Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
статья
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы педагоги и учащиеся нашей школы все чаще обращаются к проектной деятельности.
Сегодня в школе реализуются образовательные программы базового, профильного уровня обучения.
В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.
Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.
Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
- тьюторское сопровождение проектной деятельности;
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают системное мышление.
Основные концептуальные положения
Цель проекта:
разработка внутришкольной системы исследовательской деятельности учащихся на основе технологии формирования учебно-исследовательской компетентности как средства комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме.
Задачи программы:
- провести анализ кадрового, научно-методического, информационного и финансово-экономического ресурсов школы по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности уч-ся;
- Создать систему урочной и внеурочной деятельности по реализации поставленной цели;
- Апробация модели и её коррекция
Этапы реализации программы:
1 этап: Аналитико – диагностическая деятельность:
- определение стратегических и тактических целей и задач;
- поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания, обучения, развития с учетом личностно- значимой модели образования;
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Второй этап Практический:
- организация массовой учебно-исследовательской работы учащихся 8-9-х классов, внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам.
- распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней школе (5-7-х классах). Такая творческая «инъекция» позволяет расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, так как материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию.
- работа проблемных групп, организованных в рамках предпрофильных и профильных направлений, по проведению научно-исследовательской деятельности.
Третий этап Коррекционно-обобщающий:
- подведение итогов реализации программы, обобщение опыта;
- выявление проблемных зон и подготовка новой образовательной программы.
Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.
Коллектив школы видит определенные РИСКИ в реализации Программы:
- сопротивление нововведениям отдельных членов коллектива;
- нехватка учебных и методических пособий по новым курсам;
- нехватка квалифицированных кадров.
Пути предупреждения рисков:
- проведение теоретических и практических семинаров для педагогов школы по введению инноваций;
- адаптация уже созданных программ, разработка проектов программ, их апробация и регистрация;
- проведение педагогических чтений для родителей с целью обеспечения активного сотрудничества с учителями по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- повышение квалификации педагогов школы, приглашение специалистов из других ОУ.
В связи с этим мы пытаемся сосредоточить усилия на задачах, решение которых в существующих условиях будет шагом вперед.
В плане педагогическом - это стимулирование познавательной деятельности уч-ся, интереса к использованию информационных образовательных технологий, к участию в проектах, научных исследованиях, в практической деятельности.
Организационные задачи видим в следующем:
- повышение квалификации педагогического коллектива должно отвечать инновационным процессам;
- продолжаем выстраивать взаимодействие с другими образовательными учреждениями для реализации предпрофильной и профильной подготовки уч-ся;
- совершенствование психологического сопровождения;
- улучшение материально-технического и научно-методического обеспечения учебного процесса.
специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося отмечается насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов.
Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности. Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника. В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях | Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях |
урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; | исследовательская практика обучающихся |
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов | образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля |
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени | факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета |
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ | |
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий |
Основные формы работы по формированию компетентностей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Компетенции | Виды деятельности |
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. | 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях. 2. Участие в проектах. 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование. |
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. | 1. Проведение экспериментов. 2. Конспектирование. 3. Работа с учебником. 4. Фотографирование объектов. 5. Работа над рефератом. 6. Участие в экскурсии. 7. Изготовление приборов. |
Информационные компетенции (ИКТ). Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. | 1. Поиск информации в библиотеке. 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях. 3. Поиск информации в школьной медиатеке. 4. Использование информации из Интернета. 5. Создание презентации. 6. Создание буклета. |
Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. | 1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций. 2. Выступление на конференции. 3. Выступление с сообщением. 4. Взаимоконтроль 5. Участие в дискуссии. 6. Участие в анкетировании. 7. Собеседование. |
Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности). Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы, организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не массовая, а индивидуальная работа. Для ее реализации создано ШНО «Наш край» объединяющий учащихся, имеющих способности и желание заниматься научными исследованиями. За их подготовку отвечает руководитель проекта - инициативный и творческий педагог-исследователь. Большим подспорьем в реализации проекта является взаимодействие школы с социумом.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся невозможна без овладения навыками саморазвития и самообразования. Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения учебной мотивации»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Степное...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Учебно-исследовательская деятельность один из путей повышения мотивации и эффективности на уроках 5 класса.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позв...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....
«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
Мастер класс для педагогов в общеобразовательной школе...