В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
учебно-методический материал на тему

Федотова Елена Леонидовна

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ  УЧАЩИХСЯ  В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ПОЭТОМУ - АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_l1w2d3_metody_kriticheskogo_myshleniya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Критическое мышление

Критическое мышление подразумевает развитие ключевых навыков опроса, аргументирования и способности продемонстрировать следующее:

  • готовность обосновывать и извлечь смысл из своего жизненного опыта;
  • желание быть беспристрастным, задавать вопросы, давать задания и критически оценивать идеи других;
  • открытость для критического оценивания своих взглядов другими и допустимость  быть неправым;
  • желание исследовать идеи и искать «правду».

Ученикам необходимо демонстрировать, как развивать обоснованное, беспристрастное критическое мышление. Им необходимо практиковать навыки опроса, обоснования, прогнозирования и моделирования. Обучение мыслить критически означает обучение обоснованной оценке о том:

  • как, когда и какие вопросы необходимо задавать;
  • как, когда и какие методы аргументирования использовать.

В рамках работы Бенджамина Блума и др., критическое мышление является самым высоким из шести навыков мышления в его классификации, которое определено в качестве оценивания.

  1. Метод «Шесть шляп»

Метод «Шесть шляп» разработан Эдвардом де Боно и представляет собой процесс, позволяющий сфокусировать мышление в одном направлении, из множества различных перспектив, например:

 
 Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.

 Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Цвет этой шляпы соответствует изучению позитивных сторон идеи и переключает внимание на поиск ее достоинств и пользы. 

Черная шляпа - это «адвокат дьявола», утверждающий негативные стороны идеи.

Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию в отношении идеи.

Зеленая шляпа фокусируется на креативности: возможностях, альтернативах и новых идеях.

Синяя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует, что  все требования Шести шляп соблюдаются.

  1. Метод «Ключи мудреца» (Thinker's Keys)

Впервые разработанный Тони Райаном метод «Ключи мудреца» представляет собой набор из 20 различных действий (ключей), разработанных для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операций.

Ряд вопросов-подсказок или начала для заданий представлены в виде ключей, способных «открыть» навыки аналитического, критического и креативного мышления учащихся.

  • Ключ «Наоборот»: задание,  предполагающее использование в предложениях таких слов как: «не могу», «никогда» и «не буду». Например: составьте список вещей, которые вы никогда не увидите в Лондоне.
  • Ключ «Что если»: постановка вопроса «Что если» и фиксирование мыслей в графическом органайзере.
  • Ключ «Алфавит»: составление списка слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.
  • Ключ «Новый дизайн» (от англ. аббревиатуры BAR (B - bigger) больше (A - add),  добавить (R – remove, replace) убрать)  используется для придания нового дизайна повседневным вещам.
  • Ключ «Конструктор»: задание на решение проблемы, которая требует креативного использования ограниченного количества имеющихся ресурсов.
  • Ключ «Недостатки»: список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.
  • Ключ «А как еще?»: использование воображения для написания списка различных используемых ежедневных объектов.
  • Ключ «Сопоставление»: перечисление свойств двух несочетаемых объектов с последующим их объединением для создания нового, усовершенствованного продукта.
  • Ключ «Нелепость»: нелепые утверждения, которые абстрактно невозможно было бы выполнить, с дальнейшим доказательством невозможности выполнения.

  1. Метод «Привычки ума» (Habits of Mind)

Арт Коста, разработавший метод «Привычки ума» утверждал, что «Привычки ума» это характеристики того, что разумные люди делают в случае, если они сталкиваются с проблемами, решения которых появляются не сразу.

Они состоят из многих навыков, отношений и склонностей в том числе:

  • Ценность: выбор модели оптимально подходящего интеллектуального поведения.
  • Склонность: ощущение тенденции к использованию определенной модели интеллектуального  поведения.
  • Чувствительность: возможности для целесообразного  использования модели интеллектуального поведения.
  •  Способность: обладание базовыми навыками и возможностями использовать различные модели интеллектуального поведения.
  • Преданность: постоянное стремление осмыслить и улучшить навыки использования  модели интеллектуального поведения.

Существует 16 привычек ума:

Привычка…

  1.  проявлять упорство;
  2. бороться с импульсивностью;
  3. слушать других с пониманием и сочувствием;
  4. проявлять мыслительную гибкость;
  5. размышлять о собственном процессе мышления  (метакогнитивность);
  6. достигать точности и достоверности;
  7. задавать вопросы и формулировать проблемы;
  8. применять имеющиеся знания в новой ситуации;
  9. думать и выражать свои мысли четко и точно;
  10. собирать информацию задействую все органы чувств;
  11. созидать, воображать и вносить инновации;
  12. открыто реагировать;
  13. принимать на себя ответственность за возможные риски;
  14. относиться с юмором;
  15. мыслить контекстно;
  16. постоянно учиться.

  1. Метод «Регистрация вопросов, требующих ответов» (Ignorance Logging)

Авторство метода «Регистрации вопросов, требующих ответов» относится Др. Марилис Витт, профессору хирургии в Университете штата Аризоны. Автор стремилась к тому, чтобы студенты знали, что неизвестное о болезнях превышает то, что уже известно. Поэтому, ее студенты формулировали вопросы относительно информации, неизвестной им.

Методика была модифицирована и  преобразована в полезный мыслительный инструментарий. Один из способов ее применения показан ниже, в Таблице ЗХНИД. Это должно быть динамичным упражнением, т.е. необходимо постоянно корректировать уже имеющуюся информацию,  дополнять ее новыми вопросами, требующими ответов.

Таблица ЗХНИД

З

Что я уже знаю об этом?

Х

Что я хочу узнать?

Н

Где я могу найти больше информации?

И

Что я должен изучить?

Д

Что нужно делать дальше?

5. Метод «Карты мышления» (Thinking Maps) 

Комплекс из восьми наглядных инструментов для развития универсального мышления.

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ
  • ОПИСАНИЕ
  • СРАВНЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • ЧАСТЬ/ЦЕЛОЕ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
  • УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВ

Метод «Карты мышления» разработан Др. Дэвидом Айрль. Карты мышления обеспечивают визуальную репрезентацию направлений мышления и используются для обучения учащихся мыслительным навыкам, которые могут быть применены во всех  учебных программах и со всем возрастными группами.

Карты мышления были апробированы и оказались эффективными в обучении молодых людей тому, как развивать и использовать различные мыслительные процессы. Они расширяют диапазон мышления и помогают в достижении успешности обучения учащихся. Кроме того, они оказывают значительное влияние на многие аспекты преподавания и обучения, в том числе на качество навыков письменной коммуникации.

6. Таксономия Блума (Blooms Taxonomy) 

Блум определил шесть уровней когнитивной области, от простого воспроизведения или распознавания фактов, к более сложному и абстрактному психическому уровню и далее - к высшему уровню - оцениванию.

  1.  Метод ИМКВ (DATT - Direct Attention Thinking Tools)

Метод ИМКВ – «Инструменты мышления для концентрации внимания» разработан Эдвардом де Боно.

  • П&П (C&S - Consequences and Sequels) Последствия и продолжения: данный инструмент позволяет заглянуть вперед для того, чтобы увидеть последствия некоторых действий, решений или правил.
  • ПМИ (PMI - Plus, Minus, Interesting) Плюс-Минус-Интересно: позволяет убедиться, что все стороны вопроса или обстоятельств были рассмотрены до принятия решения.
  • ППР (RAD - Recognise, Analyse and Divide) Признать-Проанализировать-Разделить: используется для того, чтобы разделить большую концепцию на меньшие, более управляемые составляющие.
  • УВФ (CAF - Consider All Factors) Учитывайте все факторы: используется для исследования всех факторов, связанных с действием, решением или планированием.
  • ЦЗО (AGO - Aims, Goals, Objectives) Цели, задачи, ожидаемые результаты: -
    для концентрации прямо и сознательно на намерениях, которые двигают действиями.
  • АВВ (Alternatives, Possibilities, Choices) Альтернативы-Возможности-Выбор:
    применяется для обдуманного поиска альтернатив.
  • МДЛ (OPV - Other People's Views) Мнения других людей: инструмент предполагает рассмотрение точки зрения других людей.
  • ОКЦ (KVI - Key Values Involved) Обращение к ключевым ценностям: инструмент для того, чтобы убедиться, что наше мышление основывается на принципиально важных для нас ценностях.
  • ПВП (FIP - First Important Priorities) Первые важные приоритеты: инструмент помогает выбрать
    самые важные идеи, факторы, ожидаемые результаты.
  • ПРВПД (DDOCA - Design, Decisions, Outcomes, Channels, Action) Проект-Решение-Вывод-Путь-Действие: для того, чтобы уделить непосредственное внимание выводам, сформулированным в процессе мышления и последующим за выводами действиям.  
  1. Метод «Сэндвич для размышлений» (The Thinking Sandwich) представляет собой способ управления мыслительными процессами.

Остановитесь и подумайте, прежде чем начинать!

Шаг 1

Подготовьтесь.

Уделите время для того, чтобы:

  • остановиться и освободить от  ненужного свой разум;
  • вспомнить, что вы делали в последний раз;
  • представить, что вы будете делать в этот раз.

Сейчас приступайте к заданию

Шаг 2

Найдите связь с:

  • другими вещами/предметами, о которых вы уже знаете;
  • другими действиями, которые вы делаете
  • другими предметами/действиями, которые вы изучаете.

Шаг 3

Спросите себя:

  • Что получилось хорошо?
  • Чего добились с трудом?
  • Что может быть усовершенствовано?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка

Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка

Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм

Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...

Разработка по литературе для развития речи и критического мышления. "Вопросник" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Вопросы для завершающего этапа анализа комедии "Ревизор" (углублённого). Вопросы содержат комментарий учителя, что позволяет учащимся работать с текстом....

Развитие креативности и критического мышления при работе с различными УМК

Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять г...

Мастер-класс "Эффективные приемы развития памяти и критического мышления на уроках иностранного языка"

Опыт использования приемов и методов развития памяти и мышления на уроках английского языка путем прямого показа последовательности действий, приемов, форм, используя методику конструирования понятий ...