ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
статья по физике (9, 10, 11 класс)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования ‑ анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.
Задачи исследования:
1. Выявить технологии обучения физике, которые на современном, этапе удовлетворяют принципу инновационности.
2. Выявить особенности управления самостоятельной поисково-научной деятельностью учащихся на уроках физики с использованием инновационных технологий.
3. Проверить эффективность использования инновационных технологий обучения физике в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_tehnologiy_v_innovatsionnoy_deyatelnosti.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ачинеровская СОШ».
Выступление на педагогическом совете:
«Место технологий в инновационной деятельности.»
Учитель физики, информатики, астрономии и ОБЖ
Хулхачиева Галина Ходжигоровна
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.
Задачи исследования:
- Выявить технологии обучения физике, которые на современном, этапе удовлетворяют принципу инновационности.
- Выявить особенности управления самостоятельной поисково-научной деятельностью учащихся на уроках физики с использованием инновационных технологий.
- Проверить эффективность использования инновационных технологий обучения физике в средней школе.
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизненноценностных ориентаций.
Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.
Определим термин инновационных процессов с исторической и научной точки зрения:
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Согласно этому необходимо четко определять и дифференцировать понятия «инновационные образовательные технологии» и «инновационное образование». Таким образом:
Инновационные образовательные технологии и программы – это любые образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности педагогов, создавших и развивших их;
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:
1) изменение в целях;
2) изменение в содержании образования;
3) новые средства обучения;
4) новые идеи воспитания;
5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания школьников и т.д.
Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
СИСТЕМА ФРОНТАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В 10-11 КЛАССАХ – это совокупность естественных и виртуальных лабораторных работ, программного и методического обеспечения их проведения, творческих индивидуальных заданий. Таким образом, наглядно это может быть представлено в следующем виде:
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К НИМ ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В качестве индивидуальных творческих заданий используются следующие:
1. Самостоятельная разработка различных электрических и радиотехнических схем.
Ученики при этом пользуются домашними компьютерами.
Задания выдаются либо индивидуально или так называемой творческой группе, состоящей из 2-3 человек.
- Научно исследовательские работы, которые носят долговременный характер, и предназначены для выступления и защиты на научно-практических конференциях учащихся:
Научноисследовательские работы учащихся занимают особое место при внедрении инновационных технологий обучения. Это вызвано следующими причинами:
- необходимостью внедрения индивидуально-ориентированного обучения, направленного в первую очередь на отдельно взятую личность обучаемого с учетом всех его умственных и психофизиологических особенностей и выбранной специализации дальнейшего обучения;
- приобщения учащихся к современным методам проведения физических экспериментов, таких, например как компьютерное моделирование физических явлений и использование современных вычислительных средств для измерения различных физических величин;
- развития интеллекта ученика, его творческого и научного мышления, формирование научного мировоззрения.
Разработка модели инновационноинформационного научно-методического сопровождения учебного процесса:
- Создание банка компьютерных информационных материалов и эффективной целостной методики использования инновационноинформационных технологий в обучении физике.
В данной работе была предложена для рассмотрения следующая схема организации учебного процесса, с точки зрения применения инновационноинформационных технологий обучения:
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС | ||||
ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ | УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ | КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ | ||
Компьютерные демонстрации | Компьютерные демонстрации Электронные учебники | Компьютерное тестирование | ||
Электронные учебники | Компьютерное тестирование самоконтроля | Компьютерные лабораторные работы | ||
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента | Компьютерные лабораторные работы | Творческий экзамен с применением компьютерных технологий | ||
Компьютерные лабораторные работы | Компьютерные программы моделирования | |||
Компьютерные научноисследовательские работы учащихся |
В соответствии с предложенной моделью, проводилась работа в следующих направлениях:
- Систематизация имеющихся компьютерных информационных материалов:
ЭОР «Классная физика», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,
- Создание собственных компьютерных информационных материалов.
Презентации по темам для всех классов почти по всем темам.
3. Образование и использование связей между указанными компонентами.
Следует отметить, путь к построению данной системы, проходил через количественный метод, приобретения, накопления и создания вышеуказанных материалов.
Результатом проводимой работы и внедрения данной системы явилось:
- Повышение эффективности обучения.
- Повышение заинтересованности большей части учащихся к изучению предмета.
- Образование тесных взаимных связей между компонентами модели и использование результатов работы по одному из компонентов для реализации задач других компонентов.
- Повышение успеваемости по физике.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования на мой взгляд, является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени обучения. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, таким образом, в какой-то мере можно говорить о социальном заказе общества. Выполняя такой заказ сбора и анализа пожеланий учеников, мной проводился следующий курс:
«Электрические помощники в быту», кружок «Юный физик»
Как элемент системы инновационного образования, элективные курсы кроме личносто-ориентированного подхода к обучению позволяют решить следующие задачи при изучении физики:
- углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;
- сформировать умения систематизации наблюдений, проведения экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;
- сформировать умения использования языка физики для анализа научной информации;
- сформировать умения применения полученных знаний при объяснении явлений природы.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.
Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения:
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | ||||||
ИНФОРМАЦИОННАЯ | КОММУНИКАТИВНАЯ | КООПЕРАТИВНАЯ | ПРОБЛЕМНАЯ | |||
Электронные учебники | Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента | Компьютерные научно исследовательские работы учащихся | Компьютерные научно исследовательские работы учащихся | |||
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента | Компьютерные лабораторные работы | Компьютерные лабораторные работы | Компьютерные лабораторные работы | |||
Компьютерные лабораторные работы | Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся | Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента | Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента | |||
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся | Электронные учебники | Творческий экзамен с применением компьютерных технологий | ||||
Компьютерные демонстрации | Творческий экзамен с применением компьютерных технологий | Компьютерное тестирование |
Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций.
Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд, являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.
Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны вначале рассмотрения данной проблемы.
Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:
- В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.
-Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
-Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
-Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.
-Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
-Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.
-Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике.
-Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
-Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.
-В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.
Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.
-Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
-Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
-Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Самостоятельное проведение учащимися лабораторных экспериментов с использованием компьютерной техники поддерживает интерес к изучению школьных дисциплин, повышает активность на уроке, позволяет вовлечь большее количество учеников в работу.
- знакомит учеников с современными методами научных исследований;
- школьники получают представление о системах автоматизированного сбора данных, освобождаются в ряде случаев от выполнения вспомогательных действий по обработке результатов измерений и оформлению отчета.
- развивает познавательный интерес;
- формирует разносторонние экспериментальные умения и практические навыки школьников;
- предоставляет широкие возможности для проектной деятельности учащихся;
- обучение идет через открытие;
- развивает творческие способности учащихся.
- Работа с одарёнными детьми (проведение занятий по подготовке к олимпиадам). Призёр – Бистеев Баир, победитель школьного тура и призёр муниципального тура прошлого года .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационных технологий на примере урока физики по теме: "Сила трения".
Урок физики по теме:"Сила трения". 10 класс. Урок с использованием ИКТ. На уроке применяется работа в малых группах, а также имеются элементы исследовательской деятельности....
Проектирование инновационного развития образовательного учреждения КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «Дистанционное обучение английскому языку с использованием современных информационных технологий учащихся с ограниченными возможностями».
Данный материал является разработкой инновационного проекта по внедрению дистанционного обучения по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»
laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...
Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»
Сегодня очень актуальны направления, которые способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...
Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».
В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....
Использование современных информационных технологий при изучении графиков функции в основной школе
(краткое описание помещаемого материала)...
Использование современных образовательных технологий при изучении физики
Под современными образовательными технологиями в обучении понимается процесс совершенствования способов, форм, методов, приемов и средств обучения. Инновационная деятельность неразрывно связывает учеб...