Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
по русскому языку (9 класс) на тему

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

 1.Социальная проблема и  актуальность проекта.

                Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии.

               Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии.

                      За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию. К окончанию школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы. К окончанию школы 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал (течение беременности, роды, здоровье новорожденных).

                   Наиболее значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен в наиболее критические периоды детства: у младших школьников – в 7, 10 лет и у подростков – в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.

                   Показано, что среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов,  в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%.   Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников. Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация  воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения  в деятельность образовательных учреждений, так называемых здоровьесберегающих технологий.

2.Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий

     Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основными задачами здоровьесберегающей деятельности школы являются:

создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

                 4 апреля 2003г. Приказом Министерства  здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений", в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:

комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

преимущественное применение не медикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

использование простых и доступных технологий;

реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

Данным Приказом был рекомендован перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений. Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование знаний, умений, навыков, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт основного общего образования по биологии). Именно  предмет  биология позволяет полно раскрыть  данную проблему и  научить, обучающегося, осознать ценность здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

3.Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

      Проблема укрепления здоровья детей волновала умы многих философов, педагогов и психологов. В работах П. П. Блонского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А. С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого подчеркивается важность создания условий для укрепления здоровья ребенка, необходимость формирования у детей здорового образа жизни. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, укрепление здоровья школьников в образовательном процессе является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и многие другие).

              Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

         Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский, крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

                Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина - это рациональная организация урока.   От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

                 Цель современной школы, считает Т. Григорьева,- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

                 Е.П. Ильин считает, что - здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

4.Ведущая педагогическая идея

       Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

              Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

5. Оптимальность и эффективность применяемых средств.

№ п/п

Содержание работы

Сроки реализации

           1.

Проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий

2.

Классные часы:

«Гигиена девочки»

«Гигиена мальчика»

«О вреде ПАВ»

«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

В течение года

3.

Проведение бесед с привлечением сотрудников ГИБДД

«Мой безопасный маршрут»

«Железная дорога не место для игры»

В течение года

4.

Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики учащихся

Два раза в год (в рамках ПТК)

5.

Проведение дней Здоровья

6.

Организация коллективных походов совместно с родителями

«Посещение ледового дворца».

«Посещение биатлонного комплекса».

«Туристический поход в лес».

«Спортивная игра «Пейнтбол».

Участие в « Кроссе нации» и «Лыжня России»

Один раз в четверть

7.

Проведение  семейных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья».

Проведение спортивных праздников «Веселые старты»

В течение года

8.

Участие в агитбригадах «Мы за здоровый образ жизни»        

Один раз в год

9.

Формирование  у учащихся  положительной мотивации к занятиям спортом, к учёбе.

В течение года

10.

Прививать интерес к здоровому образу жизни на примере художественной литературы, посещая школьную, поселковую библиотеки

В течение года

11.

Проведение родительских собраний на темы:

«Психологические особенности подростков»

«Психологические особенности раннего юношеского возраста»

«Режим дня школьника»

«Как помочь девятикласснику  подготовиться к ГИА»

Один раз в четверть

12.

Создавать на каждом уроке благоприятный  эмоциональный фон, повышать мотивацию обучения.

В течение года

13.

Проведение на уроках физкультминуток.

В течение года

14.

Организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий

В течение года

               В рамках школьной экспериментальной программы «Моделирование образовательной среды по формированию культуры здоровья у обучающихся» несколько лет работаю над проблемой « Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Изучала научную литературу по этой проблеме. Посещала уроки своих коллег, знакомилась с методами и приемами здоровьесберегающей технологии через сеть Интернет. В настоящее время накопила достаточно опыта по использованию  здоровьесберегающих технологий на уроках, во внеклассной деятельности и как классный руководитель.

               Наряду страдиционными провожу уроки проблемно – поисковые, где ребята самостоятельно формулируют проблему урока и затем под руководством учителя находят пути решения этой проблемы. На своих уроках стараюсь использовать не менее четырех видов деятельности: работу с учебником, работу с наглядным материалом, работу с карточками, видеофрагменты, презентации и др.   Разнообразные по форме уроки способствуют поддержанию интереса к предмету, а смена видов деятельности снижает утомляемость и напряженность.       На уроках русского языка и литературы имеют влияние подбор текстов, предложений, словарная работа на тему спорта и здоровья, профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни. Например, словарный диктант со следующим набором слов: заняться баскетболом, зажечь олимпийский огонь, укреплять здоровье, любить гимнастику и др. На уроках развития речи  учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней».

      На уроках литературы также уделяется внимание педагогике здоровья. Так, например, при изучении темы «Мифы Древней Греции» на примере подвигов Геракла обращается внимание на формирование таких важных качеств характера, как выносливость, стойкость, сила, смекалка и ум, которые отражают нравственные ценности человека.  Знакомство с жанрами фольклора дает возможность подбора пословиц и поговорок не только о Родине, дружбе, семье, но и о здоровом образе жизни.

             Использую на уроках различные виды упражнений для профилактики близорукости,  сколиоза, плоскостопия. Для создания хорошего настроения часто использую музыкальные фрагменты.

              Кабинет русского языка способствует сохранению здоровья школьников. В кабинете был сделан ремонт.  Парты расставлены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска  зеленого цвета благоприятно влияет на зрение детей. Доска снабжена дополнительным светильником. Светильники  в кабинете новые .  Освещение кабинета хорошее. В кабинете есть компьютер, проектор, принтер, сканер. Все это помогает проводить интересные  и запоминающиеся уроки, разнообразить методы и приемы. В кабинете есть растения, что создает уют и способствует очищению воздуха.

                Знакомимся  с режимом дня школьника, изучаем основы здорового питания.

               Я являюсь классным руководителем 9 класса. Забота о здоровье воспитанников – первостепенная задача в воспитательной работе с классом.

                 На классных часах рассматриваем такие темы как «Гигиена девочки», «Гигиена мальчика», «Влияние на организм алкоголя, никотина и других психоактивных веществ», « Здоровый образ жизни», «Здоровье – путь к успеху!».

         Многие ребята в классе серьезно занимаются спортом. Три человека много лет посещают футбольные клубы Мордовии. Несколько человек занимаются биатлоном. Ребята имеют награды за спортивные достижения. С удовольствием принимают участие в днях здоровья. Зимой часто посещаем ледовый дворец, где катаемся на коньках. Летом посещаем биатлонный комплекс, где катаемся на роликах. Ходим вместе с родителями и детьми в походы. Все перечисленные мероприятия,  а также пропаганда здорового образа жизни имеют положительный результат. В классе нет курящих ребят. Хорошая мотивация к учению. Качество знаний по классу 62%.

                  В классе создан благоприятный микроклимат. Отношения между ребятами дружеские, уважительные. Сплочению классного коллектива и созданию комфортных психологических условий способствовали коллективно – творческие дела. Ежегодно для учащихся начальных классов мы готовили новогодние представления, создавали номера художественной самодеятельности,  проводили с подшефными классами спортивные праздники «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».

                  Укреплению здоровья способствуют уроки физкультуры. Один раз в неделю в зимнее время ребята выезжали в биатлонный комплекс, где занимались лыжным спортом. В последние два года в классе наблюдается снижение заболеваемости простудными заболеваниями.

                  Школьную столовую посещает 90% ребят. Но в основном ребята покупают буфетную продукцию. Качество приготовленной пищи многих не устраивает.

                  С родителями на родительских собраниях обсуждаем проблемы  здоровья учащихся. Провожу лектории на темы  «Психологические особенности подростков», «Психологические особенности раннего юношеского возраста», «Режим дня школьника», «Как помочь девятикласснику подготовиться к ГИА»

                  Хочется отметить, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае,   если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги,  общественность.

                Успешность школы  в выполнении поставленных задач здоровьесбережения будет зависеть от уровня профессиональной подготовки и общей культуры непосредственных исполнителей. Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением,  во главе которого    на первое место ставится  задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.

6. Результативность опыта

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

              Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.

        Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.

На своих уроках я отслеживаю здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

               Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.

               К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала.

 Н.К. Смирнов отмечает необходимость использования ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а также необходимость персонолизированного подхода к учащимся.

       Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

         На практике  я строю свои уроки исходя из данных критериев. Например, урок – учебная мастерская.

         Учебная мастерская – это форма урока, где в организованном пространстве и времени ученик мастерит, конструирует свои знания. Главное подобрать такой индуктор (побудитель), который наведет в умах учеников мотивационный запрос, с помощью которого может включить подсознание, сферу эмоций ребенка. Проблема решается самим учеником, а учитель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска.

         Ход мастерской может быть следующим:

        - сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;

        - групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;

        - групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;

        - социоконструкция – конструирование групповой модели;

        - ежгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;

        - самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);

        - афиширование работ (на стенде, доске и др.);

        - рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).

     Из опыта своей работы я могу сделать вывод,  что,  применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям здоровьесберегающей педагогики, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению и воспитанию способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.Основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Безусловно, огромное место в системе  обучения и воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конференциях – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества.  

     Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.

     Систематически повышаю свой методический уровень на курсах  повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также  пользуюсь интернет-ресурсами, где размещен опыт педагогов других регионов.

      Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Ведь сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Внедрение метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

     Внедрениеэффективных средств обучения  на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.Цель :  активное внедрние эффективных методов и приё...

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...