Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"
статья по теме
Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskaya_nauchno.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская и проектная деятельность в школе
Знание только тогда знание,
Когда оно приобретено усилиями собственной мысли.
Л.Н.Толстой
В настоящее время всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых, динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения в том, что характеристиками той личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владению культурой слова, развитию у них самостоятельности и способности к самоорганизации, умению отстаивать свои права и вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а изначально эта деятельность должна быть направлена на формирование ключевых компетентностей у подростков.
Очень важной мне представляется организация в школе проектной и исследовательской деятельности учащихся как лучший способ для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Вот уже несколько последних лет такая работа организована и в нашей школе. Срок для подведения каких-то серьезных достижений недостаточно велик, однако о наметившейся системе работы в этой области говорить можно.
Мне бы хотелось поделиться опытом работы в этом направлении. Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной, творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применении полученных знаний в жизни. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех?
Этот вопрос подвинул меня на поиск новых форм работы, успешными из которых, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность. Именно работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, развивать коммуникативные навыки. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме.
На организацию исследовательской и проектной деятельности в школе существуют различные точки зрения. На этот счет я придерживаюсь мнения И.С.Сергеева, который в своей работе «Как организовать проектную деятельность учащихся» (М. Аркти, 2004) пишет: «На уроках метод проектов имеет относительно низкую эффективность». Разумеется, это не означает отказаться совсем использовать метод проектов в поурочной системе. Просто этот вопрос надлежит пристальному рассмотрению. Для полноценного проектирования следует продумать, как «вписать» уроки- проекты в классно-поурочную систему, учитывая при этом ряд проблем:
1.Возрастные особенности детей;
2.Общеучебную подготовленность учащихся;
3.Ограниченное время урока;
4.Соответствие темы проекта программе обучения и т. п.
Вот почему, как мне кажется, во внеурочной деятельности большие возможности использования проектной деятельности, да и круг вопросов, которые может охватить исследовательская проектная деятельность значительно шире.
Да и выбирать проблемную область особенно не приходится, одно вытекает из другого. Самое главное суметь «зажечь», заинтересовать ребят, дать нужное направление в исследовательской работеМетод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, поэтапную практическую деятельность по достижении поставленной цели.
Шесть лет я являюсь ответственным редактором школьной газеты.
За эти годы школьная газета стала трибуной и творческой мастерской для ребят с самыми различными увлечениями. Год от года совершенствуется газета и те, кто занимаются ею. Первый проект, который занял первое место в районо научно-практической конференции «Эврика» был проект «Школьная газета как выполненный членами творческого объединения «Юный журналист».
Разбившись на группы, все участники получили индивидуальные исследовательские задания. Задания были самые различные.
- Рассказать о первых корреспондентах газеты, о тех, кто был у истоков создания
- Как творческая работа повлияла на дальнейший выбор профессии
- О победителях олимпиад по журналистике (2 м. в крае) Назаренко Инна ныне студентка Ростовского университета.
- О самом интересном репортаже, интервью в газете
- О сотрудничестве с редакцией местной газеты «Степные зори» и его главным редактором, выпускником нашей школы Б.И. Сальниковым.
Так открылась новая рубрика в газете «У нас в гостях», много интересных людей побывало в гостях. Это и Заслуженная артистка Т.Н. Горошко, внучка первого директора, имя которого сейчас носит школа З.Я. Лавровского Людмила Сергеевна Панасенко учительница географии нашей школы, проработавшая 50 лет у которой в трудовой книжке одна единственная запись: «Принята учителем географии в СОШ №1».
Статья о кубанском писателе Б.Е. Тумасове, выпускнике нашей школы 1946г.
Корреспонденты побывшие у него в гостях в г. Краснодаре, взяли интервью. Родился другой проект в рамках регионального компонента при изучении темы «Кубанские писатели и поэты о родном крае» ребята защищали урок-проект «Я сын своей земли».
Военный комиссар И.И. Дубинин выпускник нашей школы. Заслуженный врач хирург Кашинцев проработавший в районной больнице нашей станице.
В ходе исследовательской работы ребята делали для себя такие открытия, что назрел другой проект «Школа в лицах» или «Фотоальбом школы». Был собран прекрасный богатейший материал о выпускниках первой школы разных лет. Результатом явилось издание брошюр «Ими гордится школа» (фото), собранный материал был передан в школьный музей. Сейчас мы с 9-ками работаем над созданием фильма об истории школы ее выпускниках. Назрел еще один проект: создание в школе портретной галереи «Мы дети твои, родная школа».
Над чем мы сегодня и работаем.
Подводя итог вышеизложенному, хочу заметить, что проектная технология – один из эффективных способов развития филологической одаренности учащихся. Кроме того, работа над проектами – это захватывающая, увлекательная и вполне посильная для детей организация научно-исследовательской деятельности учителя и учащихся. Подтверждение этому – наша совместная работа над групповыми проектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модель организации учебно - исследовательской и проектной деятельности...
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские...
Проектная деятельность в школе
О зарождении метода проектов и о его роли в сегодняшнем образовании...
Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии
Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе
Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...