педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса
презентация к уроку по теме
-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_ispolzovanie_novykh_tekhnologiy_form_i_metodov_optimizatsii.ppt | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: раскрыть сущность понятия «педагогическая технология» и его практическое применение в учебном процессе. Задачи: Познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы. Представить лучший опыт учителей школы по использованию педагогических технологий. 3. Применение компьютерных технологий при оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (определение ЮНЕСКО) -совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать образовательные цели (В.П. Беспалько)
Типы технологий , где важной стороной является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых - авторитарные технологии , которые отличаются жесткой организацией, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. - дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка - личностно- ориентированные технологии: в центре личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. В рамках этой технологии самостоятельными выделяются гуманно- личностные технологии, которые отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий Догматические Репродуктивные Объяснительно – иллюстративные Программированного обучения Проблемного обучения Развивающего обучения Саморазвивающего обучения Диалогические Коммуникативные Игровые творческие и др
Современные технологии, определяющиеся содержанием тех модернизаций и модификаций , которым в них подвергается существующая традиционная система. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений ( педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология ША Амонашвили, ситстема преподавания литературы как предмета , формирующего человека, Е.Н. Ильина ) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся ( игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучениеЕ.И. Пассова, и др ) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, дифференцированное обучение (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик) , технологии индивидуализации обучения (А.С Границкая и др), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология «диалог культур» В.С. Библера, система «экология и дидактика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др) Комплексные политехнологии (система авторских школ «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова , «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа парк»М.Балабана и др)
Классификация педагогических технологий , основанных на построении учебного процесса , предложенная профессором Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко на деятельностной основе на концептуальной основе ( предполагает вычленение единой основы, сквозных идей курса, межпредметных идей) на крупноблочной основе на опережающей основе на проблемной основе на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе на альтернативной основе ( одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные, в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход ) на ситуативной , прежде всего , на игровой основе на диалоговой основе на взаимной основе (это коллективные способы обучения) на алгоритмической основе (М. Ланда) на программированной основе (В.П.Беспалько) на тестовой основе
Взаимосвязи между педагогическими технологиями, предполагающие построение учебного процесса. Связь между технологиями по горизонтали - противительная по вертикали - соединительная Традиционные технологии -на созерцательной основе ← -на эмпирической основе ← - на последовательной основе ← - на не опережающей основе ← -на объяснительно-репродуктивной основе ← - на знаниевой основе ← - на безальтернативной основе ← - на монологической основе ← - на академической основе ← Современные технологии → -на деятельной основе → -на концептуальной основе → - на крупноблочной основе → - на опережающей основе → -на проблемной основе → -на личностно-мысловой основе → -на альтернативной основе → -на диалоговой основе → -на ситуативной основе
Сравнительная характеристика систем обучения основные системы / показатели Традиционная система обучения Система развивающего обучения Система личностно-ориентированного развивающего обучения Цель Обучающая (передача ЗУН) Интеллектуальная(умственное развитие) Помощь в самопознании, самореализации, самоопределении Содержание Государственные стандарты Спецпрограммы: Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова Стандарт+ личный опыт ребенка Формы работы Фронтальные или групповые Индивидуальные +групповые Индивидуально-дифференцируемые Преобладающий метод обучения Информационный, репродуктивный Проблемно-поисковый Познавательный через самостоятельную деятельность Кредо педагога Я над вами Я вместе с вами Я рядом с вами Стиль взаимодействия монолог диалог диалог Позиция ребенка пассивная Активная при наличии интереса ребенка Активно-инициативная мотивация Внешняя эпизодическая Внутренняя целенаправленная Внутренняя целенаправленная, систематическая
Сравнительная эффективность различных педагогических технологий Педагогическая технология Коэффициент использования времени, % 1 Индивидуальное обучение 90% 2 Практическая деятельность 70% 3 Групповые и коллективные способы обучения 50% 4 Наглядные способы обучения 30% 5 Аудиовизуальные технологии 20% 6 Самостоятельное чтение 10% 7 Лекция - монолог 5% Вывод: Чем выше степень участия учащихся в обучающем процессе, тем выше уровень усвоения им учебного материала
Весь этот «веер»технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете» И.Гете «Скажи мне – и я забуду; Подскажи мне – и я запомню; Дай сделать и я пойму.» Китайская притча
Спектр наиболее применяемых и эффективных педагогических технологий (или их элементов) в нашей школе Компьютерная технология (Волкова М.И) Технология полного усвоения (Корнева С.Е) Программированное обучение (Маслова Л.В) Дифференцированный подход при обучении школьников (Белышева О.В.) Метод проектов ( методическое объединение учителей английского языка) Технология проблемного обучения (Соснихина Н.Н) Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (Рыбакина М.М.) Технология деятельностного подхода при обучении школьников (Клепикова Е.И) Здоровьесберегающая образовательная технология (Наугольнова Т.Н.) Технология бригадно-индивидуального обучения (Шарлыкова М.А) Технология укрупненных дидактических единиц (Лушина Е.М)
Проект решения педсовета Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества учебно - воспитательного процесса продолжить работу по овладению современными педагогическими технологиями. С целью оказания оперативной педагогической консультации учителям, решившим овладеть одной из педтехнологий - необходимо создать копилку передовых педагогических находок при ШМ О - необходимо руководителям ШМО спланировать проведение открытых уроков, с применением новых технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования.
Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счёт формирования способности анализировать, сравнивать, об...
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....
Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
Метод обучения –это способ деятельности учителя и ученика по достижению целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педаго...
Мультимедийный урок как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса
Выступление на педагогическом совете...
Презентация. Информационно- коммуникативные технологии как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Возможности интернет-ресурсов для реализации ИКТ технологий в школе.Выступление на педчтениях....
«Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»
Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....