Внедрение метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
опыты и эксперименты на тему
Внедрениеэффективных средств обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Цель : активное внедрние эффективных методов и приёмов во внеурочной и урочной деятельности, экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Задачи: проэкспериментировать , а затем внедрить наиболее перспективные средства обучения, создать условия для активного использования метапредметных связей во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внедрение эффективных средств обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
« Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? ( Ирина Димова , первый заместитель главного редактора «УГ» « Круглый стол» на тему «Метапредметный подход. Что это такое?»)
Жизнь на уроке должна стать подлинной. Задача учителя - сделать её такой. Сегодня , как никогда, очень важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, вооружить таким важным умением - учиться, которая и является главной задачей новых образовательных стандартов. А в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Успешная школа- успешный ученик.
Актуальность данной работы, на мой взгляд, заключается в следующем:
в требовании активного применения инновационных подходов;
в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Цель : экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, а затем и внедрить наиболее эффективные средства обучения.
Задачи: 1.Исследовать метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках.
2. Рассмотреть наиболее перспективные пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения.
3. Создать условия для активного использования метапредметных связей во внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат.
- Формирование у учеников политическое и гражданское сознание.
- Умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию , умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности школьника, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. ( Перспектива создания районного межшкольного казачьего пресс-центра)-опыт- статья « Интерактивное образование»).
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешному социуму выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой он учился и самостоятельно ориентировался. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию, позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Самое главное - развитие творческих способностей ученика и оценка внешней экспертизы.
В-третьих, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу , ученик исходит из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интерактивная методика.
Интерактивное обучение , то есть обучение через опыт. Что он в себя включает?
- Переживание участниками конкретного опыта (через игру,упражнение, изучение определенной ситуации).
- Осмысление полученного опыта.
- Обобщение (рефлексия).
- Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.( Видеорепортаж с « Дохлой луны»)- развитие у учащихся коммуникативных компетентностей.
Личностно–ориентированный подход обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.( Опыт 2007 года-создание пресс-центра с нуля).
Цель – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, только ему присущих индивидуальных особенностей.
Интегрированные уроки
Работа над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. ( Взаимосвязь русского языка, литературы, истории, обществознания, кубановедения). Создание пилотного проекта 10-ка ФМ ( радиослужба). В процессе интеграции гуманитарных наук формируются такие метапредметные умения -аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.
Анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
сопоставлять явления и факты;
выделять главное;
составлять из отдельных элементов целую картину;
формулировать общую проблему;
делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
извлекать информацию из различных источников;
составлять план;
отбирать материал по заданной теме;( итоговая работа к конкурсу « 10 достопримечательностей Крымского района»( видеоролик);
составлять письменные тезисы;
подбирать цитаты;
составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
составлять связное устное высказывание;
соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
выделять интонационно-значимые части высказывания;
соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
использовать различные средства наглядности;
выражать свое мнение и аргументировать его;
оформлять научно-исследовательские работы;
пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
вести дискуссию( круглый стол на тему « Мы вместе!»).
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире. Основной момент в интегрированном уроке – развитие образного мышления, а также - обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
«Учительская газета» (Метапредметный подход. Что это такое?)
Марина ПОЛОВКОВА, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования при Департаменте образования города Москвы:
- Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-, 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила. Потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден.
Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. Такую задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и метапредмет, который у нас сейчас находится в стадии разработки, «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов.»
Технология метапредметного обучения разрабатывается научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко начиная с 1990 года. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. За этот период создано две школы в Москве, полностью осуществляющих метапредметный подход на всех ступенях образования, и несколько инновационных сетей школ. Русский язык ,литературу, историю, искусство, обществознание нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.
Преподавание русского языка , литературы , истории и обществознания можно тесно связать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. С коллегами, учителем истории и обществознания , Мороз Т.В. и учителем музыки, Портновой А.В. успешно провели внеклассное мероприятие, «круглый стол» на тему « Мы вместе!» Итог данного занятия - публикация статьи « Мы вместе!» учеников 9 класса.
Использование технологий метапредметного обучения на уроках литературы дает возможность выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность. (Видеорепортаж по уроку- обобщению по поэзии Серебряного века.)( Радиослужба 10 ФМ)
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
( Презентация на тему « Эффективные методы и приёмы при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку»)
На практике мы убедились, что применение метапредметных подходов обучения просто необходимо.
Во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога.
Во- вторых, потому что применение метапредметных технологий дают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.
В- третьих, после внедрения метапредметных подходов обучения в обычной школе у детей, которые очень плохо усваивали материал, появляется интерес к учёбе. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление, то есть, что называется –«включали мозги».
На мой взгляд, именно метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
А что же является результатом метапредметного обучения?
ФГОС поясняет - это универсальные учебные действия. А каких действий, каких методик, технологий? Конкретного до сих пор нет.
Таким образом, метапредметный результат обучения – это уровень развития базовых способностей учащихся:
мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Статья Использование метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы
В статье дается описание использования метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС....
Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»
Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....
Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы...