В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
учебно-методический материал на тему
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ПОЭТОМУ - АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_l1w2d3_metody_kriticheskogo_myshleniya.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление
Критическое мышление подразумевает развитие ключевых навыков опроса, аргументирования и способности продемонстрировать следующее:
- готовность обосновывать и извлечь смысл из своего жизненного опыта;
- желание быть беспристрастным, задавать вопросы, давать задания и критически оценивать идеи других;
- открытость для критического оценивания своих взглядов другими и допустимость быть неправым;
- желание исследовать идеи и искать «правду».
Ученикам необходимо демонстрировать, как развивать обоснованное, беспристрастное критическое мышление. Им необходимо практиковать навыки опроса, обоснования, прогнозирования и моделирования. Обучение мыслить критически означает обучение обоснованной оценке о том:
- как, когда и какие вопросы необходимо задавать;
- как, когда и какие методы аргументирования использовать.
В рамках работы Бенджамина Блума и др., критическое мышление является самым высоким из шести навыков мышления в его классификации, которое определено в качестве оценивания.
- Метод «Шесть шляп»
Метод «Шесть шляп» разработан Эдвардом де Боно и представляет собой процесс, позволяющий сфокусировать мышление в одном направлении, из множества различных перспектив, например:
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.
Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Цвет этой шляпы соответствует изучению позитивных сторон идеи и переключает внимание на поиск ее достоинств и пользы.
Черная шляпа - это «адвокат дьявола», утверждающий негативные стороны идеи.
Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию в отношении идеи.
Зеленая шляпа фокусируется на креативности: возможностях, альтернативах и новых идеях.
Синяя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует, что все требования Шести шляп соблюдаются.
- Метод «Ключи мудреца» (Thinker's Keys)
Впервые разработанный Тони Райаном метод «Ключи мудреца» представляет собой набор из 20 различных действий (ключей), разработанных для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операций.
Ряд вопросов-подсказок или начала для заданий представлены в виде ключей, способных «открыть» навыки аналитического, критического и креативного мышления учащихся.
- Ключ «Наоборот»: задание, предполагающее использование в предложениях таких слов как: «не могу», «никогда» и «не буду». Например: составьте список вещей, которые вы никогда не увидите в Лондоне.
- Ключ «Что если»: постановка вопроса «Что если» и фиксирование мыслей в графическом органайзере.
- Ключ «Алфавит»: составление списка слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.
- Ключ «Новый дизайн» (от англ. аббревиатуры BAR (B - bigger) больше (A - add), добавить (R – remove, replace) убрать) используется для придания нового дизайна повседневным вещам.
- Ключ «Конструктор»: задание на решение проблемы, которая требует креативного использования ограниченного количества имеющихся ресурсов.
- Ключ «Недостатки»: список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.
- Ключ «А как еще?»: использование воображения для написания списка различных используемых ежедневных объектов.
- Ключ «Сопоставление»: перечисление свойств двух несочетаемых объектов с последующим их объединением для создания нового, усовершенствованного продукта.
- Ключ «Нелепость»: нелепые утверждения, которые абстрактно невозможно было бы выполнить, с дальнейшим доказательством невозможности выполнения.
- Метод «Привычки ума» (Habits of Mind)
Арт Коста, разработавший метод «Привычки ума» утверждал, что «Привычки ума» это характеристики того, что разумные люди делают в случае, если они сталкиваются с проблемами, решения которых появляются не сразу.
Они состоят из многих навыков, отношений и склонностей в том числе:
- Ценность: выбор модели оптимально подходящего интеллектуального поведения.
- Склонность: ощущение тенденции к использованию определенной модели интеллектуального поведения.
- Чувствительность: возможности для целесообразного использования модели интеллектуального поведения.
- Способность: обладание базовыми навыками и возможностями использовать различные модели интеллектуального поведения.
- Преданность: постоянное стремление осмыслить и улучшить навыки использования модели интеллектуального поведения.
Существует 16 привычек ума:
Привычка…
- проявлять упорство;
- бороться с импульсивностью;
- слушать других с пониманием и сочувствием;
- проявлять мыслительную гибкость;
- размышлять о собственном процессе мышления (метакогнитивность);
- достигать точности и достоверности;
- задавать вопросы и формулировать проблемы;
- применять имеющиеся знания в новой ситуации;
- думать и выражать свои мысли четко и точно;
- собирать информацию задействую все органы чувств;
- созидать, воображать и вносить инновации;
- открыто реагировать;
- принимать на себя ответственность за возможные риски;
- относиться с юмором;
- мыслить контекстно;
- постоянно учиться.
- Метод «Регистрация вопросов, требующих ответов» (Ignorance Logging)
Авторство метода «Регистрации вопросов, требующих ответов» относится Др. Марилис Витт, профессору хирургии в Университете штата Аризоны. Автор стремилась к тому, чтобы студенты знали, что неизвестное о болезнях превышает то, что уже известно. Поэтому, ее студенты формулировали вопросы относительно информации, неизвестной им.
Методика была модифицирована и преобразована в полезный мыслительный инструментарий. Один из способов ее применения показан ниже, в Таблице ЗХНИД. Это должно быть динамичным упражнением, т.е. необходимо постоянно корректировать уже имеющуюся информацию, дополнять ее новыми вопросами, требующими ответов.
Таблица ЗХНИД
З Что я уже знаю об этом? | Х Что я хочу узнать? | Н Где я могу найти больше информации? | И Что я должен изучить? | Д Что нужно делать дальше? |
5. Метод «Карты мышления» (Thinking Maps)
Комплекс из восьми наглядных инструментов для развития универсального мышления.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ
- ОПИСАНИЕ
- СРАВНЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
- КЛАССИФИКАЦИЯ
- ЧАСТЬ/ЦЕЛОЕ
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
- ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
- УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВ
Метод «Карты мышления» разработан Др. Дэвидом Айрль. Карты мышления обеспечивают визуальную репрезентацию направлений мышления и используются для обучения учащихся мыслительным навыкам, которые могут быть применены во всех учебных программах и со всем возрастными группами.
Карты мышления были апробированы и оказались эффективными в обучении молодых людей тому, как развивать и использовать различные мыслительные процессы. Они расширяют диапазон мышления и помогают в достижении успешности обучения учащихся. Кроме того, они оказывают значительное влияние на многие аспекты преподавания и обучения, в том числе на качество навыков письменной коммуникации.
6. Таксономия Блума (Blooms Taxonomy)
Блум определил шесть уровней когнитивной области, от простого воспроизведения или распознавания фактов, к более сложному и абстрактному психическому уровню и далее - к высшему уровню - оцениванию.
- Метод ИМКВ (DATT - Direct Attention Thinking Tools)
Метод ИМКВ – «Инструменты мышления для концентрации внимания» разработан Эдвардом де Боно.
- П&П (C&S - Consequences and Sequels) Последствия и продолжения: данный инструмент позволяет заглянуть вперед для того, чтобы увидеть последствия некоторых действий, решений или правил.
- ПМИ (PMI - Plus, Minus, Interesting) Плюс-Минус-Интересно: позволяет убедиться, что все стороны вопроса или обстоятельств были рассмотрены до принятия решения.
- ППР (RAD - Recognise, Analyse and Divide) Признать-Проанализировать-Разделить: используется для того, чтобы разделить большую концепцию на меньшие, более управляемые составляющие.
- УВФ (CAF - Consider All Factors) Учитывайте все факторы: используется для исследования всех факторов, связанных с действием, решением или планированием.
- ЦЗО (AGO - Aims, Goals, Objectives) Цели, задачи, ожидаемые результаты: -
для концентрации прямо и сознательно на намерениях, которые двигают действиями. - АВВ (Alternatives, Possibilities, Choices) Альтернативы-Возможности-Выбор:
применяется для обдуманного поиска альтернатив. - МДЛ (OPV - Other People's Views) Мнения других людей: инструмент предполагает рассмотрение точки зрения других людей.
- ОКЦ (KVI - Key Values Involved) Обращение к ключевым ценностям: инструмент для того, чтобы убедиться, что наше мышление основывается на принципиально важных для нас ценностях.
- ПВП (FIP - First Important Priorities) Первые важные приоритеты: инструмент помогает выбрать
самые важные идеи, факторы, ожидаемые результаты. - ПРВПД (DDOCA - Design, Decisions, Outcomes, Channels, Action) Проект-Решение-Вывод-Путь-Действие: для того, чтобы уделить непосредственное внимание выводам, сформулированным в процессе мышления и последующим за выводами действиям.
- Метод «Сэндвич для размышлений» (The Thinking Sandwich) представляет собой способ управления мыслительными процессами.
Остановитесь и подумайте, прежде чем начинать!
Шаг 1
Подготовьтесь.
Уделите время для того, чтобы:
- остановиться и освободить от ненужного свой разум;
- вспомнить, что вы делали в последний раз;
- представить, что вы будете делать в этот раз.
Сейчас приступайте к заданию
Шаг 2
Найдите связь с:
- другими вещами/предметами, о которых вы уже знаете;
- другими действиями, которые вы делаете
- другими предметами/действиями, которые вы изучаете.
Шаг 3
Спросите себя:
- Что получилось хорошо?
- Чего добились с трудом?
- Что может быть усовершенствовано?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка...
Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка...
Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм
Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...
Разработка по литературе для развития речи и критического мышления. "Вопросник" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Вопросы для завершающего этапа анализа комедии "Ревизор" (углублённого). Вопросы содержат комментарий учителя, что позволяет учащимся работать с текстом....
Развитие креативности и критического мышления при работе с различными УМК
Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять г...
Мастер-класс "Эффективные приемы развития памяти и критического мышления на уроках иностранного языка"
Опыт использования приемов и методов развития памяти и мышления на уроках английского языка путем прямого показа последовательности действий, приемов, форм, используя методику конструирования понятий ...