Система психологических занятий по подготовке к школе детей 6-7 лет с трудностями в обучении
методическая разработка по теме
Данная система занятий направлена на развитие у детей старшего школьного возраста с трудностями в обучении тех психических функций,которые создают основу для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zanyatiy_po_razvitiyu_poznavatelnoy_sfery_u_detey_6.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинский детский дом»
Система психологических занятий по подготовке к школьному обучению
детей 6- 7 лет с ЗПР
Автор-составитель:
педагог-психолог О.В. Горбатова
Северодвинск, 2011
Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающим учебного материала, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского дома, в том числе и педагоги группы.
Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.
Предлагаемая система направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.
Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.
Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
Именно поэтому предложенная система включает задания на развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации. Общая продолжительность занятий:
25 -30 минут.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей. Необходимо завести тетрадь в клетку для выполнения письменных заданий для каждого ребёнка.
Структура занятия включает:
- игры на развитие сенсорного опыта;
- игры на развитие знаний об окружающем мире;
- игры на развитие восприятия;
- игры на развитие внимания, памяти;
- игры на развитие пространственных ориентировок;
- игры на развитие мелкой моторики и т.п.
- игры на закрепление знаний из логопедических занятий
- беседы по формированию интереса к школе
Рекомендации по проведению занятий:
Занятие должно проводиться в игровой форме.
Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.
Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
Октябрь | |
Задачи | Д/игры, упражнения |
Занятие №1 | |
1) Развитие слухового внимания, памяти | «Пропущенная цифра» (читается цифровой ряд и пропускается цифра) |
2) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №1) |
3) Развитие зрительной памяти | «Запомни фигурки» (посмотри 5 геометрических фигур, нарисуй, вспомни цвет и форму) |
4) Развитие внимания | «Переплетенные линии» (проследи глазами все линии без помощи рук и найди конец каждой линии) |
5) Развитие логического мышления | «Летает, не летает» |
6)Закрепление знаний об окружающем | «Я знаю 5 названий фруктов, овощей..» |
Занятие № 2 | |
2) Развитие мелкой моторики | «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) |
1) Развитие слуховой памяти | «Нарисуй, что запомнил» (5предметов) |
3) Развитие зрительной памяти | «Вспомни буквы» (вспомни и напиши буквы (5), которые только что видел) |
4)Развитие слухового восприятия, внимания | «Слушай хлопки» (слушай сколько раз я хлопну в ладоши - нарисуй столько кружков) |
5) Развитие умения классифицировать | Найди 2 одинаковых предмета» (из ряда похожих) |
6)Закрепление материала | «Повтори рассказ про осень» (по 2предл.) |
Занятие №3 | |
1) Развитие зрительного восприятия | «Найди правильную тень» |
2) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
3)Развитие логического мышления | «Съедобное-несъедобное» |
4)Развитие слухового восприятия, внимания | «Не пропусти название перелётной птицы…» |
5) Развитие внимания (избирательность внимания) | «Помоги Коту в сапогах найти второй сапог» |
6) Развитие интереса к школе | Беседа «Что меня ждёт в школе» |
Занятие №4 | |
1) Развитие слухового восприятия, внимания | «Лягушка» (угадай по голосу)
|
2) Развитие мелкой моторики | «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении |
3) Развитие зрительного внимания | «Угадай, чего не стало?» |
4) Развитие объема и концентрации внимания | «Выложи кружки как у меня» |
5) Развитие операции обобщения | «Назови одним словом» |
6) Развитие интереса к школе | «Что мне интересно в школе» |
Ноябрь | |
Занятие №5 | |
1) Развитие зрительной памяти | «Чего не стало?» (с игрушками) |
2) Развитие графических навыков | «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
3) Развитие слуховой памяти | «Нарисуй, что запомнил» (7 предметов) |
4) Развитие операции классификация | «Что лишнее?» (вербально) |
5)Развитие концентрации внимания | Корректурная проба (цифры) |
6)Закрепление знаний об окружающем | Игра с мячом «Назови признаки осени…» |
Занятие №6 | |
1) Развитие зрительной памяти | «Опишите друг друга» (с детьми) |
2) Развитие мелкой моторики | «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
3) Развитие слухового внимания, восприятия | «Запретное число» |
4) Развитие умения сравнивать | Найди 5 отличий(2 картинки) |
5)Развитие концентрации внимания | «Расставь значки» (с образцом) |
6) Закрепление знаний об окружающем. | Игра с мячом «Назови детёныша…» |
Занятие №7 | |
1) Развитие тактильной, зрительной памяти | «Кто стоит перед тобой» (у ребенка завязаны глаза, определяет на ощупь) |
2) Развитие графических навыков | «Проведи пунктирные линии слева направо» |
3) Развитие произвольного внимания | «Четыре стихии» |
4) Развитие объёма внимания | «Запомни и скопируй точки» |
5)Развитие логического мышления | «Скажи наоборот» |
6)Закрепление знаний | Игра с мячом «Предметы посуды, продукты питания» |
Занятие №8 | |
1) Развитие тактильного восприятия | «Чудесный мешочек» |
2) Развитие мелкой моторики | «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
3) Развитие зрительной памяти | «Нарисуй то что запомнил» (запомнить и затем зарисовать изображение любых фигур» |
4)Развитие распределения внимания | Корректурная проба (буквы) |
5) Развитие слухового синтеза | «Нелепицы» (вербально) |
6)Закрепление знаний | « Я знаю 5 названий животных жарких стран..» |
Декабрь | |
Занятие №9 | |
1)Развитие слухового восприятия, внимания | «Не пропусти название….» |
2) Развитие графических навыков | «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
3)Развитие двигательной памяти | «Повтори движение» (один наблюдает за несколькими детьми, затем повторяет движения того, кого выберет ведущий) |
4)Развитие зрительной памяти | «Что изменилось» с игрушками |
5)Развитие логического мышления | Отгадывание загадок на тему зимы |
6)Закрепление знаний | Игра с мячом «Признаки зимы…» |
Занятие №10 | |
1)Развитие зрительной памяти | «Радио» (диктор разыскивает девочку по описанию) |
2) Развитие мелкой моторики | «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) |
3)Развитие скорости распределения и переключения внимания | Дорисуй фигуры по образцу на время (S-тест) |
4)Развитие слухового внимания | «Нарисуй фигуры» (затем выполнить с ними действия по инструкции) |
5)Развитие умения обобщать | «Я знаю 5 названий…» |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Чему учат в школе» |
Занятие №11 | |
1) Развитие наблюдательности, зрительной памяти | «Художник» (не называя ребенка, дать другому его словесный портрет, не глядя на него) |
2) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №3) |
3)Развитие логического мышления | «Объясни, что означает слово…» |
4)Развитие слухового восприятия,внимания,памяти | Повтори предложение |
5)Развитие объёма внимания | « Скопируй точки» |
6)Закрепление знаний | « Я знаю 5 названий зимующих птиц» |
Занятие №12 | |
1)Развитие мелкой моторики | «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ |
2)Развитие зрительного восприятия,внимания | «Что изменилось?»(сравнение 2 сюжетных картинок) |
3) Развитие слуховой памяти | «Повтори рассказ» ( по 2-3 предл.) |
4)Развитие распределения внимания | Корректурная проба |
5)Развитие умения классифицировать | « Найди лишнее» с картинками |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Что я жду от школы» |
Январь | |
Занятие №13 | |
1) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
2) Развитие зрительной памяти | «Назови и нарисуй все цвета радуги по порядку» |
3) Развитие слуховой памяти | «Я помню 5 названий…» |
4)Расширение объёма внимания | «Угадай: какой буквы не стало?» |
5)Развитие зрительного синтеза | «Перепутаница» (Что неправильно нарисовал художник?) |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Школьные правила» |
Занятие №14 | |
1) Развитие зрительной памяти | «Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись, кто за кем стоит – 5 чел.) |
2) Развитие зрительно-моторной координации | Копирование группы точек |
3)Развитие слухового восприятия | «Нарисуй 10 треугольников,3 и 5 заштрихуй» |
4)Развитие операции классификация | «Найди лишнюю фигуру» (геометрические фигуры) |
5)Развитие распределение внимания | Расставь значки» (вербально) |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Игры в школе» |
Занятие №15 | |
1) Развитие моторно-слуховой памяти | «Повтори за мной» (отработка ритмических фраз) |
2) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
3)Расширение знаний об окружающем | Назови 3 предмета желтого, красного цвета, деревянных, железных и т.д. |
4)Развитие логического мышления | Отгадывание загадок |
5)Развитие зрительной памяти | «Магазин игрушек» |
6)Закрепление знаний | « Я знаю 5 обитателей Белого моря» |
Февраль | |
Занятие №16 | |
1) Развитие графических навыков | “Наматываем клубочки” (от центра) |
2) Развитие слуховой памяти | «Я помню 5 имен мальчиков…» |
3)Развитие зрительного внима-ния, концентрации внимания | «Перепутаница» (найди предмет в запутанном рисунке) |
4)Развитие операции сравнения | «В ряду похожих найди предмет, отличающийся от других» |
5)Расширение объёма внимания | «Выложи цифры» (в той последовательности как было) |
6)Закрепление знаний | Игра с мячом «Что я знаю о нашем городе» |
Занятие №17 | |
1) Развитие зрительной памяти | «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
2) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №6) |
3)Развитие слухового восприятия, памяти | « Не пропусти профессию..» |
4) ) Развитие концентрации внимания | Найди фигуру» (уметь выделить фигуру из «зашумленного» рисунка) |
5)Закрепление знаний | « Я знаю 5 профессий» |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Школьные оценки» |
Занятие №18 | |
1) Расширение знаний об окружающем мире | « Я знаю 5 названий городов» |
2) Развитие графических навыков | ««Наматываем клубочки» (с края в центр) |
3) Развитие слухового внимания | «Слушай хлопки и выполняй движения» |
4) ) Развитие зрительного синтеза | «Найди недостающие детали |
5)Развитие логического мышления | «Придумай загадку |
6) Развитие интереса к школе | Беседа « |
Занятие №19 | |
1)Развитие мелкой моторики | “Продолжи ряд” (графический диктант №7) |
2)Развитие зрительного восприятия | «Дорисуй букву» |
3)Развитие слуховой памяти | «Пересказ рассказа» (2-3 предл) |
4)Развития произвольного внимания | «Четыре стихии» |
5)Развитие логического мышления | Установление последовательности событий (части суток, времена года) |
6)Закрепление знаний | «Кто заботится о нас» Профессии, имена отчества работников учреждения |
Март | |
Занятие №20 | |
1)Развитие зрительно-моторной координации | «Точки» (копирование группы точек) |
2) Развитие зрительной памяти | Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись кто за кем стоит) |
3) Развитие слухового восприятия | «Нарисуй 3 квадрата,2 треугольника, квадраты раскрась» |
4) Развитие зрительного синтеза | «Перепутаница» (Сколько геометрических фигур спрятано на рисунке?) |
5)Развитие логического мышления | «Четвёртый лишний» (вербально) |
6)Закрепление знаний | «Признаки весны» |
Занятие №21 | |
1)Развитие зрительного внимания, памяти | «Посмотри и ответь» (по сюжетной картинке) |
2)Развитие распределения внимания | Корректурная проба |
3) Развитие графических навыков | «Нарисуй по клеточкам» |
4) Развитие логического мышления | «Отгадай-ка» (дети описывают картинку из коробочки, остальные отгадывают) |
5)Развитие устойчивости внимания | «Лабиринты» |
6)Закрепление знаний | « Я знаю 5 названий бытовых приборов» |
Занятие №22 | |
1) Развитие графических навыков | «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
2)Развитие зрительной памяти, внимания | «Фотография» |
3)Развитие логического мышления | "Угадай по описанию» (дети отгадывают предмет со слов ведущего) |
4)Развитие слухового восприятия | « Слушаем тишину» |
5)Развитие произвольного внимания | «Запрещённое движение» |
6)Закрепление знаний | « Я знаю 5 названий транспорта» |
Занятие №23 | |
1) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
2)Развитие двигательной памяти, ориентировки в пространстве | «Разведчики» |
3)Развитие логического мышления | «Кто чем будет» (яйцо, гусеница, мука. день, почка, семечка и .т.д.) |
4)Развитие слухового внимания | «Телефон» |
5)Развитие зрительного внимания, памяти | «Запомни фигуры и найди их среди других» (2 картинки с фигурами) |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Кто такой хороший ученик» |
Апрель | |
Занятие №24 | |
1) Развитие мелкой моторики | «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) |
2)Развитие зрительной памяти | « Что изменилось» (с картинками) |
3)Развитие произвольного внимания | «Пожалуйста» |
4) Развитие слухового синтеза | «Бывает -не бывает» |
5)Развитие устойчивости внимания | «Найди дорожку» |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Как нужно вести себя на уроке» |
Занятие № 25 | |
1) Развитие слуховой памяти | «Синонимы-антонимы» |
2) Развитие графических навыков | «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
3)Развитие зрительного внимания | «Построй такой же дом» (из строительного материала) |
4)Развитие логического мышления | «Отгадай-ка» (ребёнок загадывает предмет,дети с помощью наводящих вопросов отгадывают) |
5)Развитие распределения внимания | «Расставь значки» (вербально) |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Для чего в школе перемена» |
Занятие №26 | |
1) Развитие слуховой, зрительной памяти, связной речи | «Рассказ по памяти».Рассказать о посмотренном недавно мультфильме. |
2) Развитие мелкой моторики | «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
3)Развитие логического мышления | «Хитрые вопросы»: Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько дней он был в деревне? В комнате сидят три кошки. Сколько лап у всех вместе? Росло 4 березы. На каждой березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?» Задача-шутка: «Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?» |
4 ) Развитие умения сравнивать | «Что общего и чем отличаются» (яблоко и мяч, кукла и девочка и др.) |
5)Расширение объёма внимания | «Посмотри и повтори» (последовательность букв, цифр воспроизвести у себя) |
6)Закрепление знаний | « Назови перелётную птицу» |
Занятие №27 | |
1) Развитие слуховой памяти | «Рассказ по памяти» .Рассказать о недавно прочитанной(прослушанной) сказке. |
2) Развитие графических навыков | «Нарисуй рисунок по точкам» |
3) Развитие логического мышления | « Отгадай-ка» |
4)Развитие произвольного внимания | «Сосчитай и раскрась треугольники, круги, квадраты на рисунке» |
5)Развитие зрительного внимания | «Повтори рисунок по клеточкам» (ломаные линии воспроизвести) |
6)Развитие интереса к школе | Беседа «Правила ученика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях индивидуально-ориентированного обучения»
мастер-класс...
психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)
В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе...
Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...
Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания
Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....
Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания
Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....
Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром в группе по подготовке к школе детей с ОВЗ на тему «Насекомые»
На данном занятии реализуется познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие дошкольников....
Программа учителя - дефектолога для детей 1-4 класс с трудностями в обучении
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоорики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: 1. формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирова...