Мастер-класс «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях индивидуально-ориентированного обучения»
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях индивидуально-ориентированного обучения», подготовленный учителем русского языка
МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»
Гомзяковой Верой Ивановной
Ежегодно при подготовке к ЕГЭ выпускники встречаются со многими проблемами:
1) сложной оказывается форма экзамена; работа с тестом; формулировка заданий.
2)большой объем теоретического материала, необходимый для качественного выполнения заданий;
3)огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на практике.
Все эти проблемы связаны прежде всего с непониманием школьниками учебного материала, формулировок заданий. Причем учитель не всегда может правильно определить, чего не понимает ученик. Это может быть и незнакомый термин, и значение какого-то сложного слова, и формулировка правила, и использование сложных синтаксических конструкций в формулировке.
Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентированна на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
При подготовке к ЕГЭ я использую приемы и методы технологии ИОСО. Индивидуально-ориентированная технология – это деятельностная технология, в основе которой лежит педагогика понимания, принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне. ИОСО ориентирована на учет своеобразия психики и личности каждого учащегося. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать темперамент, специфику интересов, особенности развития памяти, мышления, речи детей. Основой технологии ИОСО является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету, который позволяет каждому учащемуся выбрать свой уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. По данной технологии я работаю в течение 4 лет. За 4 года я выпустила 4 одиннадцатых общеобразовательных класса среднего и низкого уровня. В 2005-2006 уч.году в ЕГЭ приняли участие 10 учащихся. Результата ЕГЭ – 100% успеваемость, 80% качество, средний балл – 4б. В 2006-2007 уч.г. в ЕГЭ участвовало 22 ученика, результаты - 100% успеваемость, 80% качество, средний балл – 4б. В 2007-2008 уч. году в ЕГЭ участвовали все учащиеся - 47 уч. из 2-х 11 классов, результат – 98 % успеваемость, 40 % - качество, средний балл – 3,4. (Один из классов был класс ЗПР). В 2007-2008 уч.г. в рамках аттестации ученики 11 В класса участвовали в тестировании, результаты – 96 % успеваемость, 68 % - качество. В настоящее время работаю в профильном 10 классе среднего уровня (3, 4). В работе с учащимися я использую такие формы работы, как парная и групповая, групповую работу провожу по методикам методикам КУЗ (ВПТ, Ривина, взаимотренаж, ВОЗ), вношу изменения в методики в зависимости от уровня детей); провожу работу в группах с позиционным разделением. Ученики знакомы с позициями, умеют их держать, заполняют карту учета. На уроке объяснения нового материала работа в паре и группе помогает мне организовать процесс понимания, так как понимание возникает только тогда, когда учащиеся вступают в коммуникацию друг с другом. Например, на уроке изучения сложного предложения, учащиеся 9 кл. изучали тему по методике ВПТ, за урок они освоили простые осложненные, ССП, СПП, БСП. Вопрошание – это один из приемов данной технологии, без которого не должен обходиться ни один урок. Считаю, что вопросы на понимание учитель должен готовить для учащихся до тех пор, пока они не научатся их формулировать сами. Когда учащиеся поймут, что каждое слово должно быть понято ими, а не просто заучено, тогда вы почти не услышите от них фраз «мне все понятно», т.к. они будут вдумываться в значение каждого слова. Считаю очень важным этапом урока актуализацию знаний для создания цепочки между изученным и новым материалом. Следующий прием, который также почти постоянно присутствует на уроках – это прием схематизации, учащиеся стараются весь словесный материал перевести в схему, и это помогает им понять его. В работе использую алгоритмы, таблицы, доводящие карточки для индивидуальной работы с неуспевающими или пропустившими занятия учащимися. В работе использую ИОПы, помогающие организовать траекторию движения каждого уч-ся. На уроках самостоятельной работы учащиеся сдают тему: теоретический и практический материал. Работа в роли консультанта помогает усвоить материал в несколько раз быстрее, поэтому консультантами должны стать учащиеся, имеющие нормативный и компетентный уровни. Отметка «неудовлетворительно» не ставится учащимся за сдачу темы или ставится в крайнем случае. Существующая возможность пересдать тему не только мотивирует ребят, но и способствует более глубокому усвоению темы.
Фрагменты уроков, которые я представляю, рассчитаны на учащихся среднего уровня 10 класса.
Тема урока: Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола, причастия, наречия, деепричастия.
Цель: систематизация изученного по теме: «Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола, причастия, наречия, деепричастия», формирование умения отличать части речи по морфологическим признакам, умения работать в группе, парах сменного состава.
Этапы:
1) Фрагмент урока понимания (повторение материала по 4 темам: глагол, причастие, наречие, деепричастие).
В качественном выполнении КИМов и подготовке к экзамену большое значение имеет знание теоретического материала, основное изучение курса морфологии заканчивается в 7 классе, в 10 классе нужно за небольшой отрезок времени повторить все части речи, их грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, поэтому я предлагаю включать групповую работу по различным методикам: ВПТ, Ривина, ВОЗ и т.д. Каждую методику нужно адаптировать для класса, я в методику Ривина добавила вопросы и задания на понимание.
а) Перед участниками должны быть тексты: причастие, деепричастие, наречие, глагол; алгоритм работы.
Б) На доске схема работы:
1-2 1-3 1-4
3-4 2-4 2-3
По окончании работы можно использовать задания по образцу.
2) Фрагмент урока применения.
Морфологическая омонимия затрудняет определение части речи, поэтому при изучении частей речи я предлагаю использовать карточку, подводящую к пониманию темы и ее практическому применению.
Подводящая карточка № 1.
1.Найдите одинаковые слова в предложениях, как они называются?
(см. уч. Власенкова с. 25 изд.5)
Мы пошли другим путем.
Он и слова-то путем сказать не может.
Мы пришли к решению проблемы путем переговоров.
2.Определите к какой части речи относятся эти слова.
а) Задайте к ним вопрос;
б) определите их морфологические признаки (падеж, род, число) и синтаксическую роль (подчеркните их как члены предложения);
в) проверьте себя: замените эти слова другими, попробуйте их удалить из предложения;
г) вспомните, какие части речи можно удалить из предложения без изменения их смысла, а какие нельзя.
д) запишите части речи этих слов.
Подводящая карточка № 2.
1.Запишите предложение.
Мерцание озера, возникающее в солнечный день, и глубокая тишина, изредка нарушаемая шорохом льдин, производят впечатление чего-то нереального.
2. Найдите в тексте причастия и прилагательные.
3.Подчеркните их.
4.Вспомните их отличительные признаки (падежные вопросы, суффиксы, слова, от которых они образованы).
5.Определите их морфологические признаки.
6.Выделите суффиксы причастий.
6.Определите, где действительные, где страдательные причастия. Надпишите над причастиями их вид.
3) Фрагмент урока самостоятельной работы.
Организация выполнения ИОПов – залог успешной сдачи ЕГЭ.
ИОП создает условия учащимся для самостоятельного продвижения по определенному плану, формирует у них реальную самооценку и позволяет им выбирать уровень своей учебной деятельности.
Когда учитель привлекает других учащихся к приему заданий, создается ситуация взаимного обучения.
- Желательно, чтобы учащиеся сдавали тему консультанту в группе, тогда есть возможность слушающим корректировать свой будущий ответ.
В роли консультанта желательно использовать ребят компетентного («4») и нормативного («3») уровня (это поможет им лучше понять тему), учащиеся высокого творческого уровня («5») могут работать в это время самостоятельно над творческим заданием.
4) Фрагмент урока применения (после изучения нескольких тем).
Выполнение вертикальной неконтролирующей контрольной работы.
А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова укрыты (см. предложение)
- деепричастие
2) глагол в форме прошедшего времени
3) краткое прилагательное
4) краткое причастие
Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промерзнуть, пока они не укрыты снегом.
№ | Шаг решения задания | Необходимый материал | Тема | Задание, проверяющее необходимые знания |
1. | Задайте вопрос к слову «укрыты». Подчеркните его как член предложения. | 6 кл. 6 кл 7 кл. 7 кл. | Глагол Прилагательное Причастие Деепричастие | Задайте вопросы к выделенным словам, подчеркните их как члены предложения. Затаив дыхание, уставшие дети сидели на холодном камне. Его длинные волосы растрепаны. |
2. | Определите морфологические признаки слова «укрыты». | 6 кл. 6 кл. 7 кл. 7 кл. | Морфологические признаки: глагола прилагательных причастий деепричастий | Определите морфологические признаки выделенных частей речи: Затаив дыхание, уставшие дети сидели на холодном камне. Его длинные волосы растрепаны. |
3. | Определите, в какой форме: краткой или полной стоит слово «укрыты» Вспомните морфологические признаки кратких причастий. | 5 кл. 7 кл. | Прилагательное причастие | Определите, где полные, где краткие формы. Определите морфологиче ские признаки кратких причастий и прилагательных. Поле, засеянное рожью, зазеленело. Поле засеяно рожью. Утренний воздух чистый и свежий. Утренний воздух чист и свеж. |
4. | Определить, какой часть речи является слово «укрыты»: кратким прил. или прич.
| 7 кл. | Краткие страдательные причас тия и прил. | Отличить краткое причастие от краткого прилагательного Его интересы ограниченны. Территория ограничена забором. |
4) Неконтролирующая контрольная работа в 11 классе по теме «Части речи».
А 1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова даже в предложении 2.
В ходе дискуссии выяснилось, что такой модели «оптимального города», которая была бы удобна для всех стран мира и даже для разных регионов одной страны, нет и быть не может.
1) частица
2) союз
3) местоимение
4) предлог
А 2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова этим в предложении 2.
К этим негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязненность атмосферного воздуха.
1) личное местоимение
2) указательное местоимение
3) вопросительное местоимение
4) возвратное местоимение
А 3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова близки в предложении 4.
К этому близки и другие крупные индустриальные страны.
1) наречие
2) предлог
3) краткое причастие
4) краткое прилагательное
А 4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова хотя в предложении 4.
В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться.
1) причастие
2) частица
3) наречие
4) союз
А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова такой из предложения 3.
Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом.
- местоимение
- наречие
- прилагательное
- причастие
А 6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова случайны из предложения 4.
Случайны ли эти пояса?
1) прилагательное в форме сравнительной степени
2) краткое прилагательное
3) краткое причастие
4) наречие
А 7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова правильно из предложения 5.
В частности, при сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой – в надежде быть правильно понятым он учитывает степень осведомленности читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению.
1) краткое прилагательное
2) местоимение
3) наречие
4) причастие
А 8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова чрезмерное из предложения 3.
1) прилагательное
2) наречие
3) действительное причастие
4) страдательное причастие
А 9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова в течение из предложения 2.
Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества.
- союз
- производный предлог
- существительное с предлогом
- непроизводный предлог
А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова другими из предложения 6.
Так, например, размножению дуба мешает поедание желудей лесными мышами и другими зверьками.
- прилагательное
- местоимение
- наречие
- причастие
- Решение теста, сначала работа безотметочная. Учащиеся решают тест в паре или группе, проверяют правильность решения. Затем с учителем или консультантом выполняют коррекционную работу, каждое неверное решение анализируется.
6) Затем учитель анализирует ошибки, классифицирует их и вновь создает неконтролирующую работу па ошибкам учащихся.
Приложение.
Деепричастие.
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастия отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как?
Вопросы на понимание:
- Что такое самостоятельная часть речи? Назови самостоятельные части речи в предложении: Девочка гуляла в саду и собирала осенние листья.
- Что такое основное действие и добавочное действие? Назови в предложении основное действие и добавочное действие, что означает добавочное действие? Девочка, гуляя в саду, собирала осенние листья.
2. Деепричастие имеет признаки глагола, поэтому бывает совершенного и несовершенного вида. (Например: что делая? рассказывая; что сделав? рассказав)
Вопросы на понимание:
- Что такое совершенный и несовершенный вид? Определи совершенный и несовершенный вид глагола (что делал? что сделал?) и вид деепричастия в предложении: Девочка, гуляя в саду, собирала осенние листья. Петя, дорисовав картину, важно расхаживал по комнате.
3. Деепричастие имеет признаки наречия, поэтому не изменяется (по числам, падежам, родам).
Думая, написав – эти слова существуют только в такой форме. Докажи это.
4.Деепричастие имеет суффиксы:
дееприч. (несовершенного вида) суффиксы: а , я
дееприч. (совершенного вида) в вши, ши (реже а, я )
Задание на понимание: выдели суффиксы в деепричастиях: желая, выскочив.
Глагол.
1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Вопросы на понимание:
- Что такое самостоятельная часть речи? Назови самостоятельные части речи в предложении: Растаял в поле снег, леса повеселели.
- Что такое действие? Назови действие в предложении: Растаял в поле снег, леса повеселели.
2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? ( (Например: что делать? рассказывать; что сделать? рассказать)
Вопросы на понимание:
- Что такое совершенный и несовершенный вид? Определи совершенный и несовершенный вид глагола в предложении: Растаял в поле снег, леса повеселели.
3. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. (Пишу – писал, написал - напишу).
Вопросы на понимание:
- Что такое время глагола? Определи время глагола в предложении: Наступила зима, идет снег, скоро все покроется снежным ковром.
4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
Ед.ч.
1. Я пишу
2. Ты пишешь
3. Он пишет
Мн.ч.
1. Мы пишем
2. Вы пишете
3. Они пишут
В прошедшем времени глаголы изменяются по числам и родам (в единственном числе): он писал, она писала, оно писало, они писали.
Задание на понимание:
- Определи лица, числа и род глаголов в предложении: Наступила зима, идет снег, скоро все покроется снежным ковром.
Причастие.
1. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший? Например: какой? что сделавший? Написавший (письмо) – это причастие (действие произошло в прошлом).
Вопросы на понимание:
- Что такое самостоятельная часть речи? Назови самостоятельные части речи в предложении: Владимир ехал по полю.
- Что такое признак предмета? Какой частью речи он обозначается? Найди признак предмета в предложении: Над головой простиралось синее небо.
- Что такое действие предмета? Какой частью речи оно обозначается?
Над головой синело небо.
- Что такое признак предмета по действию? Найди признак предмета по действию в предложении: Над головой простиралось синеющее небо.
- Что такое проявляющийся во времени признак предмета по действию? Сравни причастия в словосочетаниях, в чем их отличие: синеющее (небо), синевшее (небо). Сравни прилагательное и причастия: синеющее (небо), синевшее (небо), синее (небо).
2. Причастия имеют признаки глагола, поэтому бывают несовершенного вида (вопрос: что делающий?) и совершенного вида (вопрос: что сделавший?), настоящего и прошедшего времени. Например: какой? что делающий? Рисующий – это причастие настоящего времени, несовершенного вида.
Вопросы на понимание:
- Что такое совершенный и несовершенный вид? Определи совершенный и несовершенный вид причастия: Растаявший в поле снег, тающий снег.
3. Причастия имеют также признаки прилагательного, поэтому изменяются по падежам, числам и родам, имеют такие же окончания, как и прилагательные. Чтобы определить, как правильно написать окончание причастия, нужно задать к нему вопрос от главного слова. Например: картины (какой?) нарисованной (Р.п,, ед.ч., ж.р.).
4. Причастия делятся на 2 группы: действительные и страдательные.
Действительные обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, рассказавший историю; они имеют суффиксы: ущ (ющ), ащ (ящ) в наст. времени; вш, ш в прошед. времени. Например: пишущий, написавший
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого: история, рассказанная мальчиком. Они имеют суффиксы: ем (ом), им в наст. времени; енн, нн, т в прошед. времени. Например: видимый, увиденный
Страдательные причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую формы. Причастие в краткой форме изменяются по числам, в ед.ч. по родам. Суффиксам «нн» и «енн (ённ)» полных страдательных причастий соответствуют суффиксы: «н» и «ен» с одной «н».
Любимые – любимы, услышанные – услышаны, увиденные – увидены.
Вопросы на понимание.
1.Какие причастия называются действительными, какие страдательными? Почему они так называются. Найдите действительные причастия и страдательные в предложениях.
Наступившая весна радовала нас. Глубокая тишина, изредка нарушаемая шорохами, пугала нас.
2.Приведите примеры страдательных причастий с суффиксами нн.
Наречие.
1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия, реже признак признака, отвечает на вопросы: как? когда? куда? где? и т.д. Например: уехал (когда?) вчера, двигался (как?) быстро
Вопросы на понимание:
- Что такое самостоятельная часть речи? Назови самостоятельные части речи в предложении: Владимир ехал медленно по полю.
- Что такое действие? Какой частью речи оно обозначается? Над головой синело небо.
- Что такое признак предмета? Найди признак предмета в предложении: Над головой простиралось синее небо.
- Что такое признак действия ? Какой частью речи он обозначается?
Над головой высоко простиралось синее небо.
2. Наречия не изменяются (по падежам, числам, родам в ед.ч.)
Например: быстро, дружно, рано. Докажи, что они не изменяются.
3. Наречие присоединяется к глаголам, причастиям, деепричастиям, к прилагательным. Например: началась неожиданно, соблюдая строго, уехавшая вчера; очень интересная, выдели главные слова, задай вопросы.
4. Наречие имеет степени сравнения:
а) сравнительная – простая суффиксы е, ее (ей), ше; тонко-тоньше
составная более + наречие; более тонко
б) превосходная – составная = сравнит. + всех; тоньше всех, больнее всего
Нужно отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных.
Сравнительная степень прилагательного относится к сущ. и отвечает на вопрос: каков?
Сравнительная степень наречия относится к глаг. и отвечает на вопрос: как?
Задание: образуй степени сравнения наречий: красиво, быстро.
Алгоритм работы по методике Ривина.
1. Запишите название темы в тетрадь. Прочитайте напарнику свой абзац. Обсудите с ним его содержание, объясните по возможности значение каждого слова абзаца. Используйте для работы вопросы на понимание.
2. Озаглавьте абзац, запишите заглавие в тетрадь. Выпишите необходимые примеры в свою тетрадь.
3. Поменяйтесь ролями, поработайте с напарником над его абзацем, озаглавьте, запишите примеры в тетрадь напарника.
4. Смените напарника, см. схему на доске.
5. Начните работу в новой паре с сообщения названия своей темы, затем перескажите содержание изученного абзаца, передайте свою тетрадь напарнику, чтобы он мог следить за вашим рассказом (читал название абзаца, примеры).
6. Теперь выслушайте напарника, возьмите его тетрадь, следите за его рассказом. Задайте ему вопросы на понимание.
7. Прочитайте с напарником 2 абзац вашего текста, проделайте с ним такую же работу, как с первым. Затем проработайте абзац напарника.
8. Снова смените пару.
9. Проработайте в другой паре следующий ваш абзац и абзац вашего напарника.
10. Когда вы дойдете до последнего абзаца, вам нужно будет пересказать весь текст напарнику, ответить на все необходимые вопросы.
11. Объединитесь в группу по изучению одной темы. Обсудите тему, решите, кто будет ее рассказывать у доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О подходах к обучению английскому языку в условиях индивидуально ориентированного способа обучения.
Предлагаемый материал позволяет достичь более высоких результатов при использовании дифференцированного подхода в обучении иностранному языку на том уровне, который требуется обществу на данный момент...
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
В данной презентации описывается система работы с обучающимися по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Материал к педсовету...
Система работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе
Данная презентация содержит систему подготовки к ГИА по русскому языку, включая 2 - 14 задания, а также сочинения 15.1, 15.2, 15.3...
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Выступление на семинаре....
Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"
Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...
Система работы для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Данная работа содержит материал для подготовки обучающихся 9 классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Материал представлен в виде занятий по заданиям. Материал представляет собой авторские элем...