Подготовка к ЕГЭ на уроке
статья по теме
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchikhsya_k_ege_v_ramkakh_shkolnogo_uroka.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся к ЕГЭ в рамках школьного урока.
Джебко Галина Павловна,
учитель истории МБОУ «Сахаптинская
средняя общеобразовательная школа»
Назаровского района, Красноярского края.
Я работаю учителем истории и обществознания в МБОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа» Назаровского района, Красноярского края. При организации учебной деятельности учащихся 5-9 классов по истории использую УМК издательства «Просвещение», 10-11 классов – УМК издательства «Русское слово», а также программы базового уровня образования. На проведение учебных занятий по БУП на базовом уровне отводится 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Дополнительных учебных занятий нет. Но при этом практически ежегодно есть учащиеся, которые выбирают историю в качестве ЕГЭ, а значит нуждающиеся в необходимости особого подхода к подготовке к экзамену. ЕГЭ прочно вошел в школьную жизнь, поэтому и учителя, и ученики пытаются выстроить определенную систему подготовки к экзамену, которая, по их мнению, является наиболее эффективной. Сегодня путей достижения цели существует много. Учителя широко используют дополнительные занятия, индивидуальные и групповые консультации по предмету. Родители и ученики зачастую выбирают еще и занятия с репетитором, записываются на дистанционные курсы. Но во всех этих вариантах общим является то, что процесс подготовки к ЕГЭ переносится во внеурочную плоскость. А можно ли организовать полноценную подготовку к ЕГЭ по истории в рамках школьного урока? Я считаю, что можно. Поэтому в течение последних лет подхожу к школьному уроку в 10-11 классах как к основной форме подготовки учащихся к ЕГЭ. Конечно, это требует от учителя больших усилий, постоянного поиска наиболее оптимальных способов и приёмов работы учащихся на уроке, использования новых технологий обучения. Главным противоречием при решении этой проблемы является следующий момент: как не превратить урок в элементарное «натаскивание» на экзамен, тем более, что предмет сдаётся по выбору. Конечно, на уроке должно быть место и для оживленных дискуссий, и для дебатов, и для ролевых игр. Это при подготовке к ЕГЭ будет приносить огромную пользу, так как позволяет формировать целый ряд важнейших компетентностей учащихся. Но на уроке должно быть время и для выработки тех умений и видов познавательной деятельности, которые непосредственно проверяются КИМ. В ходе работы над решением данной проблемы я выработала определенную программу подготовки учащихся к ЕГЭ, в основу которой положила богатейший потенциал школьного урока, основанный на индивидуально-ориентированной системе обучения (ИОСО). Считаю, что такой подход является не только необходимым, но и достаточно перспективным. Он представляет собой систему, которая даёт возможность и ученику, и учителю четко определять направления подготовки, задаёт траекторию развития, позволяет выявлять затруднения, отслеживать результаты, вовремя ликвидировать пробелы. Об эффективности этого подхода свидетельствует и увеличение результативности деятельности учащихся ( в том числе и результатов ЕГЭ).
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2011-2012 | |
Высший балл, полученный учащимися | 68 | 53 | 81 | 96 |
Свою работу по подготовке учащихся к ЕГЭ на уроках истории я строю по определенному алгоритму.
Этапы (шаги) деятельности учителя | Главное содержание этапа |
| Знакомство со спецификацией, кодификатором, демоверсией, что позволяет сформировать определенную стратегию подготовки. |
| Выделение часов для проведения мини-ЕГЭ, предэкзаменационного повторения |
| Тематический лист необходим учителю для того, чтобы как можно полнее охватить содержание темы, обратив особое внимание на практическую часть, а именно на умения и способы действий учащихся, которые будут формироваться или совершенствоваться в ходе изучения данного учебного материала. |
| Подготовка комплекта дидактического материала к каждой теме (опорные конспекты, схемы, таблицы, индивидуально-ориентированные планы для учащихся, листы сопровождения и контроля). |
| ИОП включает три уровня освоения материала: базовый, повышенный и высокий, что позволяет учитывать образовательные потребности всех учащихся. |
| Применение различных методов, приёмов, способов, повышающих познавательную активность учащихся. |
| |
|
Именно такая последовательность организации работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ, на мой взгляд, является наиболее эффективной. Из всех перечисленных этапов наиболее важным и сложным считаю 6 этап (организация работы учащихся на уроке). В практической части мастер-класса могу поделиться с коллегами следующими эффективными приёмами – «находками»:
Этап урока | Умения и виды познавательной деятельности | Формы работы учащихся | Методический приёмы |
Объяснение и уяснение учебного материала | Знание основных фактов, процессов и явлений отечественной истории | Групповая Индивидуальная | Составление мнемосхемы по наиболее трудным темам курса (например, внешняя политика) Создание и наполнение тематического альбома (по истории культуры) Методический прием «Зигзаг» (при изучении и систематизации большого по объему материала) |
Отработка учебного материала | Умение анализировать историческую информацию | Индивидуальная и групповая | Методические приемы «Двойные дневники», парная «мозговая атака» |
Также я могу поделиться опытом создания авторской рабочей тетради по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории на основе ИОСО.
Использованная литература:
- Алексашина И.Ю. Учитель: новые ориентиры в образовании. СПБ., 1997
- Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология РКМЧП)/Сост. Б.Е.Андюсев; – Красноярск, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательн...
Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту....
Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»
11 класс. Математика. Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...
Урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений в рамках подготовки к ЕГЭ» - Конспект урока
Цели:Систематизировать, расширить и углубить знания по данной темеСпособствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводыПрививать умение сотрудничать, оказ...
Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...