Исследовательская и проектная деятельность в школе
статья на тему

Груздева Марина Борисовна

Особенности социального и учебного проектов в исследовательской деятельности учащихся, этапы работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost_v_shkole_1.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная

деятельность в школе

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы XX века в США. Его называли методом проблем  и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком, предлагавшими строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересом. Важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая, для решения которой ребёнку необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, может просто сориентировать мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. В результате ученики должны решить проблему, которая таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний. В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Иными словами, проект – это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную и значимую форму, которая может быть представлена. Цели проектной деятельности таковы:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие коммуникативных исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.

Крупный теоретик этого метода Е.С.Полат так формулирует основной тезис проектной технологии: «Всё, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Проект требует наличия действительно значимой проблемы, предоставляющей его исполнителю широкие возможности разнообразной деятельности (проведение социологических опросов, исследований, сбор данных в нескольких источниках, интервьюирование, создание учебных фильмов, плакатов), использование научных, исследовательских методов (постановка проблемы, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы).  Конечный итог проекта приносит не только ощутимую пользу её непосредственному исполнителю, который значительно вырастает и в личном, и в образовательном плане за время его выполнения, но и становится достоянием его соучеников – слушателей итогового доклада.

Проектной технологии присуще чёткое структурирование содержания с указанием сроков выполнения определённых работ и подведением промежуточного итогов – так дети учатся самостоятельно планировать и руководить соей деятельностью.

В учебно-методической литературе несколько различных вариантов последовательности шагов в разработке и реализации проекта. Методист В.В.Гузеев выделил шесть стадий учебного проекта представив их в следующей таблице:

№№ п.п.

Стадия работы над проектом

Содержание работы этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

2

Планирование

Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов (формы отчёта), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач между членами команды – в случае коллективной работы

Устанавливают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

3

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

4

Результаты и выводы

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

5

Представление или отчёт

Возможные формы представления результатов: устный отчёт, демонстрация материалов, письменный отчёт и пр.

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника

6

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта

Особое внимание следует обратить на внеурочную работу над социальным проектом. В пособии А.С.Прутченкова «Шаг за шагом, или Технология подготовки и реализации социального проекта» даётся детальная разработка последовательности шагов. При подготовке социального проекта автор предлагает действовать следующим образом.

Шаг №1. Изучения общественного мнения. В данном случае в первую очередь предполагается проведение социологического исследования для выбора наиболее острой в местном сообществе социальной проблемы. Должна быть составлена программа исследования, подготовлены анкеты с продуманными вопросами, определён круг лиц, которые будут участвовать в этом исследовании. Социологическое исследование может быть проведено в различных формах: интервью, анкеты, результаты наблюдений, проведение эксперимента, анализ документов.

Шаг №2. Формулировка актуальной социальной проблемы. Проблема – определённое противоречие или трудность, которые требуют изучения и разрешения. Желательно, чтобы социальный проект не просто устранил последствия существующей проблемы, а попытался решить проблему в целом. Поэтому следует заранее подумать о возможности решения выбранной социальной проблемы. Все социальные проблемы могут быть условно разделены на групповые (важные для того или иного сообщества), местные (актуальные для жителей небольшого сообщества), локальные (проблема данного района, города), национальные, региональные (являются важными для ряда государств, соседствующих друг с другом) и глобальные. Проанализировать социальные проблемы можно по ряду критериев:

  • важность данной проблемы для региона, города, посёлка с точки зрения его жителей;
  • степень общественной значимости проблемы, её актуальность для представителей сообщества;
  • соответствие сложности выбранной проблемы задачам, поставленным в качестве ожидаемого результата.

Шаг №3. Изучение имеющихся ресурсов. На данном этапе необходимо проанализировать возможности команды, задействованной в разработке проекта. Распределяются роли и формулируются конкретные задания.

Шаг №4. Определение цели и задач социального проекта. Очень важно определить направленность проекта, а также сформулировать основную цель (результат деятельности в ходе проекта). Цель должна быть чёткой, конкретной и реально достижимой при имеющихся у команды ресурсах. Цель должна быть  сформулирована перед началом  непосредственной реализации проекта.

Шаг №5. Составление плана работы.  Определяется перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта. План должен быть чётким, ясным, реалистичным.

Шаг №6. Составление рабочего графика. Данный шаг очень близок к предыдущему, он конкретизирует и детализирует первоначально составленный план действий.

Шаг №7. Определение круга обязанностей и распределение их внутри команды. Все обязанности должны быть реальными, наполненными конкретным содержанием.

Шаг №8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения. Составляется список материальных, финансовых и людских ресурсов.

Шаг №9. Составление бюджета. Бюджет составляется в том случае, когда требуется учитывать поступающие денежные средства.

Шаг №10. Разработка системы оценки проекта. При оценке проекта следует помнить о существовании количественных и качественных показателей. В количественные входит статистика (количество разработанных законов, число отпечатанных экземпляров, количество проведённых заседаний школьного парламента), в качественные – приобретение определённого опыта, изменения в сознании, рост правовой грамотности.

Шаг №11. Обучение членов команды. Не всегда учащиеся будут готовы выполнять ту роль, которая им показалась интересной и лично значимой. Поэтому важно, чтобы в ходе проекта более опытные члены команды или преподаватель помогали товарищам получить необходимые знания и умения для выполнения своей роли.

Шаг №12. Формирование общественного мнения. Благоприятное отношение окружающих к проекту во многом может способствовать успеху в реализации целей.

А.С.Прутченков предполагает именно такую последовательность шагов в ходе первой части проекта, в которой акцент делается на подготовительные мероприятия.

Основными принципами проектирования можно назвать: добровольность, учёт возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей, интеграцию учебной и внеклассной деятельности, системность.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права и исполнять обязанности.

Одним из средств правового воспитания является проектная деятельность.

Основные представления, умения и ценности, формируемые в процессе социального проектирования в области правового образования. 

Понятия (представления, знания):

  • конституция;
  • демократия;
  • выборы и избирательный процесс;
  • права человека;
  • законы;
  • нормативные акты;
  • самоуправление;
  • парламент;
  • правовые основы деятельности средств массовой информации.

Умения:

  • анализ ситуации;
  • поиск и отбор необходимой информации;
  • моделирование ситуации;
  • рассмотрение стратегии и вариантов поведения;
  • принятие решения;
  • выбор стратегии поведения;
  • коммуникативные навыки;
  • отделение фактов от мнений;
  • проведение социологических исследований;
  • умение работать с правовыми источниками.

Ценности:

  • ответственное принятие решения;
  • законопослушность (лояльность);
  • уважение права;
  • терпимость;
  • компромисс;
  • уважение частной жизни;
  • активность участия в общественной жизни;
  • сознательное отношение к законотворческому процессу;
  • стремление к образованию и самообразованию в области права;
  • готовность к улучшению общественной жизни.

Деятельность в правовом образовании будет рассматриваться в последовательности трех основных этапов деятельности:

  • подготовительный;
  • основной (реализация проекта);
  • заключительный (анализ результатов).

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.        

Подготовительный этап распадается на несколько направлений деятельности: содержательную часть, организационную часть и ресурсную часть.

В содержательную часть могут входить следующие элементы – анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотез, идеологических оснований и принципов, освещение имеющегося опыта.

В организационную часть могут входить: формирование команды (если это необходимо для реализации проекта), определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков.

В ресурсную часть могут входить: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия и словари, сборники законов; анализируются способности школьной базы удовлетворить все потребности, начинается поиск дополнительных ресурсов путем привлечения родителей, шефов, общественных организаций, властных структур, политических партий и т. п.), финансовые ресурсы (денежные средства, необходимые для реализации проекта), людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, их творческого потенциала, рассмотрение возможности помощи со стороны взрослых, перспективы привлечения специалистов в качестве консультантов или экспертов).

Основной этап проектной деятельности (действия по реализации намеченных планов). В правовом образовании проектирование в основном направлено на законотворческую деятельность. В то же время не следует забывать, что наличие разработанных норм и процедур не всегда означает их успешную реализацию на практике. Поэтому, если проект изначально предполагает создание органов самоуправления (или соуправления) в школе, введение конституции, разработку правил школьной жизни, определение прав и обязанностей участников образовательного процесса, то следует продумать систему мер по реализации на практике разработанных нормативных актов.

Заключительный этап (итоговая или рефлексивная часть проекта) проектной деятельности. Правовой проект не может быть полностью завершенным, как не может в реальной жизни прекратиться законотворческая деятельность. Это связано с тем, что право не является отдельной, оторванной от реальной жизненной ситуации системой. Невозможно раз и навсегда создать идеальную правовую систему. Жизнь постоянно вносит коррективы и поэтому однажды выработанные правила и нормы не должны превращаться в догму. Иначе они перестанут соблюдаться, а созданная правовая система потеряет свою жизнеспособность, превратится в формальную модель.

Оценку проекту могут давать как его разработчики, так и эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги, родители).

Среди критериев оценки проектной деятельности могут быть названы следующие:

  • нестандартность и оригинальность решений;
  • научный кругозор и теоретическая грамотность;
  • самостоятельность суждений;
  • общественная значимость;
  • логичность и последовательность;
  • обоснованность суждений;
  • грамотность оформления результатов работы.

Отдельно следует обсудить как положительные результаты проекта, так и то, что не получилось или что можно было бы изменить.

Советы и рекомендации участникам правового проекта:

  • не берите работы больше, чем могли бы выполнить;
  • работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу;
  • успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им;
  • не стремитесь к идеальному и безупречному результату;
  • не опускайте руки при неудачах; ошибки и трудности – неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной;
  • не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;
  • будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами;
  • будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения;
  • проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;
  • предварительно разработанные планы можно менять, но не постоянно, иначе ваш проект превратится в череду изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно;
  • помните о своих целях и ожидаемых результатах;
  • не бойтесь признаваться в ошибках и исправлять их;
  • установите атмосферу доброжелательности в своем коллективе;
  • не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.

Более подробно о социальном и правовом проектировании можно узнать в пособии «Организация внеурочной работы по праву». Авторы: А.Н.Иоффе, Е.С.Королькова, Н.Н.Михайлова, И.Е.Уколова, В.А.Вакуленко, которое было использовано для подготовки этого выступления.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для российской школы поиск и использование новых методов передачи знаний, формирования и развития умений, адекватных задачам, стоящим перед образованием, выступают в качестве актуальной проблемы. Их нахождение и творческое применение позволят, наконец, разрушить образовательную парадигму, при которой роль ученика – это роль пассивного получателя знаний, а учителя – всезнающего и никогда не ошибающегося начетчика, призванного наполнить головы школьников некой суммой истинных знаний. Негативным последствием названной парадигмы является то, что она способствует формированию личности, не способной к социализации в демократической среде.

Поощряя учеников к обмену мнениями, к дискуссиям, организовывая проектную деятельность, учитель способствует  развитию критического мышления, самостоятельности в действиях, умению работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Методический семинар на тему "Организация исследовательской и проектной деятельности в школе"

Методический семинар "Организация исследовательской и проектной деятельности в школе"...

Методическая разработка на тему "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Требования к исследвательской и проектной деятельности в школе в контексте ФГОС...