Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий
по теме:
«Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письма на уроках литературы. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_k_vb.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий
по теме:
«Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письма на уроках литературы. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»».
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 24.03. по 28.03. 2014 года
Выполнила: Тарасова Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ основной общеобразовательной
школы с.Песочное муниципального района
Безенчукский Самарской области
2014г.
Оглавление
I. Вводная часть
1. Актуальность итоговой работы (ИР) -
Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках литературы.
Цель образования, его структура зависит от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же признаки 21 века?
Во-первых, в начале века будут углубляться и расширяться кризисные явления (экологический кризис, глобальные изменения климата и т.д). Во-вторых, нестабильность и изменчивость мира ведет к тому, что знания быстро устаревают, востребованными остаются только 10-15% знаний, полученных в школе. В-третьих, переход к информационному обществу, возрастание человеческого фактора, развитие рыночной экономики, - все это влияет на образование.
Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры.
Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда выученное забыто. У ученика в голове должны остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУН, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:
- способам смысловой обработки,
- способам нахождения информации,
- умению анализировать полученные знания, интерпретировать,
- систематизировать,
- оценивать.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности.
Таким образом, одно из направлений модернизации - модернизация технологий образования, которые бы способствовали решению основной цели образования.
Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.
2. Цель и задачи ИР
Целью ИР является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.
Основные задачи:
- выбор СОТ для повышения качества обучения литературе;
- развитие ключевых компетенций учащихся;
- повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога;
- формирование ключевых компетенций педагога;
- включение педагога в проектирование, исследование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
- внедрение в учебный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; технологий дифференцированного обучения; информационных технологий; технологий обучения в сотрудничестве; игровых технологий; технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
3. Ожидаемые результаты
- повышение качества знаний учащихся;
- развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
- изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе;
- активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;
II. Основная часть
1. Определение критического мышления
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Хотя термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А.Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «...использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение - направленное мышление.
При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних правил и норм. Однако провести четкую границу между критическим мышлением и творческим сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностям критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Девид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы, выделяет пять пунктов при определении критического мышления.
Во-первых, критическое мышление есть самостоятельное мышление.
Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужими мнениями - это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-либо точку зрения. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникшие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, заключает Джон Бин, - сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».
Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, которой должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает». По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, (ученик) действительно думает».
Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращать в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. Профессор Ралф X. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку здравое суждение а предложенной ему точке зрения или модели поведения». Определение Джонсона подчеркивает роль критического мышления в решении вопросов и проблем.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственные решения проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый довод, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - лежит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает основание всей аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить».
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнутым только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет противоречия в том, что первый пункт определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. Любой критически мыслящий человек работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является письменная работа — как для учителя, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная речь содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
Итак, мы можем сделать вывод, что критически мысли могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому отдельный курс « Критическое мышление» в школе не был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов) Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями:
1 стадия ВЫЗОВ | 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ | 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ |
|
|
|
Стадии и приемы технологии
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
1. Вызов | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составляет списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки «Мозговая атака» |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.
2. Осмыс- ления | Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому». | Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях справки) введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы. Стратегия РАФТ Стратегия ИДЕАЛ Стратегия ФИШБОУН Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки», Денотатный граф Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы |
Непосредственный контакт с информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.
3. Рефлек- сии | Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. | Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; Возврат ключевым словам, верным и неверным утверждениям; Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов; Оформление портфолио; «бортовых журналов» Синквейн Диаманта, эссе, Органайзер Стратегия «Шесть шляп» |
Итак, можно представить функцию трех стадий ТРКМЧП следующим образом:
Стадия | Функция |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержание | Информационная (получение новой информацией по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме). |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса). |
Инновационность представленной модели заключается в том, что выходя за рамки классической технологической стратегии, она представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.
Современный мир – мир компьютерных технологий. Задача школы воспитать адаптированного к этому миру человека, то есть человека, владеющего компьютерными технологиями, способного ориентироваться в огромном потоке информации.
Технология критического мышления подводит учащихся к ИТ, способствует развитию умений, связанных с применением ИТ.
Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Цели урока:
Образовательная:
- знакомство с 1 главой повести;
- совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение;
- формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
Развивающая:
- развитие логического мышления, устной и письменной речи, памяти;
- развитие коммуникативных навыков, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
Воспитательная:
- воспитание нравственных качеств.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Этап урока | Цель этапа | Методические приемы | Формы работы |
Вызов | 1.Развитие интереса к теме. 2.Активизация всех учащихся. 3.Актуализация знаний обучающихся. 4.Целеполагание |
3.Рассказ предположение по эпиграфу к главе повести. 4. Постановка индивидуальных целей | Индивидуальная Парная Фронтальная |
Осмысление содержания | 1.Организация активного восприятия текста.
| 1.Двухчастный дневник 2.Вопросы по тексту. Анализ отрывков с использованием вопросов разного вида: уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих | Индивидуальная
Фронтальная |
Стадия «Рефлексия» | 1.Обобщение изученного материала
| 1. Обобщение темы по кластеру 2. Синквейн 3.Анализ поставленных задач. 4.Домашнее задание. | Фронтальная Индивидуальная |
Технологическая карта урока
Стадии и этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Хроно-мет- раж урока |
Стадия «Вызов»
| Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1 главой повести «Капитанская дочка». - Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»? - Вы можете сказать, какой у вас характер? - Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер. Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже. - Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе. - Как вы думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения. | Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер Выражают свое мнение, обосновывают его. Формирование характера главного героя Высказывают свои варианты: прочитать 1 главу, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения. (об отце главного героя, о службе, о характере героя) | 7 мин. |
Осмысле-ние содержания | - Теперь давайте познакомимся с текстом 1 главы, применяя известный нам прием «Чтение с остановками». - Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. 1-ая остановка. - От чьего имени ведется повествование? - Дело в том, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т.е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку. - Кто такой Андрей Петрович Гринев? - Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?
|
От лица рассказчика Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. | 5 мин. |
| 2 остановка. - Как вы можете охарактеризовать рассказчика? - В каких условиях воспитывался Петруша? -Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? - Что мы узнаем о семействе Гриневых? |
Рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, наделен чувством юмора, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить). Сначала его воспитывает стремянной, Савельич. А потом француз Бопре. Это прямодушный человек, любящий своего воспитанника-барина. Это провинциальные дворяне, которые живут в небольшой усадьбе. Они любят и заботятся друг о друге. | 6 мин. |
3 остановка. -Каковы представления Петра на военную службу? - Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? - Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал петр? -Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Как вы их понимаете?
|
Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем- веселую жизнь в Петербурге. Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию в Петербург, где тот мог бы, благодаря родственным связям, быстро получить чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». | 6 мин. | |
Физкульт минутка | Предлагаю вам посмотреть в окно, а теперь друг на друга. Встаньте и за спиной сомкните руки в замок. Сядьте и проделайте это упражнение сидя. Спасибо. |
| 1 мин. |
| 4 остановка - Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?
-Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина? |
Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно. Высказывают предположения | 6 мин. |
5 остановка -Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события? -Попробуйте передать чувства героя через определения. - Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь? |
Глубокое раскаяние, стыд, неловкость Хоть и наделал глупостей, но показал себя как человек слова, раскаивается в своем поступке, сожалеет о нем. | 6 мин. | |
Рефлексия | Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который составляли в начале. Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования характера литературного героя и каждого из нас? - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. - В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. - Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить? ОЦЕНКИ |
Личный опыт, выводы из личного опыта. Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека. Петр, Савельич, Зурин, отец, Бопре.
| 5 мин. |
Домашнее задание | 1.Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. 2.чит.2-4 главы повести. |
| 1 мин. |
III. Заключение
- Выводы по ИР
Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что ТРМЧП не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.
ТРКМЧП в течение нескольких лет внедряется в систему российского образования. Если в 2003 году было всего несколько публикаций по данной технологии, то в настоящее время появились книги, в которых представлен опыт российских педагогов, занимающихся этой технологией. В первую очередь это Санкт-Петербургские преподаватели: И.О.Загашев, И.В.Муштавинская, С.И.Заир-Бек и др. Кроме того, в газете «Русский язык» С.В.Столбунова предлагает лекции по применению технологии. Все это дает возможность глубже изучить приемы и стратегии технологии.
В своей работе я представила теоретический материал по технологии развития критического мышления, отметила преимущество данной технологии в образовательном процессе, подготовила презентацию технологии, в которой рассказывала о тех стратегиях, которые применяю в своей педагогической деятельности.
Из большого количества стратегий технологии я пока отобрала те, которые, на мой взгляд, способствуют развитию качеств критически мыслящего ученика и которые можно применять на уроках и литературы и русского языка.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
- Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.
- Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
- Граник Г.Г., Шаповал С.А. Литература, 8-11кл,: Задачник-практикум, - М.:НПО «Образование от А до Я», 1999.
- Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
- Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12
- Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
- Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
- Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19
- Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20
- Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21
- Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22
- Загашев И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23
- Загашев И.О. Учебные стратегии развития письменной речи. // Библиотека в школе.- 2004.- №24
- Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
- Либерцева В.В. Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2003. -№11
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование под редакцией Степановой Е,Н., - М.:- Изд-во «Творческий центр», 2003.
- Остренко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Перемена. – 2002.- №3
- Популяризация критического мышления // сост.Дж.Стил и др., пособие2. – М.: Изд-во ИОО, 1997
- Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...
Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции
Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На ...
Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений.
Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений. Тема: «В гостях у ...
«Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий»
Изготовление скворечника....
Метод критического мышления при обучению чтению и письму
Методы обучения осмысленному чтению и письму....
Обмен опытом «Возможности современных образовательных технологий в процессе развития творческого мышления учащихся»
Как сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение?...