Организация учебной деятельности в рамках компетентностно - контекстной модели обучения.
статья на тему

Божко Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komp._kont.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Божко Елена Васильевна

Описание опыта работы в качестве учителя-предметника

Организация учебной  деятельности в рамках

 компетентностно - контекстной модели обучения.

       Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно – деятельностном подходе. Следовательно, задачей современного учителя становится включить каждого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Прежде всего, стоит вопрос о действительно качественных изменениях в организации образовательного процесса: способах изменения классно-урочной системы, представления новых результатов, внедрения эффективных технологий их достижения и оценки.

      В настоящее время наша школа работает в экспериментальном режиме по  внедрению ФГОС в образовательный процесс основной школы. Поиск эффективных средств формирования универсально учебных действий учащихся является предметом моего профессионального интереса.

     Для меня  «культурная педагогика» началась  со знакомства с моделью компетентностно – контекстного образовательного процесса Н.А.Рыбакиной. Данная модель отличается от традиционного подхода к обучению.

  • Изменение единицы образовательного процесса (переход от урока к учебной теме);
  • Формирование ориентировочной основы деятельности в рамках изучаемой темы;
  • Реализация принципов «от общего к частному» и «от простого к сложному»;
  • Организация коллективной деятельности, обеспечивающей самореализацию учащихся;
  • Учитель-организатор, тьютор, консультант, толкователь  «правил игры»;
  • Ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития.

      Работая по  данной технологии, учитель открывает широкие возможности для творчества, профессионального и личностного роста. Я  хочу поделиться собственным опытом работы по технологии Н.А, Рыбакиной,  позволявшей привнести в учебный процесс интересные методические находки.

    Для экспериментальной работы по проектированию компетентностно - контекстной модели обучения был выбран 8А класс, имеющий среди восьмых классов наиболее низкую мотивацию. В экспериментальном режиме учащиеся 8А класса в феврале 2012-2013 учебного года изучали по русскому языку тему «Односоставные предложения».

    Проиллюстрируем процесс организации учебной деятельности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса на примере темы «Односоставные предложения» 8 класс.

     Начинается первый урок с объяснения принципов новой формы. Важно чтобы дети поняли, чего добивается учитель, чем отличается новая методика, в чем ее преимущество. Сразу же необходимо убедить учащихся в том, что чем лучше будет усвоена теория на первых уроках, тем успешнее будет обучение, т.к. последующие уроки построены на работе по алгоритму с применением теоретических знаний первых лекционных уроков. На этом же этапе учитель знакомит учащихся с правилами организации процесса в течение изучения темы (планируемое время, возможные уровни достижения, условия их достижения, объем работы и т.д.)

      В качестве укрупненной дидактической единицы выступает понятие «Односоставное предложение», которое представляется учащимся в знаково-символической форме на первом этапе учебной деятельности: выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представления учителем укрупненной дидактической единицы, содержащей обобщенные способы деятельности. На этом же этапе знакомлю детей с основными умениями по теме:

  1. Находить  односоставные предложения в тексте, в составе сложного предложения.
  2. Уметь определять виды односоставных предложений по главным членам (сказуемому или подлежащему).
  3. Уметь составлять односоставные предложения разных видов.
  4. Уметь составлять тексты на различные темы с использованием односоставных предложений

    В процессе совместной фронтальной деятельности учащиеся приходят к осознанию следующих принципов конструирования понятия «Односоставное предложение».

Вид предложения

Главные члены

Примеры

Подлежащее

Сказуемое

1.Определенно - личные

Предложения.

-

Подлежащее я, ты, мы, вы подсказывается формой глагола

+

Сказуемое – глагол в форме:

а) 1 лицо – (я, мы)

    2 лицо – (ты, вы) в изъявительном наклонении;

б) глагол 2-го лица повелительного наклонения.

Пойду к тебе.

Ждем друзей.

Будешь чай пить.

Принесите эту книгу.

2.Неопределенно - личные предложения

-

Можно подставить несколько подлежащих

+

Сказуемое – глагол в форме:

а) 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени;

б) глагол прошедшего времени множественного числа (глагол с суффиксом –л- и окончанием –и)

За ним пойдут?

Выступили хорошо.

3.Безличные предложения

-

Подлежащего нет и подставить нельзя.

+

Сказуемое выражено:

а) безличным глаголом в 3 лице ед. ч.;

б) безличным глаголом среднего рода в прошедшем времени;

в) словом категории состояния;

г) инфинитивом;

д) словом нет;

е) кратким страдательным причастием ср.р.+ инфинитив.

Её знобит.

Темнело.

Ане холодно.

Ему скоро выступать.

Нет денег.

Велено запрягать лошадей.

4. Обобщенно-личные предложения

_

Действие производится всеми, любым лицом.

+

Сказуемое глаголом:

а) во 2 лице ед.ч. (ты);

б) в 3 лице мн. ч. (они)

В лесу всему радуешься.

Цыплят по осени считают.

5.Назывные

+

-

Рассвет.

Приятная прохлада.

Но:

 Прохлада приятная.

Алгоритм определения односоставного предложения  и его вида

  1. Выделить грамматическую основу предложения:

- если есть и подлежащее, и сказуемое, то это двусоставное предложение;

- если только подлежащее, или только сказуемое - то односоставное.

      2. Определяем, какой главный член в предложении:

             -подлежащее – значит это назывное предложение.

      3. Если сказуемое, смотрим, чем оно выражено:

            - если глаголом 1 или 2 лица изъявительного наклонения или глаголом 2 лица          

            повелительного наклонения- то это определенно - личное предложение;

            - если глаголом 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени

            или   глаголом прошедшего времени множественного числа  - то это          неопределенно

            – личное       предложение;

            - если безличным глаголом, словом категории состояния, инфинитивом, словом

            нет, кратким страдательным причастием среднего рода + инфинитив – то это

            безличное предложение;

             - если действие производится всеми, любым лицом, а сказуемое выражено

             глаголом 2 лица единственного числа или глаголом 3 лица множественного числа-      то это обобщенно личное предложение.

       Представленная выше структура изучаемого явления на глазах учащихся постепенно возникает на доске. Учащиеся обсуждают предлагаемые конструкции, записывают их в тетрадь, читают соответствующие правила в учебнике, приводят примеры словосочетаний, задают вопросы учителю. Т.о. учащиеся в диалоговой форме включаются в процесс конструирования чужой мысли, которая в последующем будет использоваться в качестве инструмента познавательной практической деятельности.

      Второй этап учебной деятельности: конструирование собственной мысли на основе обобщенного алгоритма способов деятельности происходит на этапе решение ключевых задач, которые являются неотъемлемой частью структуры явления. В предлагаемом уроке в качестве ключевых задач выступало задание на отработку алгоритма действия с предложением, который является обобщенным способом деятельности и объединяет все ключевые умения необходимые восьмикласснику для усвоения темы.

 Ключевые задачи

   1. Определите по алгоритму тип предложения по наличию главных членов предложения, у односоставных укажите вид предложения

1) Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

2) Не забывай родные дали.

3) Принесли к врачу солдата только что из боя.

4) Есть в мире сотни замечательных явлений.

5) Юность склонна к быстрым обобщения.

6) Обожаю всяческую жизнь.

7) Не хочется забывать вчерашний дивный день.

8) Опалило ивушку грозою.

9) Быть грозе великой.

10) Я воспитан природой суровой.     

    Данное задание учащиеся выполняют совместно с учителем. Используя структуру  явления и алгоритм работы, учащиеся во внешней речи выполняют задания, обсуждают и вслед за учителем записывают.

     Второй этап учебной деятельности продолжается и на этапе осознания генезиса способов деятельности на примере следующей системы заданий.

  2. Укажите вид односоставного предложения, работая по алгоритму

1) Вот письмо.

2) Словом можно полки за собой повести.

3) Мне грустно.

4) Сильнее кошки зверя нет.

5) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6) Светает.

7) В поселке строят новый дом.

8) Слезами горю не поможешь.

9) Век живи - век учись.

10)Приятно пахнет черёмухой.

3. Найдите в сложных предложениях односоставные и определите их вид

1) Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня ёж.

2) В дверь несмело постучали, и в комнату вошла невысокая девушка.

3) Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь.

4) В горах произошёл обвал, и нам  посоветовали вернуться назад.

      Осознание генезиса способов деятельности способствует переходу учащихся к следующему действию: построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснования возможности применения соответствующих способов деятельности. Это учебное действие осуществляется в коллективной деятельности учащихся, предполагающий практикум по выполнению заданий различного вида сложности: от стандартных до олимпиадных. Некоторые типы заданий данного этапа представлены ниже.

  1. Запишите предложения:  укажите, чем выражено сказуемое в каждом предложении; определите, что оно обозначает (душевное, физическое  состояние человека, его настроение, состояние природы и окружающей среды
  1. На небе ни клочка лазури.
  2. Как жить мне хочется до нового свиданья.
  3. И снова мне легко.
  4. Холодно, ясно, бело, солнца ещё не видать, а на душе благодать.
  1. Составьте сложные предложения, употребив в них как часть сложного следующие предложения
  1. В саду тихо.
  2. К вечеру подморозило.
  3. Нет спасения от духоты июльского дня.
  1. Переделайте двусоставные предложения в безличные,  укажите, чем выражено в них сказуемое.
  1. Я нездоров.
  2. Малыш не спит.
  3. Приближается вечер.
  4. Снег залил дорогу.
  1. Составьте предложения по схемам.

1) [Безл.], и [безл.].

2) [Двусост.], и [безл.].

3) [назыв.], и  [безл.].

4) [двусост.], и [безл.].

       5. Дополните   пословицы, определите вид  предложения.

          1) От добра…..

          2)  На чужой роток…

          3) Из песни слова не…

          4) В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна….

         5)  За двумя зайцами погонишься…

      В процессе осуществления указанных этапов учебной деятельности предполагается параллельное осуществление четвертого учебного действия:  пошаговой рефлексии задачи и самой учебной деятельности.

      В качестве инструмента рефлексии решения конкретных задач выступают структура понятия и обобщенные способы деятельности, заданные на первых этапах учебной деятельности. Учащиеся все свои действия сверяют с ними. В качестве же рефлексии учебной деятельности выступает система самостоятельных работ, анализ результатов которых позволяет учащемуся принимать решение о качестве своей работы. Учитель представляет список разноуровневых задач для самостоятельной коллективной деятельности учащихся, при этом:  задачи, подобные ключевым, составляют примерно 30 % всего списка; задачи, требующие комбинации нескольких ключевых задач, составляют 40%; задачи повышенного уровня сложности -30 % для первого предъявления (по мере выполнения учащимися, их количество может изменяться);  промежуточные проверочные работы. Учитель выступает в качестве тьютора. Учащиеся работают в собственном темпе, в атмосфере свободного общения и деятельности, выполняют промежуточные проверочные работы, работают над ошибками.

   Во время итоговой рефлексии учитель проводит контрольную диагностику и анализ результатов деятельности. Учащиеся осуществляют рефлексию и коррекцию результатов своей учебной деятельности и деятельности по их достижению (социальной деятельности).

  Организация изучения одной темы не дает пока возможности говорить о каких-либо устойчивых результатах. Однако педагогическое наблюдение за учащимися экспериментальной работы позволяет сделать вывод о положительной динамике следующих показателей:

  1. в развитии навыков учения: способов приобретения знаний,  понимания; применения,

        анализа, умения видеть филологические проблемы в жизненных ситуациях, самооценки.

  1.  в развитии социальных навыков: способность уважать других, умение сотрудничать,

        способности принимать ответственность, умение отстаивать своё мнение, умение  

         рассуждать и обосновывать свои действия.

  1. в развитии ряда коммуникативных навыков: письма (умение конспектировать,

  излагать   содержание конспекта, использовать обозначения для краткости в конспектах),

         слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию),

         говорения (ясно выражаться, высказывать мнение в малой и большой группе), чтение          

         (способность читать для получения информации).

    Таким образом, спроектированная  компетентностно – контекстная образовательная среда положительно повлияла на уровень сформированности универсальных личностных действий учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию материал мастер-класса на окружном семинаре "Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процес...

Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.

Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....

Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования

Мастер-класс посвящен организации обучения химии в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели. Дан сравнительный анализ традиционного подхода в обучении и компетентностно-ориентированного. На...

Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.

В данной статье описывается компетентностно- контекстная модель обучения, как строится работа на уроках математики в этой модели. Дается сравнение данной модели с классической модели обучения. Приводи...

Сценарный план как основа организации образовательной деятельности в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в России законодательно введена система образования. Вводятс...

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обучение решению текстовых задач строится на основе освоения обущающимися способов решения основных типов задач. В качестве структуры ...