Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannye_tekhnologii_i_sovremennyy_urok_khimii.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Нефтеюганск
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Подготовила: учитель химии
Субхангулова Зульфия Махмутовна
2013 год
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Ж.Ж. Руссо
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.
Педагогическая технология — это определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
Т.е. преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии – это особый вид методики, который предусматривает:
- тщательно продуманную модель учебного процесса;
- специально методически преобразованное в соответствии с замыслом химическое содержание;
- систему методов и средств обучения химии.
К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:
- преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;
- монолог учителя, доминирование обучения над учением;
- исполнительство учащихся, надзор вместо управления;
- формирование личности с заданными свойствами;
- превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.
Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
- вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход,
- активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,
- создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения,
- самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха»,
- ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.
Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:
- умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально- экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя знания;
- умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;
- уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Личностно - ориентированные технологии обучения.
Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока
Основной замысел личностно- ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).
Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.
Готовясь к урокам по химии, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (« правильно- неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно- ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
- Средства достижения учителем этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; - оценка деятельности ученика не только по конечному результату
- («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии.
Цели традиционного урока
- Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
- Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
- Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
- Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
- Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
- Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
- Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
Цели личностно ориентированного урока
- Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
- Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
- Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
- Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком
- Планирует и направляет детскую деятельность
- Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
- Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении
Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении.
Традиционное обучение
- Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.
- Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ
управления – авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки. - Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися
переданной им информации, способов деятельности.
Личностно ориентированное обучение - Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.
- Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
- Основная задача обучения – обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.
Личностно – ориентированные технологии имеют следующие особенности
- Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.
- Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
- Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
- Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.
Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель.
Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
Активно используется положительная стимуляция учения.
На личностно – ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Таким образом, использование технологий личностно- ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: - позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету;
- между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения;
- снижается психологическое напряжение учащихся на уроках;
- повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;
- исчезает страх перед проверкой знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.
Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....
использование современных образовательных технологий на уроках технология
Использование ИКТ, ЭОР, здоровьесберегающие технологии на уроках технология...
Использование современных образовательных технологий на уроках технологии
Использование современных образовательных технологий на уроках технологии...
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....
Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.
С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...
Выступление на методическом объединении по теме "Формирование личностных учебных действий в процессе использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения"
Выступление на методическом объединении по теме...
Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся
В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...