Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике
статья по теме
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов формирует у учащихся умение ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Себе в рамках проекта отвожу роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
topchieva_tomsk.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике
Топчиева О. Н.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Колпашево, Томской области.
«Когда учащиеся почти на каждом шагу убеждаются, что математические знания с успехом применимы к разрешению различных и разнообразных задач, возникающих в действительной жизни, - тогда и только тогда, изучение математики приобретает живой интерес для учеников, для всех, а не ограниченного числа наиболее одаренных… Он должен чувствовать, что математика снабжает его применимыми к жизни сведениями, вооружает могущественным орудием познания действительности»
Я. Перельман
«Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях».
А.Н. Колмогоров
Мое кредо в преподавание математики - учить применять математические знания в практической жизни, на примерах из окружающей действительности объяснять ученикам: зачем это нужно - изучать математику. Одним из главных направлений моей педагогической деятельности является поиск путей активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. Приведу примеры применения проектно-исследовательских методов на практике.
В системе применяю их на уроках и занятиях проектной деятельности, вне урока. Изучение математики невозможно представить без использования исследовательских методов. Решение любого примера – это мини-исследование. Какой путь решения выбрать? Решать задачу стандартным способом или придумать хитроумное и изящное решение? Любую тему можно преподнести применяя исследовательские методы. Например, на уроке геометрии по теме «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике» я ввожу теоретическую базу для исследования с тем, чтобы при помощи дальнейшего исследования решить проблемы: Какие значения может принимать синус острого угла, выводим понятие тангенса, основное тригонометрическое тождество, выясняем, меняется ли синус, если изменяются длины сторон в треугольнике.
На занятиях проектной деятельности, начиная с 5-6 класса, знакомимся с теорией построения проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов формирует у учащихся умение ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Себе в рамках проекта отвожу роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Разработала авторскую программу «Проектирование по математике в5,6,7» классах. Апробировала программу в 2007-2008 (5 кл), 2008-2009 (6 кл) класс, 2009-2010 (7кл). Имею большой опыт работы в данном направлении. В рамках представления результатов работы принимала участие со своими учениками в открытом занятии проектной деятельности по теме «Опрос общественного мнения», с приглашением учителей района, родительской общественности, общественности школы.
По этой теме мы с учениками 5 классов выполняли свои первые проекты. Предварительно на занятиях ребята знакомились с теорией проектирования, изучали структуру проекта, учились применять необходимые математические знания (теория процентов, построение диаграмм и т.д.). Занятия проводились в компьютерном классе. Пятиклассники, у которых еще не было уроков информатики, приобретали первые навыки работы со слайдовыми презентациями. Учащиеся учились работать в группах, распределять свои обязанности, самостоятельно добывать и изучать информацию, решать первые несложные проблемы, поставленные учителем, готовили свои первые презентации.
Открытое занятие для приглашенных учителей и родителей начинали со знакомства с правилами опроса общественного мнения, затем ребята, применяя правило, провели опросы в группах по темам: « Любимый праздник», « Любимое блюдо», « Лучшее путешествие», « Любимый предмет» Результаты опроса были подвергнуты математической интерпретации. На занятии были сделаны первые выводы, подведены предварительные итоги работы над проектами. Окончательное оформление проектов стало домашним заданием.
Самое сложное для меня в этой работе было организовать деятельность так, чтобы не навязывая детям своего мнения в оформлении проекта, ответе на некоторые вопросы, в итоге получить результат. В этом мне помогало четкое соблюдение этапов проекта.
- Погружение в проект
- Сбор и обработка информации
- Анализ информации, консультации с учителем, обобщение, выдвижение идей, подготовка материала для презентации
- Презентация результатов
- Оценка деятельности (рефлексия) Какие математические знания вы применили для исследования? Какие качества личности, необходимые для жизненного успеха, вы развивали в ходе реализации проекта? Являются ли ваши исследования значимыми для других. Где можно рассказать о результатах исследования?
В ходе подготовки проектов ребята, не очень активные на обычных уроках математики, проявляли свои лидерские, организационные качества.
Овладев навыками проектирования, мои ученики принимают результативное участие в работе научно-практических конференций различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов
Презентация об опыте работы педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся при обучении математике.
Статья о применении проектно-исследовательскои деятельности учащихся при обучении математике...
Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии
Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...
Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.
При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ ПРИРОДУ»
Цель урока:ü формирование общего представления о необходимости защиты природы.Задачи урока:Образовательные:ü познакомиться с Красной книгой России; ü ознакомить с экологическими проблемами;ü создать с...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»
Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...
Программа «Обучение иностранному языку с применением проектно-исследовательского метода»
Программа построена на основе формирования у обучающихся востребованных компетенций: проектных и исследовательских. Программа является результатом проце...