Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metod_sopryahennyhvozhdeystviy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.
Попоудин А.А.
учитель школы-интерната №30 ОАО «РЖД»
г. Комсомольск-на-Амуре
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально» и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.
Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.
Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих.
В практике физического воспитания целостный и расчленено - конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных "барьеров". Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, "фартлек", плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется "станцией". Обычно в круг включается 8-10 "станций". На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис.5).
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе "Теоретико-практические основы развития физических качеств".
Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются физические упражнения. Ниже рассмотрены упражнения для развития взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту, да и другим спортсменам.
Упражнения, развивающие взрывную силу спортсменов
(преимущественно баскетболистов).
№ упражнения | Состав упражнения |
1 | Толкание ногами медицинбола из сидячего и лежачего положений. |
2 | Толкания медицинбола и ядра. |
3 | Выталкивания из круга боком, грудью и спиной, не помогая руками. |
4 | Пас медицинбола крюком, из-за головы, от плеча, сбоку, снизу, одной и двумя руками. |
5 | Выпрыгивания из полуприсядя максимально вверх, на максимальной скорости. |
6 | Элементы самбо, приемы вольной борьбы. Это упражнение выполняем в борцовском зале. |
7 | Игроки становятся в круг, состоящий из 3-6 игроков, и начинают передавать гири из рук в руки. Вес гири или блина 20-25 килограмм. |
8 | Передачи гири в максимально быстром темпе между двумя игроками, стоящих друг к другу спиной. |
9 | Обычные отжимания с добавлением хлопка ладонями в воздухе, после отталкивания от пола. |
10 | Два игрока, стоящих друг от друга на расстоянии 3-4 м, передают мединциболы ногами. |
Выполняя все эти упражнения у занимающегося увеличиться взрывная сила, а как результат - улучшаться результаты в спорте.
Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса.
№ упражнения | Состав упражнения |
1 | Поднимание рук через стороны вверх, а затем опускание обратно вниз при сопротивлении партнера. |
2 | Отталкивания от пола с хлопком рук перед грудью (отжимания с хлопками). |
3 | Отжимания с сопротивлением партнера. |
4 | В упоре лежа партнер держит ноги тренирующегося за голеностопные суставы. Спортсмен, выполняющий упражнение перемещается вперед переступанием либо одновременными толчками рук, что более сложно. |
5 | Броски набивных мячей разного веса, из разных положений и на различные расстояния. |
6 | Закрепляя конец амортизатора в разных точках стены или пола, выполнение различных упражнения с экспандерами резиновыми амортизаторами, добиваясь при этом изолированного воздействия на одну или иную группу мышц. |
Упражнения для тренировки бросков со штрафной линии.
№ упражнения | Состав упражнения |
1 | Выполняем штрафные броски сериями по 2-3 броска в парах. В этом упражнении должно присутствовать соревнование: победит та пара, которая быстрее забьет 15-30 раз. |
2 | Выполняется индивидуально. Штрафные броски во время утомления.6-10 попаданий со штрафной линии подряд в конце тренировки. |
3 | Штрафные броски до второго промаха. Можно выполнять индивидуально либо в парах. Побеждают тот, кто попадет в кольцо большее количество раз из двух попыток. |
4 | В парах либо индивидуально. После каждых трех штрафных бросков игроки делают ускорение к противоположной стороне площадки, где совершают новую серию штрафных бросков. Побеждает тот, кто попадет в кольцо большее количество раз за 3 минуты, либо за 10 ускорений. |
5 | Штрафные броски в начале и в конце тренировки. Выполняем индивидуально, стараясь забросить как можно больше бросков подряд. |
6 | Броски со штрафной линии в парах. Один баскетболист выполняет штрафные броски до 1-го промаха. После этого другой игрок делает то же самое, стараясь превзойти его результат. Упражнение длиться до трех побед одного из игроков. |
7 | Баскетболист выполняет серию прыжков 1-2 минуты, после чего сразу же бросает 15-20 раз подряд со штрафной линии. Побеждает тот, кто забросит большее количество раз |
8 | Команда делиться по 5 человек. В этих пятерках все поочередно выполняют штрафные броски. Та пятерка, которая забросит 15 штрафных бросков быстрее всех, считается победителем. |
9 | Пробитие штрафных бросков с отвлекающими элементами: насмешки, неожиданные шумы, угрозы, визуальные помехи и все остальное, кроме физического контакта с игроком (игрока нельзя трогать!). |
10 | Команды пробивают по 15 штрафных бросков (3 броска каждому игроку) во время перерыва между таймами. Сумма очков, которые забивают команды со штрафной линии прибавляется к очкам набранным в первом тайме. |
11 | Во время тренировки делается набольшая пауза (2-5 мин), во время которой баскетболисты по отдельности либо в парах выполняют штрафные броски, по 3 броска каждый. Победителем считается та пара, которая забьет наибольшее количество штрафных бросков за этот промежуток времени. |
12 | Во время отработки интенсивных элементов баскетбола: быстрым прорывом, прессингом и т.п., в тренировке делается небольшой перерыв для пробития штрафных бросков по парам. Сначала один игрок подает другому, затем они меняются. Каждый из них должен забросить по 10 штрафных бросков. Та пара, которая попала 20 бросков первой - выиграла. Остальные отжимаются. |
13 | Штрафные броски индивидуально либо в парах по 10 раз. Во время четных бросков мяч должен попасть в корзину от щита, а по нечетным броскам - чисто, не задевая его. Это упражнение тренирует уверенность в каждом броске. |
14 | Искусственное увеличение ценности штрафных бросков на тренировке во время игры в баскетбол. После каждого нарушения правил игрок пробивает четыре штрафных броска, вместо двух. |
15 | Неожиданные остановки во время тренировки на несколько минут для пробития штрафных бросков. |
Выполняя все или многие из этих упражнений на тренировках, Вы сможете значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии во время игры в баскетбол.
Упражнения для увеличения прыжка баскетболистов.
№ упражнения | Состав упражнения |
1 | Приседания как на обеих ногах, так и на одной ноге. |
2 | Прыжки со скакалкой на различную высоту с различной скоростью выполнения. |
3 | Прыжки в полном приседе и полуприсядя. |
4 | Прыжки с поворотами на 360 и 180 градусов. |
5 | Многократные прыжки на двух ногах с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте. |
6 | Прыжки в глубину с различной высоты. |
7 | Запрыгивание на предметы, расположенные на различной высоте. |
8 | Прыжки на матах. |
9 | Прыжки в воду. |
10 | Прыжки в снегу. |
11 | Прыжки в песке. |
12 | Приседания с выпрыгиванием со штангой либо с мешком на плечах (наполненным песком). |
13 | Прыжки с отягощением весом три - пять килограмма. |
14 | Прыжки с места и разбега с касанием предметов, подвешенных на максимальной высоте. |
15 | Многократные прыжки на обеих и на одной ноге на дальность. |
16 | Серийные прыжки с преодолением препятствий. |
Выполняя, данные упражнения любой баскетболист сможет значительно увеличить высоту своего прыжка, и тем самым улучшить свои успехи в спорте. Главное выполнять данные упражнения и не забрасывать их, только тогда можно достичь положительного результата!
Упражнения развивающие силу мышц кисти.
№ упражнения | Состав упражнения |
1 | Броски набивных мячей разного веса, уделяя основное внимание движению кистями. |
2 | Вращения кистей в лучезапястных суставах, держа в руках гантели. |
3 | В данном упражнении необходимо сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах при помощи сопротивления партнера. |
4 | Вращение палки кистями, наматывая на палку шнур, подвесив на который груз весом 5-15 килограмм. |
5 | Верхняя передача небольших набивных мячей весом 0.5-1 кг. |
6 | Отталкивание от стены, при этом акцентируя движения кистями. О стену можно опираться не только концами пальцев, но и всей ладонью. |
7 | Сгибание и разгибание экспандера, главным образом воздействующего на мышцы кистей. |
Выполняя данные упражнения можно увеличить силу кистей и тем самым улучшить свою физическую форму и результаты в спорте.
- Скоростно-силовая подготовка это - ключевое звено в жизни баскетболиста. Она развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу, координацию движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов коми национальных игр и состязаний на уроках физической культуры в школе
Коми национальные игры предоставляют широкие возможности для развития физических качеств (так как способствует развитию быстроты, силы, ловкости); волевых качеств (помогают целенаправленно...
Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...
Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"
Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...
Презентация "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"
В презентации представлены данные эксперимента по теме, фотографии психофизических упражнений. Презентация является приложением к мастер-классу....
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...
Теоретический материал для подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре
Игры в древней ОлимпииНа земле Древней Греции близ селения Олимпия проводились состязания греческих атлетов, вошедшие в историю под названием Олимпийских игр.Наиболее ранние сведения об античных играх...
Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"
Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...