают возможность определиться с выбором своей позиции.

  Далее учащиеся соглашаются или не соглашаются с автором. Объясняют, почему соглашаются с автором. Формулируют шаблонные фразы: «Я не совсем согласен с автором…», «Думается, что автор прав, утверждая…», «Я совершенно согласен с точкой зрения автора на проблему…», «Я, безусловно, доверяю высказанной автором точке зрения о чрезвычайно важной необходимости воспитывать…», «Думается, что представленная автором в тексте точка зрения является справедливой…»

  Возможен отход от шаблонов. К примеру, можно выразить согласие- несогласие в виде риторических вопросов, восклицаний: «Кто сказал, что человеку,  попавшему в беду, нужно сочувствовать? Не сам ли он загнал себя в подобную ситуацию?»

  1. Аргументирование своей позиции (К-4). Сначала учащиеся обращаются к шаблонам, написанным на плакатах или спроецированных на экране. «Справедливость высказанной точки зрения может быть доказана многочисленными примерами из русской литературы…», «Обратимся к русской литературе», «Верность моего высказывания доказывается…», а затем по возможности и способностям отходят от них. «Недавно мне приснился сон…», Многие охотно соглашаются со всем, что кажется бесспорным. Но давайте обратимся к той же классике..!»

 Недавнее изучение пьесы Горького поставит учеников в определенную позицию. Все вспомнят ключевую фигуру пьесы Луку, который сочувствует практически всем ночлежникам, каждому дает надежду на возвращение к нормальной жизни, утешает словом. Жизнь ночлежников не только не улучшается, но к концу драмы подходит к полному краху. Это наводит на мысль о том, что Лука своим сочувствием «навевал сон золотой», но никак не решал проблемы ночлежников ( а должен ли был?)

 Учащиеся также вспоминают фильм об уссурийском «дне», что позволяет им привести пример из жизни.

  Переход от предыдущего аргумента к последующим можно оформить таким образом: «Высказанная уже мысль о …подтверждается (звучит) и в …»

  1. В заключении работы с текстом говорится о желательности, но необязательности вывода. Однако вывод придаст сочинению композиционную  законченность и завершенность мысли. Особенно, если у ребят будет припасена интересная цитата по теме. Уместно будет вспомнить, что вывод зачастую равен тезису.
  2. В процессе работы учащиеся делают записи, так что к концу урока черновой вариант сочинения (его основных композиционных частей)  готов.

Примерный вариант получившегося коллективного сочинения:

  Вариант 1 … Автор известной книги «Быть или казаться?» С. Л. Львов задается вопросом: как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности?

  Позиция автора понятна: Львов искренне восхищается отзывчивыми людьми. Таким людям иногда приходится сложнее в жизни, чем бесчувственным, но «талант доброты» рано или поздно дает прекрасные всходы.

   В пример публицист приводит случай знакомства с одним таким человеком, который сумел превратить сочувствие в содействие, - мудрым врачом.  Этот человек появлялся в своей больнице даже в выходные - по душевной необходимости. Его любили за то, что он умел вселить в человека надежду на выздоровление, внушал бодрость и оптимизм.

    Я  абсолютно  согласен с мнением автора. Такие душевные качества, как сопереживание, милосердие  просто необходимы в любое время! Без них люди давно бы уже утратили свою человеческую сущность и погрузились в мир первобытных инстинктов.  ( Далее следуют аргументы)

   Вариант 2.   Сочувствие, сострадание, милосердие… Нужны ли человеку  такие качества как умение сопереживать современному человеку? В своём тексте автор поднимает проблему взаимосвязи между сочувствием и содействием.

  …Можно привести ряд примеров из литературы, где герои проявляли  сочувствие, спасая другим людям честь и достоинство, а иногда и жизнь.

  Далее учащиеся приводят примеры, подтверждающие мысль автора о необходимости содействия.  В рассказе А. А. Платонова  «Юшка» - главный герой, отказывая себе в самом необходимом, взял на содержание сироту. Девушка выросла и стала лечить от туберкулеза бедняков.

    В повести Приставкина «Ночевала тучка золотая» мальчик  остался на всем белом свете один. Чеченский мальчик, спасая его от смерти, выдал за своего брата. Потерявший брата-близнеца Кольку Сашка вновь обрел брата. В соборном рассказе О. Павлова «Конец века» медперсонал одной из московских больниц отказался принимать полуживого бомжа на лечение. И только пожилая санитарка Антонина, движимая сочувствием к избитому парню, понесла на своих руках беднягу на санобработку.  

 Учащиеся так же сумели назвать в качестве аргументов в пользу деятельного сострадания другие произведения (Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо», Солженицын «Пожар» и др.)

    Множество примеров из жизни привели старшеклассники, вспоминая истории своих бабушек и дедушек, знакомых и незнакомых людей.

  Говоря о роли сочувствия, которое не достигло своей цели, потому что не вылилось в содействие, учащиеся вспомнили пьесу Горького «На дне». Главный персонаж Лука действительно утешал всех ночлежников, но их жизнь не изменилась в лучшую сторону, потому что эти люди нуждались в деятельной помощи. Напротив, после исчезновения старика в их жизни наступил полный крах: кто-то, не вынеся жестокой правды, покончил жизнь самоубийством, кто-то пошел на преступление, кому-то пришлось бежать, искать новый приют. Данный пример подтверждает мысль, что одного сочувствия мало, нужно содействие.

Цитаты по теме: Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно...

                              Ф.С.Фиджеральд

Сочувствие не заменяет поступков.

                              Д. Ливингстон

И нам сочувствие дается, как нам дается благодать…

                              А. С. Пушкин.

Домашнее задание: пользуясь черновиком, написать сочинение по тексту С. Львова.

Заключение

В компетенции педагога информационно-коммуникативные технологии (Интернет, фильмы DVD, пользование медиа - ресурсами, цифровая аппаратура).Но в этом кроется и своя опасность: достаточно нажимать на кнопки и, кажется, качественное  содержание урока обеспечено… Тем не менее, без участия учителя, без коммуникации на уроке ПК не развивает, не способствует обогащению личности, развитию школьников.

 Следует грамотно вводить использование информационных технологий (текст, звук, изображение) в структуру урока. Преподаватель может задействовать на уроках слайдовые презентации, проекты, тесты, учебные фильмы и игры. В любом случае важна интерактивность, взаимодействие, индивидуальный подход. Методы проекта, презентации позволяют избавить учителя от устоявшейся роли всезнающего оракула и дают возможность школьникам самостоятельно добывать и классифицировать информацию. И все-таки присутствие духовного наставника необходимо подрастающему поколению! Мораль и оценка происходящего не должны покидать классные кабинеты! Если убеждения подрастающего человека формируются вне школы, то можно не сомневаться, что найдутся люди, которые постараются этим воспользоваться. А потому я сказала бы так: добавьте немного души на уроки русского языка и литературы!  И назидательности, которая применялась как педагогический метод издревле. Даже в наш информационный век это возможно.


Список литературы:

  1. Абелева И. Ю., Речь о речи: коммуникативная система человека. М. Логос. 2004
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической техники. Интуиция – искусство технологии.
  3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники.  Приёмы на любом уроке.
  4. Гузеев В.В. Методы и организация форм обучения.
  5. Гузеев В.В. Педтехника в контексте образовательной технологии. 2008
  6. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока. Общение и поведение учителя. М. Флинта,. 2006
  7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М. Флинта. 1999
  8. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. М. Флинта. 1999
  9. Панфилова А. П. Игровое моделирование деятельности педагога. М. Академия. 2007
  10. Панина Т.С, Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М. 2008
  11. Эсалнет А.Я. Модель текста. М. Флинта. 2003

Приложение 1                          

С. Л. Львов. Отрывок из книги «Быть или казаться?»

Текст:

  1. Сострадание - активный помощник.
  2. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя -так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и если окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

  1. (14) ... кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется! (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием. (28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. 30) Содействием. (3!) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...

Статья (2017г.) - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Актуальность проблемы технологизации на фоне стремительного распространения различных инноваций. Продуманная во всех деталях педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности...

Использование педагогических технологий ТРИИК на уроках биологии в условиях реализации ФГОС

Тема урока: «Как человек изменил Землю»Предмет: биологияУМК: «Живой организм» (линейный принцип построения)Класс: 5 классКоличество часов: 1...

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Данная методическая статья может быть полезна учителям музыки...

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»

Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры  на уроках русского языка и литературы»...