Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике
статья по теме

Топчиева Ольга Николаевна

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов формирует у учащихся умение ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными,  контактными в различных социальных группах. Себе в рамках проекта отвожу роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon topchieva_tomsk.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике

Топчиева О. Н.
Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Колпашево, Томской области.

«Когда учащиеся почти на каждом шагу убеждаются, что математические знания  с успехом применимы к разрешению различных и разнообразных задач, возникающих в действительной жизни, - тогда и только тогда, изучение математики приобретает живой интерес для учеников, для всех, а не ограниченного числа наиболее одаренных… Он должен чувствовать, что математика снабжает его применимыми к жизни сведениями, вооружает могущественным орудием познания действительности»

                                                                                               Я. Перельман

«Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях».

                                                                                                          А.Н. Колмогоров

Мое кредо в преподавание математики - учить применять математические знания в практической жизни,  на примерах из окружающей действительности объяснять ученикам: зачем это нужно - изучать математику.  Одним из главных направлений моей педагогической деятельности является поиск путей активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.  Приведу примеры применения  проектно-исследовательских методов на практике.

В системе применяю их на уроках и занятиях проектной деятельности, вне урока. Изучение математики невозможно представить без использования исследовательских методов. Решение любого примера – это мини-исследование. Какой путь решения выбрать? Решать задачу стандартным способом или придумать хитроумное и изящное решение? Любую тему можно преподнести  применяя исследовательские методы. Например, на уроке геометрии  по теме «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике» я ввожу  теоретическую базу для исследования с тем, чтобы при помощи дальнейшего исследования решить проблемы: Какие значения может принимать синус острого угла, выводим понятие тангенса, основное тригонометрическое тождество, выясняем, меняется ли синус, если изменяются длины сторон в треугольнике.

На занятиях проектной деятельности, начиная с 5-6 класса, знакомимся с теорией построения проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов формирует у учащихся умение ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными,  контактными в различных социальных группах. Себе в рамках проекта отвожу роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Разработала авторскую программу «Проектирование по математике в5,6,7» классах. Апробировала программу в 2007-2008 (5 кл), 2008-2009 (6 кл) класс, 2009-2010 (7кл). Имею большой опыт работы в данном направлении. В рамках представления результатов работы принимала участие со своими учениками в открытом занятии проектной деятельности по теме «Опрос общественного мнения», с  приглашением учителей района, родительской общественности, общественности школы.

По этой теме мы с учениками 5 классов выполняли свои первые проекты. Предварительно на занятиях ребята знакомились с теорией проектирования, изучали структуру проекта, учились применять необходимые математические знания (теория процентов, построение диаграмм и т.д.). Занятия проводились в компьютерном классе. Пятиклассники, у которых еще не было уроков информатики, приобретали первые навыки работы со слайдовыми презентациями. Учащиеся учились работать в группах, распределять свои обязанности, самостоятельно добывать и изучать информацию, решать первые несложные проблемы, поставленные учителем, готовили свои первые презентации.

Открытое занятие для приглашенных учителей и родителей начинали со знакомства с правилами опроса общественного мнения, затем ребята, применяя правило, провели опросы в группах по темам: « Любимый праздник», « Любимое блюдо», « Лучшее путешествие», « Любимый предмет» Результаты опроса были подвергнуты математической интерпретации. На занятии были сделаны первые выводы, подведены предварительные итоги работы над проектами. Окончательное оформление проектов стало домашним заданием.

Самое сложное для меня в этой работе было организовать деятельность так, чтобы не навязывая детям своего мнения в оформлении проекта, ответе на некоторые вопросы, в итоге получить результат. В этом мне помогало четкое соблюдение этапов проекта.

  • Погружение в проект
  • Сбор и обработка информации
  • Анализ информации, консультации с учителем, обобщение, выдвижение идей, подготовка материала для презентации
  • Презентация результатов
  • Оценка деятельности (рефлексия) Какие математические знания вы применили для исследования? Какие качества личности, необходимые для жизненного успеха, вы развивали в ходе реализации проекта? Являются ли ваши исследования значимыми для других. Где можно рассказать о результатах исследования?

В ходе подготовки проектов  ребята, не очень активные  на обычных уроках математики, проявляли свои лидерские, организационные качества.

Овладев навыками проектирования, мои ученики принимают результативное участие в работе научно-практических конференций различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов

Презентация об опыте работы  педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при обучении математике.

Статья о применении проектно-исследовательскои деятельности учащихся при обучении математике...

Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии

Аналитическая справка  о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ ПРИРОДУ»

Цель урока:ü формирование общего представления о необходимости защиты природы.Задачи урока:Образовательные:ü познакомиться с Красной книгой России; ü ознакомить с экологическими проблемами;ü создать с...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»

 Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...

Программа «Обучение иностранному языку с применением проектно-исследовательского метода»

Программа построена на основе формирования у обучающихся востребованных компетенций: проектных и исследовательских.         Программа является результатом проце...