Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка
статья по английскому языку (10 класс) на тему
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ITC_eksperiment.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по экспериментальной работе
Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка
В 2010/2011 учебном году (II этап)
учителя английского языка
Соколовой Т.Г.
Стратегической задачей языкового образования на современном этапе является формирование инновационной среды, позволяющей непрерывно развивать языковую личность учащегося, совершенствовать учебно-воспитательный процесс, исходя из новых социально-экономических и социально-культурных условий и требований новых образовательных стандартов. Важнейшими стратегиями развития инновационной среды являются
- Когнитивно-рефлексивные стратегии, направленные на развитие критического мышления и научно-исследовательских умений учащихся
- Коммуникативно-деятельные стратегии, направленные на освоение личностно-ориентированных технологий обучения, в том числе ИКТ
Цель нашего эксперимента непосредственно связана с разработкой и внедрением этих стратегий в процесс обучения иностранным языкам, следовательно, проблема, решаемая в ходе эксперимента, является актуальной и отвечает требованиям времени.
Чтобы обосновать целесообразность нашей экспериментальной деятельности, попробуем ответить на вопрос: Зачем обучать критическому и творческому мышлению? Сегодня развитие рационального критического мышления является одной из общепризнанных в отечественной и зарубежной педагогике образовательных целей. Во-первых, эти навыки необходимы в стремительно меняющемся мире. Современное демократическое общество заинтересовано в гражданах, способных принимать обдуманные, взвешенные решения. Во-вторых, учащиеся не обладают развитыми мыслительными навыками - их можно и нужно развивать. Развитие действенного мышления должно стать таким же важным элементом образования, как два базовых умения формируемых в школе – умения читать и писать. В- третьих, способность критически и творчески мыслить не ограничивается рамками одного предмета, а переносится на другие сферы деятельности человека.
Следует отметить, что обучение иностранному языку обладает большим развивающим потенциалом, интегративностью – возможностью реализации межпредметных связей, способностью выступать как цель и как средство обучения
На первом этапе были сформулированы две основные цели эксперимента:
- Развитие личностных качеств исследователя и творца
(Способность к самообучению, адаптация к нестандартной ситуации, использование сложных моделей мышления, способность к самоконтролю и самокоррекции)
2. Расширение границ образовательного поля (привлечение Интернет-ресурсов, создание образовательной социальной сети)
Для реализации данных целей были разработаны три направления экспериментальной деятельности:
- Развитие КТМ на уроках английского языка
- Изучение теоретической основы КТМ
- Апробация существующих технологий, направленных на развитие КТМ
- Интеграция технологий в учебную программу
- Внедрение информационно-коммуникационных технологий
- Создание каталога учебных сайтов
- Привлечение учащихся к изучению образовательных ресурсов
- Апробация и описание возможности их применения на уроках
- Создание социальной сети для учащихся и работа в ней
- Само-аудит
- Обучение методам самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа
- Создание языкового портфеля для отслеживания результатов экспериментальной деятельности
Итоги первого этапа экспериментальной деятельности были представлены в презентации на отчётном заседании экспериментальной площадки в конце 2009/2010 учебного года. Вот их краткое изложение:
- Подготовка ресурсной базы
- изучение теоретических основ развития критического и творческого мышления
- изучение образовательных интернет- ресурсов и их адаптация к УМК 10 класса Laser B 2+
- подготовка учебно-дидактического материала
- Внедрение и апробация
- Проблемное обучение
- Метод дискуссий
- Ролевая игра
- Проектная деятельность
- Разработаны уроки-презентации
- New reality show project
- (Тема «СМИ», Laser B1+)
- Hotel and holiday destination project
- (Тема «Путешествия», Unit 2 Laser B2)
- Invention that will shake the world
- (Тема «Наука и техника», Unit3, Laser B2)
В ходе решения задач первого этапа эксперимента вскрылись следующие проблемы: обучение КТМ следует начинать с раннего возраста, осуществляя преемственность методов на всех этапах обучения. Недостаточная материально-техническая база является серьёзным препятствием для реализации поставленных задач – необходим доступ к интернету и наличие компьютера.
Задачей II этапа экспериментальной деятельности в 2010/2011 году явилось осмысление и коррекция продуктов ЭД и ИД и обоснование их эффективности.
Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создаёт возможность повышения качества образования, способствует формированию одной из ключевых компетенций – умение работать с информацией, способность к её переосмыслению.
В этом учебном году нам удалось завершить начатую ранее работу по созданию сайта и социальной сети учащихся и учителей “Creative Learners”, а также продолжить изучение и внедрение в учебный процесс образовательных интернет- ресурсов. Возможность общаться в социальной сети значительно расширила границы образовательного пространства учащихся, позволив им не только обмениваться информацией, но и продолжить в блогах обсуждение тем, начатое на уроке, или обменяться впечатлениями о событиях в жизни класса или школы. Учащиеся даже придумали on-line игру по теме «Искусство», что ещё более оживило общение в социальной сети.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий обеспечило высокую степень мотивации учащихся, позволило использовать преимущества интерактивного обучения, возможность немедленной обратной связи, гибкость индивидуального режима работы, предоставило учащимся большую свободу действий и самостоятельность.
Использование мультимедийных средств обучения на уроке, а также привлечение Интернет- ресурсов (English Listening Lesson Library Online, Qwiky, BBC Learning и многие другие) повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, позволяет более рационально организовать учебный процесс, реализовать индивидуальный подход и обеспечить автономию учащихся.
Второй этап экспериментальной деятельности так же выявил ряд проблем и трудностей – в первую очередь – необходимость самообразования и повышения компьютерной грамотности учителя и способности свободно ориентироваться в цифровом пространстве (digital nativity). Эту проблему помогают преодолеть образовательные социальные сети. Участие в on-line семинарах, форумах, обмен опытом с коллегами во всемирной сети, возможно, не альтернатива, но весомое дополнение к курсам повышения квалификации. Приведу лишь некоторые интернет- сообщества, где можно получить бесценный опыт и мудрый совет: EFL Classroom2.0, ELT Russia.
Основной задачей III этапа экспериментальной деятельности будет разработка методов и критериев для самоаудита и оценивания результатов. Также предстоит продолжить работу по созданию языкового портфеля и обучению методам самоконтроля, взаимоконтроля и организации мыслительной деятельности. Возможно, это будет представлено в цифровом формате. С этой целью мы планируем освоить ещё один ресурс – Thoughtboxes –on-line органайзер - инструмент позволяющий планировать события, обмениваться идеями, организовывать и отслеживать собственный мыслительный процесс.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого и критического мышления и расширение границ образовательного поля путём внедрения ИКТ на уроках английского языка
Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка...
Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка
Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка
Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как учителя...
Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка
Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....
Внедрение драматизации на уроках английского языка
драматизация на уроках...
Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм
Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...
Внедрение ФГОС на уроках английского языка
Статья посвещена проблемам внедрения Фгос в школе, на уроках английского языка...