Программа «Обучение иностранному языку с применением проектно-исследовательского метода»
учебно-методический материал по немецкому языку (8 класс)

Попридухина Наталья Николаевна

Программа построена на основе формирования у обучающихся востребованных компетенций: проектных и исследовательских.

         Программа является результатом процесса обобщения мною своего опыта применения проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_nemetskomu_yazyu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа «Обучение иностранному языку с применением проектно-исследовательского метода»

        Программа построена на основе формирования у обучающихся востребованных компетенций: проектных и исследовательских.

        Программа является результатом процесса обобщения мною своего опыта применения проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка.

        Я предлагаю свой вариант решения задачи развития проектно- исследовательских компетенций на уроках иностранного языка. Заметив положительные результаты применения данной деятельности для развития проектно-исследовательских компетенций, я уделила внимание изучению теоретических вопросов и культурно-исторического аспекта компетентностного подхода в обучении, в частности, познакомилась с мнением А.В. Хуторского, О. Е. Лебедева, а также с передовым опытом работы педагогов по развитию проектно-исследовательских компетенций; приняла участие в работе обучающего семинара  (Институт Инноваций в образовании ТГУ). Особенность данной программы состоит в том, что использование проектно-исследовательской технологии осуществляется посредством создания обучающимися на уроке иностранного языка мини-проектов с использованием сети Интернет.

Цель: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке иностранного языка  для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся.

Задачи:

1. Формировать исследовательские компетенции, а именно:

  • умение определить проблему, цель
  • умение выдвинуть гипотезу
  • умение осуществить подбор методов исследования
  • умение осуществить сбор необходимой информации на иностранном языке, используя различные ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет
  • умение осуществить анализ, синтез, обобщение материала
  • умение обосновать собственные выводы, провести рефлексию

2.Формировать проектные компетенции:

  • умение выработать идею, концепцию проекта
  • умение обосновать актуальность выбранной темы
  • умение определить цели и задачи проекта
  • умение предвидеть результат
  • умение найти доступные ресурсы для выполнения проекта
  • умение составить план деятельности по созданию проекта
  • умение организовать деятельность по созданию проекта
  • умение распределять роли в группе и эффективно выполнять свою роль
  • умение презентовать результаты, продукт проекта на иностранном языке
  • умение провести рефлексию сильных и слабых сторон деятельности
  • умение наметить пути устранения недостатков

Ожидаемый инновационный образовательный результат:

В своей дальнейшей деятельности, в том числе при участии в учебном процессе в ВУЗе, обучающиеся будут смотреть на процесс обучения глазами человека компетентностно- ориентированного. Обучающие будут уметь:

  • формировать проектный замысел
  • разрабатывать цели и задачи проекта
  • планировать деятельность по разворачиванию проектного замысла
  • работать в группе
  • презентовать на иностранном языке продукт проекта
  • применять способы самоанализа и рефлексии
  • ориентироваться в иноязычной информационной среде
  • применять полученные навыки в различных ситуациях, в том числе ситуациях неопределённости

Ожидаемые предметные результаты:

  1. Повышение уровня владения устной речью на иностранном языке
  2. Развитие умения выборочного поискового чтения текста на иностранном языке

Методические ресурсы для проведения проектно-исследовательской деятельности обучающихся

        Наличие в школе медиакласса, оборудованного современными медиасредствами, компьютерами, подключёнными к сети Интернет(ADSL)  и предназначенного для проведения уроков по всем предметам, позволяет обучающимся быстро и самостоятельно найти необходимую информацию на иностранном языке, обработать её и использовать для создания мини-проекта.

Возможность выхода в информационное пространство сети Интернет позволяет обучающимся получить информацию на страницах, созданных в Германии, Австрии и других странах по темам, соответствующим возникшим у них в процессе обучения образовательных интересов.

Организация учебного процесса

Работа над формированием проектно-исследовательских компетенций в процессе создания мини-проекта проводится в рамках традиционных занятий, в канве обычного урока. Это предупреждает перегрузку обучающихся во внеурочное время. Работа над каждым мини-проектом занимает 2-3 занятия. Работу над мини-проектами целесообразно начинать в 8 классе, так как для такого вида деятельности необходимо иметь достаточный запас ЗУН, позволяющий ориентироваться в иноязычных страницах сети Интернет. Работа над развитием компетенций происходит поэтапно.

Начальный этап

На начальном этапе я  включаю лишь элементы исследовательской деятельности (развитие умений определить проблему, поставить цель, выдвинуть гипотезу), создавая мотивацию к ним. Например, я показываю фотографию памятника Гёте и Шиллеру и предлагаю обучающимся сделать предположения, почему скульптор расположил фигуры этих двух великих немецких поэтов на одном постаменте. Обучающиеся выдвигают свои гипотезы:

  • Гёте и Шиллер родились и жили в одном городе
  • они писали в соавторстве свои произведения
  • они были друзьями и т.д.

Далее я организую выработку умения проверить гипотезу: предлагаю обучающимся проверить свои предположения, а так как урок проходит в медиаклассе, то обучающиеся выбирают метод исследования – получение информации из сети Интернет.

         Организуется пробное действие:

Обучающиеся, выявив проблему и поставив цель проведения исследования, методом проб и ошибок пытаются найти необходимую информацию на иностранном языке в сети Интернет для подтверждения своих гипотез. Во время проведения пробного действия многие обучающиеся пытаются воспользоваться переводчиком on-line, но убеждаются, что при этом в тексте появляется много ошибок, и приходят к выводу, что лучше самому научиться ориентироваться в иноязычных страницах.

Позднее я вооружаю обучающихся алгоритмом выполнения данной задачи, побуждая обучающихся использовать наиболее эффективные поисковые системы (например, Google.de, Google.com), а в случае необходимости – переводчик on-line для перевода отдельных слов.

На начальном этапе, когда у обучающихся ещё слабо развиты навыки рефлексии (особенно если рефлексия проводится на иностранном языке), сразу после выполнения элементов исследования я провожу рефлексию этой маленькой задачи. На начальном этапе весь проектный цикл не запускается, а отрабатываются отдельные исследовательские умения, применение которых понадобится обучающимся в процессе создания мини-проекта.

Этап дальнейшего формирования компетенций (продвинутый этап)

Далее я организую работу  над мини-проектами, продуктом которых является монолог на иностранном языке + компьютерная презентация, созданная в среде PowerPoint,  либо интерактивная презентация, созданная в программе Notebook(средства SmartBoard). Обучающие делятся на группы; каждая группа  возглавляется координатором, который распределяет роли в группе. Группа разрабатывает концепцию проекта, выдвигает идею, ставит проблему. Если в рамках проекта проводится исследование, группа выдвигает гипотезы, определяет цели и задачи, выбирает алгоритм решения. Найденная в сети Интернет информация сохраняется для использования на последующих уроках.

         На этапах создания продукта материал анализируется, обобщается, располагается в логической последовательности. В процессе создания презентации обучающиеся выбирают языковые средства, обращаясь к словарям, а в случае необходимости – к on-line переводчику. На заключительном занятии цикла обучающийся презентует свой продукт: монолог на иностранном языке + компьютерная презентация.

        В процессе развития главных для данной программы компетенций происходит развитие элементов и других важных компетенций, в первую очередь коммуникативной (умение общаться с членами своей группы ,обсуждать план действий, выражать своё мнение и учитывать мнения других, выполнять роль лидера в группе и т.д.), информационной (умение ориентироваться в различных информационных полях). Выстраиваются другие компетентностные ряды, являющиеся в свою очередь ресурсом для формирования проектных компетенций.

Этап совершенствования умений

        Проведя пробные действия, освоив норму, обучающиеся самостоятельно применяют полученные навыки в новых ситуациях, удовлетворяя свой образовательный интерес по разным аспектам, а также решая другие задачи, связанные с применением иностранного языка.

Тематическое содержание

Специфика предмета иностранный язык состоит в том, что он знакомит обучающихся с культурой стран изучаемого языка и ментальностью народа, с общечеловеческими ценностями, даёт социо-культурный портрет стран. Поэтому темы, выбранные для создания проектов, соответствуют культурологическому аспекту в обучении, а также программе обучения иностранному языку в 8-9 классе.

Темы:

8 класс (немецкий язык)

Школьная система Германии

Города Германии

Федеральные земли Германии

Политическое устройство Германии

Столица Германии Берлин

9 класс (немецкий язык)

Немецкие поэты и писатели

Немецкие композиторы

Немецкие ученые

Музеи Германии

Театры Германии

Картинные галереи Германии

Проблема немецкой молодежи

Работа над созданием мини-проектов я организую по модульному методу.

Например, модуль «Страноведение» состоит из блоков: Германия, Австрия, Швейцария и т.д.. Модуль «Германия» состоит из блоков: города, федеральные земли, реки и т.д.. Модуль «Города» состоит из блоков: Мюнхен, Дрезден, Бонн и т.д.. Модуль «Мюнхен» состоит из блоков: Баварские моторные заводы (BMW), производство баварского пива и т.д.. Обучающиеся выбирают блок, который соответствует появившемуся у них в процессе изучения всей темы образовательному интересу. Это может быть, например, история создания автомобилей BMW. Появившийся образовательный интерес может стать основой для организации проектно-исследовательской деятельности на уроке. Если же я  стремлюсь к тому, чтобы обучающие выбрали именно тот блок, который соответствует в данный момент потребностям процесса обучения, то я применяю различные методы и приёмы для вызова мотивации именно к изучению данного блока.

Разработанные мною методы диагностики результатов

Диагностика результатов развития проектно-исследовательских компетенций в процессе групповой работы над созданием мини-проектов состоит из четырех составляющих:

  • анализ результатов анкетирования обучающихся
  • анализ результатов работы экспертных групп, состоящих из обучающихся
  • анализ результатов наблюдений учителя за уровнем развития компетенций
  • учет мнения независимого эксперта (руководителя школьного МО учителей иностранного языка).

Анкетирование

Анкетирование детей я провожу в конце каждого полугодия.

Примерные вопросы анкеты:

  1. В создании каких мини-проектов ты участвовал?
  2. Какие роли ты выполнял при подготовке каждого из мини-проектов?
  3. Чему ты научился в процессе работы над проектами?
  4. Как эти умения помогут тебе в будущем?
  5. Где ты можешь использовать полученные умения?

Работа экспертных групп

Для осуществления диагностики результатов развития проектно-исследовательских компетенций я делегирую часть своих полномочий обучающимся, предлагая им выполнить роль экспертов, которые проводят оценку согласно выработанным совместно с обучающимися критериям.

Критерии, содержащиеся в экспертной карте

1. Выработка идеи, концепции, составление плана

10 баллов получают обучающиеся, которые могут самостоятельно определить проблему, поставить цель, выдвинуть гипотезу, обосновать собственные варианты решения.

2. Создание  продукта

10 баллов получают обучающиеся, если они соблюдают  принципы оптимальной целесообразности, соответствия количества и качества подобранного материала целям и задачам проекта, если обучающиеся распределяют материал в логической последовательности, грамотно систематизируют его, приводят анализ полученных результатов, эстетично оформляют презентацию.

3. Представление продукта

10 баллов получают обучающиеся, если презентация продукта проведена в интересной форме, обучающиеся владеют языковым материалом (не читают, а свободно излагают материал на иностранном языке).

4. Рефлексия

10 баллов получают обучающиеся, которые эффективно проводят самоанализ всех сторон своей деятельности по выполнению мини-проекта, оценивают результаты, делают выводы о соответствии полученного продукта запланированному, выявляют причины неудач, предлагают способы преодоления трудностей

Перевод баллов в традиционную 5-бальную систему

( для выставления оценок в журнал)

Обучающиеся, набравшие 30-40 баллов, получают оценку «5»

Обучающиеся, набравшие 20-30 баллов, получают оценку «4»

Обучающиеся, набравшие менее 20 баллов, получают оценку «3»

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Мои наблюдения  за уровнем развития компетенций

Я оцениваю:

  • степень самостоятельности обучающихся
  • степень вовлечения в групповую работу
  • четкость выполнения своей роли в группе
  • количество новой информации, добытой обучающимися
  • уровень владения методами получения иноязычной информации из сети Интернет
  • оригинальность продукта
  • уровень проведения презентации проекта
  • уровень владения рефлексией

Привлечение независимых экспертов к  оценке уровня развития компетенций

Один раз в полугодие для диагностики результатов проектно-исследовательской деятельности приглашаются независимые эксперты (учителя иностранного языка, руководитель МО), которые руководствуются установленными ими критериями.

Для выявления динамики развития компетенций я анализирую все анкеты, экспертные карты, результаты, полученные независимыми экспертами, сравниваю степень развития в разных полугодиях следующих умений:

  • умение ставить цель, определять проблему
  • умение работать в группах, выполняя различные роли
  • умение ориентироваться в  различных информационных полях
  • умение анализировать   полученные результаты, умение презентовать продукт проекта
  • умение проводить рефлексию
  • умение переносить полученные навыки в другое пространство
  • Таким образом, учитель выявляет динамику результатов развития проектно-исследовательских компетенций за учебный год

Проверить уровень сформированности компетенций поможет также участие обучающихся в образовательном событии: конкурсе проектно-исследовательских работ, научно-практической конференции, на которых обучающиеся могут представить свои лучшие проекты, в том числе выполненные во внеурочное время. Об уровне развития компетенции может свидетельствовать и тот факт, что работы моих обучающихся, выполненные во внеурочное время, получили высокую оценку на фестивалях и конкурсах разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение коммуникативного метода обучения иностранному языку

  Урок.Тема: “When you have time to spare…” «Когда у тебя есть свободное время…»...

Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знани...

Программа обучения иностранному языку 9 класс

Программа обучения иностранному языку 9 класс...

Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении иностранному языку.

В современной методике преподавания иностранного языка широко используется проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из средств реализации требований ФГОС по иностранному языку....

Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности

В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...

«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект - эволюция образования».

Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? А есть ли у Вас знакомые, которые ни разу в жизни не пользовались компьютером? Думаю, ответ на все э...

Особенности применения игрового метода для активизации лексики на начальных этапах обучения иностранному языку (статья)

В статье рассматривается игровой метод как эффективное средство обучению лексики на уроках ИЯ на начальном этапе...