Программа профессионального модуля МДК 02.01. Геолого-минералогические исследоания минерального сырья.
методическая разработка по теме
Программа содержит:
1. Паспорт профессионального модуля
2. Результаты освоения профессионального модуля
3.Структуру и содержание профессионального модуля
4.Условия реализации программы профессионального модуля
5. Контроль и оценку результатов освоения модуля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modulya.doc | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОУ СПО Осинниковский горнотехнический колледж
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Геолого-минералогические исследования минерального сырья
2012
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 130106 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
Организация-разработчик: ГОУ СПО Осинниковский горнотехнический колледж
Разработчики:
Кузнецова Наталья Егоровна - преподаватель, высшая категория
Иванова Лариса Михайловна - преподаватель, высшая категория
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
Протокол №__________ от_____________
Рекомендована методическим советом ГОУ СПО ОГТК
Протокол №_________ от ____________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 18 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Геолого-минералогические исследования минерального сырья
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 130106 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
-выполнение всех видов геологических исследований, осуществления геологического контроля горно-буровых работ в организациях по соответствующему профилю независимо от организационно-правовых форм в качестве техника-геолога и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ПК 2.1. Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу.
2. ПК 2.2. Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях.
3. ПК 2.3. Оформлять результаты предварительных исследований
4. П.К 2.4. Подготавливать пробы минерального сырья для геофизических исследований.
Программа профессионального модуля может быть использована для программ профессиональной подготовки: 19638 Шлифовщик горных пород, 1739 Промывальщик геологических проб, 16292 Отборщик геологических проб.
Уровень образования: среднее (полное) общее.
Опыт работы: опыт работы не требуется
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
отбора образцов и проб и подготовки их к полевым и лабораторным анализам; оформления приемки проб на исследование и выдачи результатов анализов; подготовки проб для различных видов исследования.
уметь:
обосновывать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры;
производить расчеты и оценивать достоверность результатов анализа;
анализировать вещество химико-аналитическими методами с соблюдением правил техники безопасности;
производить расчеты и оценивать достоверность результатов анализа; пользоваться необходимой справочной литературой при проведениии химико-аналитических исследованиях;
отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы шлиховой диагностики; выбирать метод шлихового опробования; оценивать содержание полезного ископаемого в пробе; проводить шлиховой анализ;
определять минералы шлиха;
определять количество полезного материала в шлихе.определять отдельные физико-механические свойства породы и руды;
составлять отчет по результатам минералогического анализа;
определять нормативные и расчетные значения показателей свойств проб с использованием компьютерных технологий;
обрабатывать и оформлять документально результаты анализов, геохимических исследований;
знать:
теоретические основы и законы аналитической химии;
методы, аппаратуру и технику выполнения анализов;
способы и методы отбоя, отбора, обработки и анализа проб и методы опробования;
методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов;
нормативные требования промышленности к качеству минерального сырья;
устройство, принцип действия, технические характеристики лабораторной и контрольно-измерительной аппаратуры
организацию и методы геохимических исследований;
методику анализа минералов шлиха
методики статистической обработки экспериментальных данных, результатов анализов проб и образцов с использованием программных средств;
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 540 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 366 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 244 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 122 часа;
учебной практики – 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности геолого-минералогические исследования минерального сырья, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу |
ПК 2.2 | Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях |
ПК 2.3. | Оформлять результаты предварительных исследований |
ПК 2.4. | Подготавливать пробы минерального сырья для геофизических исследований |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1-2.3 | Раздел 1. Аналитическая химия … | 120 | 80 | 66 | * | 40 | * | * | * |
ПК 2.1-2.4 | Раздел 2. Полевые и лабораторные и методы исследования минерального сырья | 246 | 164 | 52 | 82 | * | * | ||
ПК 2.1-2.4. | Учебная Геолого – съемочная практика | 180 | 180 (повторить число) | ||||||
Всего: | 546 | 244 | 118 | * | 122 | * | * | 180 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.02) Геолого-минералогические исследования минерального сырья
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся/ | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
МДК 02.01 Полевые и лабораторные исследования минерального сырья | 366 | |||
Раздел ПМ 1. Аналитическая химия | 80 | |||
Тема 1.1. Теоретические основы химического анализа | Содержание | 4 | ||
1. | Основные понятия химического анализа. Значение аналитической химии. Основные понятия химического анализа. Понятие качественного и количественного анализа. Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. | 2 | ||
2 | Теория электролитической диссоциации. Законы аналитической химии. Электролиты. Константа диссоциации. Закон действия масс. Гидролиз. Буферные растворы. Ионное произведение воды. Произведение растворимости. Способы выражения концентрации растворов | 2 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Вычисление процентной, молярной, нормальной концентрации и титра раствора. | |||
2 | Вычисление водородного показателя, концентрации ионов водорода, гидроксид ионов. | |||
Тема 1.2. Основные понятия качественного анализа и его методов | Содержание | 2 | ||
1. | Основные понятия и методы качественного анализа. Методы качественного анализа. Дробный и систематический методы анализа. Понятие аналитических реакций. Классификация ионов. | 2 | ||
Лабораторные работы | 24 | |||
1 | Проведение аналитических реакций на катионы первой группы. | |||
2 | Проведение анализа смеси катионов первой аналитической группы | |||
3 | Проведение аналитических реакций на катионы второй группы. | |||
4 | Проведение анализа смеси катионов второй аналитической группы | |||
5 | Проведение аналитических реакций на катионы третьей группы | |||
6 | Проведение анализа смеси катионов третьей аналитической группы | |||
7 | Проведение аналитических реакций на катионы четвертой группы | 2 | ||
8 | Проведение анализа смеси катионов четвертой аналитической группы | |||
9 | Проведение аналитических реакций на анионы | |||
10 | Проведение анализа смеси анионов первой, второй и третьей аналитической группы. | |||
11 | Проведение предварительных испытаний соли неизвестного состава | |||
12 | Обоснование и ход анализа соли неизвестного состава | |||
Практические занятия | ||||
1 | Отбор пробы для подготовки минерального сырья к анализу Проведение растворения минерального сырья | |||
Тема 1.3. Основные понятия количественного анализа и его методов | Содержание | 4 | 2 2 | |
1 | Основные понятия и методы количественного анализа Понятие гравиметрического и тириметрического методов анализа Классификация методов нейтрализации, оксидиметрии, комлексонометрии | |||
2 | Расчеты и операции количественного анализа Операции методов, расчеты Определение ошибки анализа | |||
Лабораторные занятия | 16 | |||
1 | Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария гравиметрическим методом | |||
2 | Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария гравиметрическим методом. Вычисление результатов анализа и оценивание достоверности результата | |||
3 | Приготовление рабочего раствора кислоты заданной концетрации | |||
4 | Стандартизация раствора кислоты по установочному раствору щелочи методом нейтрализации | |||
5 | Приготовление раствора перманганата калия и его стандартизация по щавелевой кислоте | |||
6 | Определение концентрации раствора соли Мора и определение массы железа стандартным раствором перманганата калия методом оксидиметрии | |||
7 | Приготовление рабочего раствора трилона Б и его стандартизация | |||
8 | Определение общей жесткости воды методом комплексонометрии | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Определение абсолютной и относительной ошибки анализа | |||
2 | Определение навески для приготовления растворов заданой концентрации | |||
Тема 1.4. Основные понятия физико-химических методов анализа | Содержание | 4 | 2 | |
1 | Теоретические основы физико-химических методов анализа Основы колориметрических, фотометрических, хроматографических и потенциометрических методов анализа | |||
2 | Теоретические основы физико-химических методов анализа Достоинства и недостатки физико-химических методов. Схема устройства ФЭК и РН-метра. | 2 | ||
Лабораторные занятия | 12 | |||
1 | Определение содержания ионов меди (II) с помощью стандартных серий методом колориметрии | |||
2 | Определение содержания ионов меди (II) врастворе сульфата меди (II) методом фотоэлектроколориметрии. | |||
3 | Построение калибровочнрго графика и определение концентрации ионов меди. | |||
4 | Определение содержания ионов железа (III) и меди (II) с помощью бумажной хроматографии | |||
5 | Определение коэффициентов движения ионов железа (III) и меди (II) по храмотограмме | |||
6 | Определение концентрации ионов водорода потенциометрическим титрованием. | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Подготовка ионообменной колонки к работе | |||
2 | Подготовка к работе РН-метра. Изучение схемы РН - метра. Изучение графика и парметраметра электромагнитной волны | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. | 40 | |||
Работа с конспектами занятий по теме: Способы выражения концентрации растворов. Ионное произведение воды. Классификация ионов. Характеристика ионов. Решение задач. Работа с учебной литературой: Основные понятия химического анализа. Теория электролитической диссоциации. Законы аналитической химии. Основные понятия и методы качественного анализа. Основные понятия и методы количественного анализа Расчеты и операции количественного анализа Теоретические основы физико-химических методов анализа Теоретические основы физико-химических методов анализа Изучение графика и парметраметра электромагнитной волны. Подготовка к работе РН-метра. Изучение схемы РН – метра. Изучение схемы устройства фотоэлектроколориметра. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | ||||
Раздел ПМ 2. Полевые и лабораторные методы исследования минерального сырья | 164 | |||
Тема 2.1. Шлиховые поиски | Содержание | 10 | 2 2 | |
1 | Введение. Цели и задачи дисциплины. | |||
2 | Природные и искусственные шлихи. | |||
3 | Образование ореолов рассеяния рудного вещества. | 2 2 2 | ||
4 | Эндогенные ореолы рассеяния | |||
5 | Экзогенные ореолы рассеяния | |||
Тема 2.2. Методика шлиховых поисков | Содержание | 18 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
1 2 | Мелкомасштабные и крупномасштабные шлиховые поиски. Опробование речной сети. | |||
3 | Опробование юной или омоложенной сети. | |||
4 | Опробование зрелой сети. | |||
5 | Опробование делювиальных и элювиальных отложений | |||
6 | Опробование коренных пород. | |||
7 | Обработка протолочных проб | |||
8 | Документация проб. | |||
9 | Промывка и доводка шлиха. | |||
Тема 2.3. Лабораторные исследования проб. | Содержание | 20 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
1 | Общая схема лабораторных исследований полезных ископаемых. Виды лабораторных исследований проб на каждой стадии поисково - оценочных работ. | |||
2 | Виды контроля лабораторных анализов и исследований полезных ископаемых и горных пород. | |||
3 | Химические и физико-химические анализы Полевые и химические методы диагностики минералов, руды и горных пород. | |||
4 | Основные операции подготовки проб на химические анализы | |||
5 | Оборудование, применяемое при подготовке проб к анализам. | |||
6 | Полевые методы качественного химического анализа минералов | |||
7 | Методика определения минералов и горных пород. Необходимое оборудование и реактивы. | |||
8 | Микрохимическая диагностика минералов. | |||
9 | Капельные реакции. | |||
10 | Пленочные реакции. | |||
Лабораторные занятия | 16 | |||
1 | Составление схемы обработки проб. | |||
2 | Подготовка проб для химических и физико- химических анализов | |||
3 | Ознакомление с журналом приемки проб на исследования и выдача результатов анализа. | |||
4 | Проведение капельных реакций. | |||
5 | Проведение пленочных реакций. | |||
6 | Проведение кристаллоскопических реакций. | |||
7 | Проведение реакций по методу растирания порошков. | |||
8 | Определение минералов по рН и их суспензии. | |||
Тема 2. 4. Минералого-петрографические анализы и исследования | Содержание | 24 | ||
1 | Основные направления минералогических исследований. Приборы и оборудования, используемые при минералого – петрографических исследованиях. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||
2 | Схема и методика изучения минералов шлиха. Общая схема минералогического анализа шлихов. | |||
3 | Подготовка шлиха к анализу. | |||
4 | Отбор средней пробы шлиха. | |||
5 | Магнитная сепарация шлихов. | |||
6 | Разделение минералов по электропроводности. | |||
7 | Флотационный метод сепарации. | |||
8 | Фракционирование шлихов с помощью тяжелых жидкостей. | |||
9 | Методика диагностики минералов. Диагностика минералов по внешним признакам. | |||
10 | Диагностика минералов по оптическим константам. | |||
11 | Диагностика минералов по люминесценции | |||
12 | Количественный анализ шлихов. | |||
Лабораторные занятия | 18 | |||
1 | Фракционирование серого шлиха. | |||
2 | Фракционирование черного шлиха. | |||
3 | Выделение магнитной и электромагнитной фракции. | |||
4 | Сепарация минералов по плотности с помощью тяжелых жидкостей. | |||
5 | Изучение эталонной коллекции минералов в шлихах. | |||
6 | Определение минералов по внешним признакам. | |||
7 | Определение минералов серого шлиха тяжелой и легкой фракции. | |||
8 | Проведение обработки контрольной пробы и определение в ней основных минералов. | |||
9 | Подсчет количества полезного минерала в пробе. | |||
Тема 2.5. Шлиховые карты | Содержание | 6 | 2 2 2 | |
1 | Регистрационные шлиховые карты. | |||
2 | Карты ореолов рассеяния. | |||
3 | Прогнозные шлиховые карты. | |||
Тема 2.6. Методика и техника изучения минералов в шлифах и аншлифах | Содержание | 2 | 2 | |
1 | Методика и техника изучения основных диагностических признаков минералов в шлифах и аншлифах. | |||
Лабораторные занятия | 10 | |||
1 | Ознакомление с изготовлением шлифов. | |||
2 | Ознакомление с изготовлением аншлифов и искусственных брикетов. | |||
3 | Знакомство с устройством поляризационного микроскопа. | |||
4 | Изучение минералов в шлифах при одном николе. | |||
5 | Изучение минералов в шлифах в скрещенных николях. | |||
Тема 2.7. Методы определения физико - механических свойств руды и горных пород | Содержание | 4 | ||
1 | Основные методы, используемые при лабораторных исследованиях нерудных полезных ископаемых. | 2 | ||
2 | Виды и объемы работ по физико- механическим, технологическим испытаниям на различных стадиях геолого разведочных работ. | 2 | ||
Лабораторные занятия | 6 | |||
1 | Определение минералов с помощью иммерсионногометода. | |||
2 | Определение плотности минералов с помощью пикнометра. | |||
3 | Определение плотности минераловс помощью тяжелых жидкостей. | |||
Тема 2.8. Лабораторные методы исследования ископаемых углей | Содержание | 4 | 2 2 | |
1 | Основные понятия и термины петрографии углей. Составные части углей. | |||
2 | Петрографические типы углей. Полевой метод диагностики углей Подготовка углей и углевмещающих пород к лабораторным исследованиям. | |||
Лабораторные занятия | 2 | |||
1 | Составление схемы обработки угольной пробы для анализа | |||
Тема 2.9. Специальные лабораторные методы изучения полезных ископаемых | Содержание | 24 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
1 | Основные тенденции в развитии минералогических исследований. | |||
2 | Метод кристаллоскопического анализа. | |||
3 | Радиологические методы исследования полезных ископаемых | |||
4 | Количественный минералогический анализ. | |||
5 | Химический метод | |||
6 | Методы определения полезных ископаемых с помощью тяжелых жидкостей. | |||
7 | Гранулометрический анализ. | |||
8 | Метод определения карбонатности пород. | |||
9 | Общие сведения о применении спектральных и ядерно- физических методах анализа горных пород, минералов и руды. | |||
10 | Знакомства с отдельными специальными лабораторными методами изучения полезных ископаемых в Испытательном Центре города Новокузнецка. | |||
11 | Знакомство со специальными лабораторными методами изучения углей города Новокузнецка | |||
12 | Теоретические предпосылки для применения новых методов исследования | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. | 82 | |||
Примерная тематика домашних заданий Работа сконспектами занятий по темам: Мелкомасштабные и крупномасштабныешлиховыепоиски. Флотационный метод сепарации. Регистрационные шлиховые карты. Полевые методы качественного химического анализа минералов. Работа с учебной и специальной литературой.(по вопросам, составленным преподавателем): Метод кристаллоскопического анализа. Радиологические методы исследования полезных ископаемых. Подготовка к семинару по темам: Описание проб. Опробование коренных пород. Отбор коренных пород. Обработка протолочных проб. Документация проб. Виды иобъемы работ по физико - механическим, технологическим испытаниям на различных стадиях ГРР. Специальные методы изучения полезных ископаемых. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Самостоятельное изучение отдельных вопросов по тематике специальности: Составление таблиц, схем по отдельным вопросам, изучаемых тем. Эндогенные ореолы рассеяния. Экзогенные ореолы рассеяния. Опробование речной сети. Общая схема лабораторных исследований полезных ископаемых. Составление докладов, рефератов по темам: Петрографические типы углей. Полевой метод диагностики углей. Особенности подготовки проб к анализу. Знакомство с отдельными специальными лабораторными методами изучения полезных ископаемых в Испытательном Центре г. Новокузнецка. Знакомство со специальными лабораторными методами изучения углей в лаборатории города Новокузнецка. Выполнение заданий. Описание диагностических признаков минералов. Определение основных минералов в шлифах. | ||||
Учебная геологосъемочная практика Виды работ: Выбирать рациональный комплекс методов геологосъемочных работ; выполнять геологосъемочные работы; отбирать образцы и пробы; составлять и оформлять геологосъемочную документацию; проводить шлиховые изыскания и лабораторные исследования проб. | 180 | |||
Всего: | 546 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинета полезных ископаемых; лабораторий аналитической химии; лабораторных методов исследований минерального сырья.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
коллекция горных пород и минералов, полезных ископаемых;
учебные карты «Геологическое строение и полезные ископаемые мира»;
комплект тематических таблиц;
комплект мультимедийных средств обучения;
комплект демонстрационных материалов;
комплект видеофильмов;
технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории аналитической химии:
интерактивная доска; шкаф сушильный; печь муфельная; дистиллятор; водяная баня лабораторная; PH-метр; калориметр-нефелометр фотоэлектрический; весы технохимические.; весы лабораторные аналитические; весы лабораторные равноплечие; весы электронные; шкафы вытяжные; столы металлопластмассовые; высокий химический табурет; шкаф с химической посудой; шкаф со стендами; шкаф с реактивами; очки защитные закрытые; халаты белые; термостат; рефрактометр; микроскоп; стол под весами; таблицы; химические реактивы: неорганические соединения; неорганические кислоты и жидкости; органические соединения; органические жидкости, индикаторы.
Оборудование лаборатории лабораторных методов исследований минерального сырья:
дробилка валковая; дробилка щековая; мельница шаровая вибрационная; вибрационный истиратель; вибромашина; мельница шаровая торовая инерционного действия; мельница ножевая; мельница стержневая; многоситовый грохот; механическое сито; механическая ступа; молотковый распушитель; бегуны; высокотемпературная обжиговая печь;
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
По «Аналитической химии»:
1.Ольшанова К.М., Пискарева С.К., Барашков К.М. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1990.
2.Попадач И.А., Траубенберг С.Е., и др. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1989.
3.Толстосумов В.Н., Эфром С.М. Задачник по количественному анализу – Л.: Химия, 1986.
4.Шапиро М. А., Шапиро С.А. Аналитическая химия. – М.: Высшая школа, 1979.
5.Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. – М.: Высшая школа, 1979.
По «Лабораторным методам исследования минерального сырья»:
1.Авдонин, В.И.; Старостин, В.И. Геология полезных ископаемых.- Учебник. Высшее профессиональное образование.- М. : Издательский центр «Академия» 2010.- 380 с
2.Гинзбург, А.И.Методы минералогических исследований.- М.: Издательство «Недра»,- 1988.- 476 с
3.Захарова, Е.М. Шлиховые методы поисков и анализ шлихов.- М.: Издательство «Недра», -1974.- 154 с
4.Копченова, Е.В. Минералогический анализ шлихов и рудных концентратов.- М.Издательство « Недра», -1979.- 243 с
5.Мельникова Ю.П., Старостин В.Н., Бородаев Ю.С., Еремин Н.Н. Лабораторные методы исследования минералов, руд и пород: Учебное пособие. – 3 изд. – М.: изд-во МГУ, 1988.
6.Миловский, А.В. Минералогия и петрография. М. Издательство «Недра», -1985.-435 с
7.Миронов К.В. Справочник геолога-угольщика. - М.: Недра, 1982.
8. Юшко С.А. Методы лабораторного исследования руд. - М.: Недра
Дополнительные источники:
По «Аналитической химии»:
1. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. – М.: Химия, 1981. – Ч. 1,2. Качественный анализ. Количественный анализ.
2.Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1979.
3.Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. Аналитическая химия. – М.: Химия, 1990. – Т.1,2.
По «Лабораторным методам исследования минерального сырья»:
1.Аристов В.В. Методика геохимических поисков твердых полезных ископаемых. – М.: Недра, 1984.
2.Геофизические методы исследования /Под ред. Хмелевского В.К. – М.: Недра, 1988.
3.Закон Российской Федерации «О недрах». № 2395-1 от 21.02.92.
4.Инструкция по организации и производству геологосъемочных работ по составлению Государственной геологической карты СССР масштаба 1:50000 (1:25000). – Л.: ВСЕГЕИ, 1987.
5.Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. –М.: Недра, 1985. – Т.2: Производство геологоразведочных работ.
6.Красулин В.С. Справочник техника-геолога. – М.: Недра, 1986.
7.Куликов В.Н., Михайлов А.Е. Структурная геология и геологическое картографирование. – М.: Недра, 1991.
8.Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. – М.: Высшая школа, 1987.
9.Орлов В.П. Развитие минерально-сырьевой базы России – на государственный уровень. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1993. – № 2.
10.Орлов В.П. О федеральной программе воспроизводства минерально-сырьевой базы России. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1993. – № 4.
11.Орлов В.П. Новый порядок финансирования как фактор структурной перестройки геологоразведочных работ. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 1994. – № 1.
12.Положение о порядке лицензирования пользования недрами: Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3314-1 от 15.07.92 г.
13.Правила безопасности при геологоразведочных работах. – М.: Недра, 1991.
14.Сборник руководящих материалов по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых. – М.: ГКЗ СССР. – Т.1. 1985; Т.2. 1986.
15.Щеглов А.Д. Геологическая изученность территории России и перспективы открытия новых рудных районов. // Разведка и охрана.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике по профилю специальности в рамках профессионального профиля «Геолого-минералогические исследования минерального сырья» является освоение учебной практики для получения первичных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты- преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу. ПК 2.2. Выполнять физико-химические анализы образцов и проб в полевых условиях ПК 2.3. Оформлять результаты предварительных исследований. ПК 2.4. Подготавливать пробы минерального сырья для геофизических исследований. | демонстрация точности определения состава проб; обоснование последовательности подготовки проб к анализу; обоснование выбора вида анализа образцов и проб в полевых условиях; обоснование последовательности хода анализа образцов и проб в полевых условиях; демонстрация хода анализа образцов и проб; демонстрация навыков оформления документации предварительных исследований на ПК; получениие данных математической обработки материалов съемки. интерпретация результатов гидрохимическй съемки Демонстрация результата подготовки проб минерального сырья для геофизических исследований | Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторныхработ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторныхработ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторныхработ по темам Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических и лабораторныхработ по темам |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | демонстрация интереса к будущей профессии, участие в семинарах, конкурсах. обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. | оценка знаний оценка результатов производственной практики; оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий. оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятий;
оценка эффективности работы с источниками информации оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением оценка интерпретации результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы оценка эффективности работы обучающегося в команде. оценка участия в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д. оценка участия в семинарах по производственной тематике. оценка готовности обучающегося на занятиях по начальной военной подготовке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Приёмка и первичная обработка молочного сырья
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260201 Технология...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 1 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Рабочая программа соответсвует требованиям ФГОС втрого поколения...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.
Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ" по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программир...