Подготовка к ЕГЭ на уроке
статья по теме

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к ЕГЭ в рамках школьного урока.

Джебко Галина Павловна,

учитель истории  МБОУ «Сахаптинская

 средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района, Красноярского края.

   

   Я работаю учителем истории и обществознания в МБОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа» Назаровского района, Красноярского края.  При организации учебной деятельности учащихся 5-9 классов  по истории  использую УМК издательства «Просвещение», 10-11 классов – УМК издательства «Русское слово», а также программы базового уровня образования. На проведение учебных занятий по БУП на базовом уровне  отводится 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю).  Дополнительных учебных занятий  нет.  Но  при этом практически ежегодно есть учащиеся, которые выбирают историю в качестве ЕГЭ, а значит нуждающиеся в необходимости особого подхода к подготовке к экзамену.                                              ЕГЭ прочно вошел в школьную жизнь, поэтому и учителя, и ученики пытаются выстроить определенную систему подготовки к экзамену, которая, по их мнению, является наиболее эффективной. Сегодня путей достижения цели существует много. Учителя широко используют дополнительные занятия, индивидуальные и групповые консультации по предмету. Родители и ученики зачастую выбирают еще и занятия с репетитором, записываются на дистанционные курсы. Но во всех этих вариантах  общим является то, что процесс подготовки к ЕГЭ переносится во внеурочную плоскость.                             А можно ли организовать полноценную подготовку к ЕГЭ по истории в рамках школьного урока?  Я считаю, что можно.  Поэтому в течение  последних  лет  подхожу к школьному уроку в 10-11 классах  как  к  основной форме подготовки учащихся к ЕГЭ. Конечно, это требует от учителя больших усилий,  постоянного поиска  наиболее оптимальных  способов и приёмов работы учащихся на уроке, использования новых технологий обучения. Главным противоречием  при решении этой проблемы является следующий момент: как не превратить урок в  элементарное «натаскивание» на экзамен, тем более,  что предмет сдаётся по выбору. Конечно, на уроке должно быть место и для оживленных дискуссий, и для дебатов, и для ролевых игр. Это при подготовке к ЕГЭ будет приносить огромную пользу, так как позволяет формировать целый ряд важнейших компетентностей учащихся. Но на уроке должно быть время и для выработки тех умений и видов познавательной деятельности, которые непосредственно проверяются КИМ.     В  ходе работы над решением данной проблемы я выработала определенную программу подготовки учащихся к ЕГЭ, в основу которой положила богатейший  потенциал школьного урока, основанный на  индивидуально-ориентированной системе обучения (ИОСО).  Считаю, что такой  подход  является не только необходимым, но и достаточно перспективным.  Он представляет собой  систему, которая даёт возможность и ученику, и учителю  четко определять направления подготовки, задаёт траекторию развития, позволяет  выявлять затруднения, отслеживать результаты, вовремя ликвидировать пробелы.  Об эффективности этого подхода свидетельствует и увеличение результативности деятельности учащихся ( в том числе и результатов ЕГЭ).

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2011-2012

Высший балл, полученный учащимися

68

53

81

96

  Свою работу по подготовке учащихся к ЕГЭ на уроках истории я строю по определенному алгоритму.

Этапы (шаги) деятельности учителя

Главное содержание этапа

  1. Изучение и анализ КИМ

Знакомство со спецификацией, кодификатором, демоверсией, что позволяет сформировать определенную стратегию подготовки.

  1. Составление рабочей программы учителя в 10-11 классах с учетом подготовки учащихся к ЕГЭ.

Выделение часов для проведения мини-ЕГЭ, предэкзаменационного повторения

  1. Структурно-функциональный анализ учебного материала по теме. Составление тематического листа

Тематический лист необходим учителю для того, чтобы как можно полнее охватить содержание темы, обратив особое внимание на практическую часть, а именно на умения и способы действий учащихся, которые будут формироваться или совершенствоваться в ходе изучения данного  учебного материала.

  1. Обеспечение учебного процесса дидактическими материалами для объяснения-уяснения, отработки и контроля.

Подготовка комплекта дидактического материала к каждой теме (опорные конспекты, схемы, таблицы, индивидуально-ориентированные планы для учащихся,  листы сопровождения и контроля).

  1. Составление на основе тематических листов индивидуально-ориентированных планов для учащихся.

ИОП включает три уровня освоения материала: базовый, повышенный и высокий, что позволяет учитывать образовательные потребности всех учащихся.

  1. Организация работы учащихся по подготовке к ЕГЭ  на уроке на основе ИОСО.

Применение различных методов,   приёмов, способов, повышающих познавательную активность учащихся.

  1. Проведение мини-ЕГЭ по разделу.

  1. Организация коррекции знаний учащихся.

     Именно такая последовательность организации работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ, на мой взгляд, является наиболее эффективной. Из всех перечисленных этапов наиболее  важным и сложным считаю 6 этап (организация работы учащихся на уроке).  В практической части мастер-класса могу поделиться с коллегами  следующими эффективными  приёмами – «находками»:

Этап урока

Умения и виды познавательной деятельности

Формы работы учащихся

Методический приёмы

Объяснение и уяснение учебного материала

Знание основных фактов, процессов и явлений отечественной истории

Групповая

Индивидуальная

Составление мнемосхемы по наиболее трудным темам курса (например, внешняя политика)

Создание и наполнение  тематического альбома (по истории культуры)

Методический прием «Зигзаг»  (при изучении и систематизации большого по объему материала)

Отработка учебного материала

Умение анализировать историческую информацию

Индивидуальная и групповая

Методические приемы «Двойные дневники», парная «мозговая атака»

Также  я могу поделиться опытом создания авторской рабочей тетради по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории на основе ИОСО.

Использованная литература:

  1. Алексашина И.Ю. Учитель: новые ориентиры в образовании. СПБ., 1997
  2. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
  3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология РКМЧП)/Сост. Б.Е.Андюсев; – Красноярск, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательн...

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту....

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений в рамках подготовки к ЕГЭ» - Конспект урока

Цели:Систематизировать, расширить и углубить знания по данной темеСпособствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводыПрививать умение сотрудничать, оказ...

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...