Мультимедийный урок как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса
методическая разработка по теме

Зиннатова Елена Сергеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийный урок

как форма оптимизации  

 учебно-воспитательного процесса»

Выступление на педагогическом совете

МОУ  «Гимназия №4» г.о. Электросталь

Заместитель директора по УВР:

Зиннатова  Елена  Сергеевна

7 ноября 201З год 


Форма проведения: обучающий семинар

 Цель: поиск и систематизация материалов, обмен опытом по вопросам подготовки и проведения мультимедийного урока.

Начинаем работу осеннего педагогического совета. Планируем провести его за 2 часа с 10 минутным перерывом.

   1 часть педсовета.

Ход педсовета:

         Предлагаю открыть педагогический совет высказыванием английского писателя Джозефа Редьярда  Киплинга:

 «Образование – важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно».

          Мы все стремимся к  повышению качества образования, а для этого  необходимы  новые педагогические технологии, эффективные    формы организации образовательного процесса. Поэтому тема нашего педагогического совета  сформулирована именно так (озвучивается тема, цель )

           Выбранная тема педсовета базируется на  данной методической теме гимназии (на слайде), над которой работает педагогический коллектив в течение последних лет.

      В гимназии создана самая лучшая в городе современная материально-техническая база: 25 из 27 кабинетов оснащены компьютерным оборудованием. Гимназия имеет свою локальную сеть. Установлены и успешно используются  8 интерактивных досок: 5 в начальных классах// и 3 в кабинетах //русского языка//, физики//, географии. 3 кабинета начальных классов   оснащены учебно-лабораторным оборудованием  по ФГОС: 3 комплекта учебно-лабораторного оборудования для 2-ых классов  Interwrite (проектор, интерактивная доска, МФУ, микроскопы, фотоаппарат, ноутбуки, веб-камера,  устройство для голосования).

Имеются хороший компьютерный класс, 2 лингвистических  кабинета, один из них оснащен веб камерами с программой  «SKYPE», позволяющей использовать технологию  айпи – телефонии. В распоряжении учителей 263 электронных учебника по всем предметам, электронная метеостанция, виртуальные лаборатории по химии и физике. Осуществлен  доступ к Интернет-ресурсам.

//Увеличилась численность педагогов, использующих информационные технологии.

        Необходимым  шагом для успешной реализации ключевых задач модернизации системы образования в гимназии  явился установленный в этом учебном году  программно - технологический комплекс  «Электронная учительская».

      В электронном виде представлен почти весь документооборот гимназии: личные дела учителей, аттестация, портфолио педагогов, тарификация, тематическое планирование, мониторинг движения обучающихся, штатное расписание, учебный план и т.д.

       В результате этого процесс обучения школьников стал более мобильным, интересным, отвечающим современным требованиям.  Электронные ресурсы используются педагогами при проведении мультимедийных уроков, внеурочной деятельности, а также в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации.

 

       Назовем мультимедийным такой  урок, на котором используется представление информации с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Само слово образовано от  такого понятия, как  

  Мультимедиа (англ. multimedia, от multi - много и media - средство) - собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия.

В чем его уникальность? Прежде всего, в технологичности развивающего эффекта урока

В чем его отличие? В  традиционном уроке учитель - главный источник знаний. В мультимедийном уроке - учитель не только источник знаний, но и организатор познавательной деятельности учащихся.  

 Как мы видим, на первый план выдвигается целенаправленное информационное взаимодействие учителя и ученика (учитель-ученик). Речь идет о педагогике сотрудничества в рамках личностно-ориентированного обучения и саморазвития.

И такое взаимодействие очень эффективно проявляется на мультимедийном уроке.

Что изменилось? 

  1. Роль учителя-предметника.

Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Идя на урок, он думает не только о том, как изложить новые знания, но и  о том, как построит деятельность детей для самостоятельного приобретения  этих знаний, пробудит в них стремление узнать что-то новое.  Завершая урок, учитель помогает ученику подвести личный итог занятия, оценив его работу, представит возможность самооценки выполненной работы.

  1. Меняется важная составная часть подготовки к уроку. Появляется понятие сценарий урока. Это не просто новомодный термин.

В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

     Сценарий неразрывно связан и с понятием режиссура урока. Это вполне естественно, когда на основе собственного сценария, творческого замысла учитель продумывает все этапы управления учебным процессом.  В таком случае сценарное описание может выглядеть как технологическая карта, которая, безусловно, может помочь учителю лучше управлять педагогическими ситуациями, создавать их, предусматривать возможные варианты их разрешения.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Это может быть, к примеру, демонстрация какого-то видеофрагмента, анимаций, иллюстрирующих какое-то явление, событие, звуковой фрагмент и т. д.

Однако мультимедийный урок (а мы говорим сегодня  именно о таком уроке) может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка.

Содержание урока как мини-технологии подразумевает наличие «полного пакета»:

-   Мультимедийную презентацию;

- с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определённые результаты обучения

-  Подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приёмов;  

-    Сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал;

- Контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить результативность занятия.

Предположим, что у нас урок по изучению нового материала. Выстроим определённый конструктор мультимедийного урока, который состоит из учебных эпизодов. Каждый из которых соответствует каким-либо целям. Например, учебный эпизод №1. Организационный момент. Мотивация учащихся. Цели и задачи занятия.

Учебный  эпизод 2.  Актуализация опорных знаний и умений  

И тд.

 Учебных эпизодов может быть больше или меньше  в зависимости от целей урока.

Учитель продумывает, на  каком   этапе урока (или учебном эпизоде)    применить средства ИКТ.  Самое главное при выборе ИКТ - достичь максимального обучающего  или воспитывающего эффекта, тогда урок станет      осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть будет «соответствовать принципам научности, доступности, наглядности»

Таким образом, разработчик урока должен стремиться превратить каждый из эпизодов или этапов урока  в самостоятельную дидактическую единицу.

На каком бы этапе урока (или на всех ) учитель не применял бы средства мультимедиа, везде ощутимы преимущества мультимедийного урока.  А именно (на них ссылается Г.О.Аствацатуров в книге «Дизайн современного урока»).

1. Повышение интереса учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества - это дети «экранной информации». Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.

2. Усиление обучающего эффекта средствами мультимедиа. Обучение становится  более доступными и качественным.

3. Увеличичение плотности урока ( по  подсчетам психологов, в среднем на 30 %). Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя.

4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Более эффективно происходит обеспечение интерактивности обучения (обратная связь)

6. Мультимедийный урок позволяет применять новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

7.Усиление наглядности.

8. Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги.

9. Учитель может организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика.

     Таким образом, преимущество мультимедийных технологий налицо.

          В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете, формы работы на уроках и внеурочной деятельности могут быть различными. Вспомним некоторые из них:

Формы работы с компьютером на уроках

  • Компьютер + Проектор
  • Компьютер + Принтер
  • Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс)

При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:

  • Готовить к урокам дидактический раздаточный материал
  • Оформлять наглядный материал
  • Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
  • Создавать опорные конспекты к уроку
  • Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это

  • Возможность подачи материала в форме презентаций(особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
  • Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала
  • Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)
  • Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
  • Видеоподдержка урока: просмотр готовых фильмов, создание заочных экскурсий и документальных фильмов по любой теме
  • Аудиоподдержка урока: использование готовых фонохрестоматий, создание аудиозаписей по любой теме Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке для индивидуальной работы  и разнообразить формы урока)
  • Интерактивная доска (возможности ИД)

При варианте «Компьютерный класс»:

  • Все учащиеся могут заниматься  индивидуально на обучающих тренажёрах
  • Учитель может проводить индивидуальное тестирование С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)
  • Заниматься групповой  или индивидуальной исследовательской работой
  • Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя
  • Создавать школьную библиотеку наглядных пособий Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)
  •    Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты  как в компьютерном классе, так и в домашней работе по предмету.
  • мультимедийное творческое домашнее задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
  • - мультимедийные чайнворды, кроссворды и т. п.;
  • - тематическая коллекция интересных фактов, примеров и задач, найденная в Интернете;
  • - сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;
  • - учебные мультимедийные комиксы;
  • - интерактивные плакаты - опорные сигналы;
  • -  мультимедийные проекты.
  •    Абсолютное большинство этих заданий ученик может выполнить на домашнем компьютере в виде буклета, мультимедийной презентации и на следующем уроке продемонстрировать их всему классу. Качественная подготовка данного проекта, как правило, сопровождается эффектом погружения ученика в выбранную им или предложенную учителем проблему. Ученик находит в школьной или личной медиатеке или в Интернете уникальные факты, иллюстрации и т. д. Он готовит по выбранной теме презентацию или анимированное сопровождение события, явления и т. д.

Т.е. формы работы с ИКТ разнообразны и зависят от того, какую цель ставит учитель-предметник и  на каком этапе урока или внеурочной деятельности будет применять.

А теперь самое главное -  здоровьесберегающая составляющая урока.

Экология мультимедийного урока

Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Хотя в нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов, следует задуматься над экологией мультимедийного урока.

Основным нормативным документом, определяющим работу электронных средств  является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2010 г. “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02″

где существуют следующие ограничения по времени:

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

Практические рекомендации.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть  не ниже 300 люкс.

-  Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник. Значит, необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;

- Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности.

-  Важнейший вопрос - сохранение зрения. В данном случае помогают мультимедийные физкультминутки, отличающихся динамичностью и чёткой направленностью на гимнастику для глаз и упражнения, снимающие усталость, поднимающих тонус.

- Использование ионизаторов и увлажнителей воздуха, комнатных растений, выделяющих кислород, - еще одно условие здоровьесбережения.

- не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке.

- На забывайте и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и вам требуется такое же  чередование форм работы. Не всегда появление отдельных учебных заданий на экране требует «вашего участия».

И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, речь идет об информационной перегрузке».  Она также способствует повышению утомляемости детей. 

И помните:  Здоровье превыше всего!!!

Перерыв, во время которого Вам предлагается ответить на вопросы анкеты.

(15 минут перерыв)

2 часть педсовета.

        - Продолжит педсовет Соболева А.В. по теме «Особенности реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам»

А теперь учителя Гимназии поделятся опытом по данной теме:

  1. Игнатикова С.С., руководитель ШМО учителей начальной школы.
  2. Силиванец С.В., руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла.
  3. Епарская Е.В., учитель русского языка и литературы.
  4. Кулагина А.А., учитель английского языка.

(Далее: фрагменты  мастер-классов или обмен опытом по вопросам  разработок собственных мультимедийных уроков, их внедрения и анализа эффективности)

Соболева А.В.: подведем итоги.

Вывод. Сегодня состоялся  обмен опытом по вопросам  разработок собственных мультимедийных уроков, их внедрения и анализа эффективности. И сегодня мы еще раз  убедились, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться. Что количественные показатели (увеличение числа компьютеров, других средств мультимедиа в школе, электронных учебных пособий и т. п.) никак пока не влияют на качество образования. При подготовке к урокам и внеурочной деятельности учителям необходимо задумываться  над дидактической  составляющей урока. Однако надо учитывать, что мультимедийный урок, как уникальная форма педагогического общения, требует максимально серьёзного отношения.

Анкетирование показало, что…

 Формулировка решения педсовета.

  1. Активнее внедрять в практику проведение  мультимедийных уроков, а также традиционных уроков с мультимедийной поддержкой, лучшие разработки учителей размещать на Сайте гимназии в разделе «Методическая работа» Отв. руководители ШМО
  2. Провести открытые мультимедийные уроки и мастер-классы в рамках городского семинара. Отв. Чичиланова Е.В. и руководители ШМО
  3. По возможности совершенствовать материально-техническую базу кабинетов по оснащению каждого кабинета  интерактивной доской, ИК и проекционным оборудованием. Отв.Хлебникова Л.Н.  и заведующие  кабинетами.
  4. Рекомендовать учителям, не прошедшим курсы по применению ИКТ технологий, пройти их. Отв. учителя-предметники.

Анкета для участников педагогического совета:Проанализируйте свою деятельность по применению информационно-коммуникационных технологий по своему предмету и заполните анкету (

Подчеркните то, что соответствует Вашему мнению:

  1. Применяю  информационно-коммуникационные технологии по своему предмету

     на каждом уроке/ часто / редко  / не применяю/

  1. При выборе ИКТ предпочитаю   разработать, подобрать  материал к уроку  самостоятельно/ воспользоваться  готовым материалом
  2. При проведении уроков с применением ИКТ или внеурочной деятельности приходилось сталкиваться с трудностями:
  • Недостаточная материально-техническая оснащенность или полное ее отсутствие в учебном кабинете
  • Недостаточный уровень  профессиональной подготовки по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе
  • Регулярные сбои в работе технических средств обучения
  • Другое   (указать)       
  1. Выберите один из предложенных рисунков с целью исследования       эмоционального состояния участников педсовета.    «Лицо педсовета»         

                                                                                                     

Интерес                                             Безразличие                              Чувство                                   Непонимание

(изумительно,                                 (мне все равно)                    удовлетворенности

интересно)

     Список использованной литературы:

1) Аствацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока.-  Волгоград,  «Учитель», 2009

2) Выготский  Л.С. Обучение и умственное развитие в школьном возрасте. – М., 1994

3) Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях (Электронный ресурс) // www.it-n.ru

4) Кочегарова Л. В. Методика использования мультимедиа-средств на уроке: заметки на злободневную тему (Электронный ресурс) // httpV/it- n.ra/commimities.aspx?cat_no=13748&tmpl=coni.

5) Макаренко А.С.Лекции о воспитании. (Электронный ресурс) http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm

6) Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. - М., 2001.

7) Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005

 8) Семёнов, А. Л. Качество информатизации школьного образования.- Вопросы образования, 2005, №3.

9) Уваров А.Ю.. Педагогический дизайн. – Информатика, №30, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности

Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности....

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете на тему  "Микроклимат на уроке". Изучаются и рассматриваются важнейшие аспекты поведения учителя и ученика на уроках....

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....

педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса

Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных  мин...