Внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку по теме

Салимгареев Дамир Фанирович

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку и литературе), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка в общеобразовательных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_informacionnyh_tehnologiy.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку и литературе), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка в общеобразовательных школах.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

С 1985 года компьютеры вошли в наши школы как средство изучения, с середины 90-х годов 20 века - как средство обучения. Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся. Следует отметить, что идея укрупненных тем была выдвинута психологами еще в 60-е годы 20 века и разработана украинскими учеными, в том числе и для изучения русского языка.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.

Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьника.

После изучения раздела «Сложноподчиненные предложения», провожу уроки - презентации. Материалы готовят сами учащиеся.

Уроки презентации можно проводить и на уроках литературы. Учащиеся по творчеству поэтов и писателей составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев. Все это сопровождается при помощи компьютерных средств. Например, при изучении творчества А.С. Грибоедова учащиеся составили план-схему и свои рассказы о писателе сопровождали с помощью мультимедийного проектора. Такие уроки носят творческий характер как для учащихся, так и для учителя. Они очень эффектные.

ЕГЭ - серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала.

Особую роль в подготовке успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку я думаю, могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе можно выделить несколько аспектов, влияющих на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности подготовки к ЕГЭ.

Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи.

Все это способствует у детей развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы ее выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. С целью подготовки к ЕГЭ, я предлагаю учащимся домашние задания по группам: подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. На следующем уроке эти задания проверяются учителем и в качестве тестовых заданий раздаются (они бывают самые разнообразные и на каждом уроке меняются задания). Таким образом, добиваюсь самостоятельности, ответственности и креативности учащихся. Для слабых классов я имею в запасе готовые задания. В качестве примера я сначала сам предлагаю свои варианты. Такого характера задания использую в качестве проверочных работ, контрольных обобщений.

  1. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? а) крыжовник; б) четверка; в) фасоль; г) вьюга.
  2. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? а) чувство; б) юность; в) якорь; г) лекция.
  3. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? а) лестница; б) раздумье; в) сверстник;

г)        просьба. -

  1. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? а) сельдь; б) щедры; в) бактерия; г) колдунья.
  2. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? а) языкознание; б) единство; в) эгоист; г) черствый.
  3. В каких словах 5 букв и 5 звуков?

а) яхта; б) метод; в) жердь; г) ладонь; д) шитье; е) майка; ж) ружье.

  1. В каких словах 5 букв и 5 звуков? а) копия; б) семья; в) лагерь; г) юбка; д) арбуз; е) вьюга; ж) пятка.
  2. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания? а) подснежники; б) смеющийся; в) вплотную; г) загадка.
  3. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания? а) нежный; б) накрепко; в) сверхмощный; г) расчетливый.
  4. Какие        слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания? а) смышленый; б) по-летнему; в) прочитает; г) разведка.
  5. Какие слова состоят из приставки, корня; суффикса и окончания? а) рассвет; б) перегорит; в) приручают; г) аморальный.
  6. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания? а) недобрый; 6) по-матросски; в) заречный; г) посмотрю.
  7. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

а)        подводный; б) свысока; в) перевозят; г) дополняет; д) обидчивый.

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

а)        начисто; б) тополиный; б) подсвечник; г) весело.

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

а)        местность; б) выключатель; в) узаконить; г) земляк.

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

а)        зевая; б) дворник; в) подбородок; г) пароходный.

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

а)        новостройка; б) дружба; в) болотистый; г) умывшись; д) прабабушка.

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

а) волчонок; б) размечтаться; в) диалектный; г) что-то; д) разбежаться; е) травка.

  1. Какое слово является однозначным?

а) канал; б) жесткий; в) биссектриса; г) корень; ц) ясный.

  1. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

а) гвоздь программы; б) вбить гвоздь в стену; в) золотой характер; г) волк воет; д) ветер воет.

  1. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

а) в глубокой тайне; б) глубокая река; в) глубокий ум; г) на гребне волн; д) гребень для волос.

  1. В каких предложениях есть антонимы?

а)        Сделал это не случайно, а намеренно.

б)        Сделал это неслучайно, намеренно.

в)        Ветер то холодный, то теплый.

г)        Гиппопотам —это бегемот.

д)        Был не великаном, а карликом.

е)        Река не глубокая, а мелкая.

  1. Какое слово является однозначным?

а) голова; б) свежий; в) спутник; г) гипотенуза; д) пирамида,

б.        В каких предложениях есть антонимы?

а)        Голос звучал робко, несмело.

б)        Было темно, стало светло.

в)        Книга учит различать добро и зло.

г)        Он не идет, а бежит.

д)        Недруг поддакивает, а друг спорит.

е)        днем и ночью шел дождь и дул ветер.

  1. В        каких предложениях есть существительные 3-rd склонения?

а)        Ей недостает искренности.

б)        На полке несколько кастрюль.

в)        Не хлопайте дверью!

г)        У пристани стоят корабли, ц) Оторвал пуговицу напрочь.

  1. В каких словосочетаниях есть существительные в предложном падеже?

а)        скучал без друзей;

б)вспомнил        о друге;

в) пришел к другу;

г)        друг в отчаянье;

д)        пожелал другу счастья.

  1. Какие прилагательные имеют краткую форму?

а) офицерский; б) робкий; в) стеклянный; г) веский; д) могучий.

  1. В каких словосочетаниях есть прилагательные в форме сравнительной степени?

а)        стальные нервы;

б)        ниже других домов;

в)        важнейшее решение;

г)        менее удачливый спортсмен.

  1. Отметьте глаголы в форме инфинитива (начальной форме):

а) перейти; б) беспокоится; в) обеспечить; г) рисовать; д) зачеркнуть.

  1. Отметьте глаголы 1 спряжения:

а) шепчутся; б) заплатят; в) кричать; г) держать: д) таять.

  1. Отметьте вопросы наречий:

а) который? б) когда? б) о чем? г) что делать? д) как

Данные тестовые задания ввожу в программу Hyper Test. В базу этой программы можно включать 512 вопроса. На один вопрос возможно около 20вариантов ответов подобрать, получается: на один вопрос несколько правильных ответов подходит. Если не правильно ответил, есть возможность исправить. Протокол тестирования ( фамилия, имя, класс, какую оценку получил) пропускается через принтер. Параметры тестирования учитель сам определяет, устанавливает критерии оценок. Программа Hyper Test очень удобная программа для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Использование компьютерных средств обучения помогает и учителю, и выпускнику при решении экзаменационных задач в интерактивном режиме.

При проведении внеклассных мероприятий (в неделе русского языка и литературы) тоже можно воспользоваться компьютерной технологией. .

Итак, все же проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе

не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку и литературе), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка в общеобразовательных школах.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Содержание современных информационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования - воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся. Высокие темпы развития науки, техники, общественно- политической жизни не оставляют школу в стороне от введений инновационных методов и форм ^ работы. Это требует время, это требует общественность. Мы, педагоги, должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами(ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ. Такие методы работы дают возможность учащимся после окончания школы поступить в ВУЗы, повышается заинтересованность детей к современным технологиям и поднимается качество их знаний.

Наша задача - дать детям тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Ведь настоящее богатство каждого человека - это то, что внутри нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы поднимает учебный процесс на качественно новый уровень...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы ...

Внедрение метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

     Внедрениеэффективных средств обучения  на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.Цель :  активное внедрние эффективных методов и приё...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...