Урок на тему: "Подготовка к ГИА на уроках физики"
план-конспект урока по физике (9 класс)
Закрепление знаний и умений по теме « Колебания и волны» при решении в формате ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 54.51 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 84.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знания и только знания
делают человека свободным
и великим»
Писарев Д. И.
Урок на тему: "Подготовка к ГИА на уроках физики"
Цель урока: Закрепление знаний и умений по теме « Колебания и волны» при решении в формате ОГЭ
Задача: совершенствовать умения и навыки решать задачи разного уровня сложности
Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация, раздаточный материал и лабораторное оборудование
План
1. Подготовительная часть (2 мин)
Класс делится на группы. В каждой группе выбирается командир, который координирует работу группы, отмечает активность учащихся в группе.
Организационный момент.
Задания КИМов охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся потерей баллов. А второе, и самое трудное в подготовке к ОГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.
Объявление темы урока, цели и задачи урока.
2. Содержание основной части урока (30мин)
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя задачи текстовые, экспериментальные, графические и задачи - рисунки по всем разделам физики разного уровня сложности.
.
Все ответы ребята представляют в письменном виде. Команда первая, ответившая на задание, получает право первой озвучить решение. Если ответ неверный, то другая команда имеет возможность ответить на это задание.
3. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учащимся раздаются рекомендации по подготовке к ОГЭ по физике.
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку.
Группа 1.
Задание 1.
Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса грузика; k — жесткость пружины, l — длина нити, g — модуль свободного падения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФОРМУЛЫ |
| ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
А) Б) |
| 1) период свободных гармонических колебаний математического маятника 2) циклическая частота свободных гармонических колебаний математического маятника 3) период свободных гармонических колебаний пружинного маятника 4) частота колебаний свободных гармонических колебаний пружинного маятника |
А | Б |
Ответ: 31
Задание 2.
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках — образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие — положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой ________ (А) по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное ________ (Б) поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.
Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·108 м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с. Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем ________ (В) пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далёких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 километров; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 километров.
Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя ________ (Г). Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч — возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.
Список слов и словосочетаний:
1) в разные моменты времени
2) длиннее
3) короче
4) магнитный
5) одновременно
6) противоположный
7) такой же
8) электрический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Решение.
Ответ: 6821
Задание 3
На рисунке представлен график гармонических колебаний математического маятника. Амплитуда и частота колебаний маятника равны соответственно
1) 4 см и 0,25 Гц
2) 4 см и 5 Гц
3) 8 см и 0,25 Гц
4) 8 см и 5 Гц
Решение.
Амплитуда равна максимуму колебаний, т. е. 4 см. Период колебаний — это время полного колебания. Период равен 4 с. Частота — обратная величина периоду
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 4.
На какую длину волны нужно настроить радиоприемник, чтобы слушать радиостанцию, которая вещает на частоте 106,2 МГц? Ответ дайте в метрах с точностью до тысячных.
Решение.
Длина волны и частота волны связаны следующим соотношением:
где λ — длина волны, c — скорость света, v — частота волны. Таким образом:
Ответ: 2,825.
Задание 5.
Громкость звука, при которой человеческое ухо начинает испытывать болезненные ощущения, называется болевым порогом. Некоторая звуковая волна имеет интенсивность, соответствующую половине болевого порога. Будет ли превышен болевой порог, если интенсивность этой звуковой волны увеличится в 5 раз? Ответ поясните.
Звук
Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твёрдом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях сдвига. Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации растяжения и сжатия, которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях сдвига никакие упругие силы не возникают.
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. Амплитуда звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. Частота же звуковой волны определяет высоту его тона. Поэтому звуки, имеющие одну, вполне определённую, частоту, называются тональными.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными частотами, то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Тембр зависит от набора частот тех волн, которые присутствуют в звуке, а также от соотношения интенсивностей этих волн. Обычно ухо воспринимает в качестве основного тона звуковую волну, имеющую наибольшую интенсивность. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Ещё одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!). Установлено, что человеческое ухо при восприятии звука ведёт себя как нелинейный прибор — при увеличении интенсивности звука в 10 раз громкость возрастает всего в 2 раза. Поэтому ухо может воспринимать звуки, отличающиеся друг от друга по интенсивности более чем в 100 тысяч раз!
Решение.
1. Нет.
2. Громкость звука возрастает в 2 раза при увеличении его интенсивности в 10 раз. При возрастании же интенсивности в 5 раз громкость вырастет менее, чем в 2 раза. Поэтому болевой порог не будет превышен.
Задание 6.( экспериментальное)
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м. Абсолютная погрешность измерения времени составляет ±0,2 с.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Решение.
1) Рисунок экспериментальной установки:
2) Результаты измерений:
№ | Длина нити l (м) | Число колебаний n | Время колебаний t (с) | Период колебаний T (c) |
1 | 1 | 30 | 60,0 ± 0,2 | 2 |
2 | 0,5 | 30 | 42,0 ± 0,2 | 1,4 |
3 | 0,25 | 30 | 30,0 ± 0,2 | 1 |
3) (см. таблицу).
4) Вывод: при уменьшении длины нити период свободных колебаний нитяного маятника уменьшается.
Группа 2.
Задание 1.
Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: v – скорость волны; T – период колебаний.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФОРМУЛЫ |
| ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
А) vT Б) 1/Т |
| 1) частота колебаний 2) период колебаний 3) длина волны 4) амплитуда колебаний |
Ответ:
А | Б |
Ответ: 31
Задание 2.
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твёрдом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях ________ (А). Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации ________ (Б), которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях ________ (А) никакие упругие силы не возникают.
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. ________ (В) звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. ________ (Г) же звуковой волны определяет высоту его тона.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными ________ (Г), то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Ещё одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!).
Список слов и словосочетаний:
1) амплитуда
2) изгиб
3) кручение
4) растяжение и сжатие
5) сдвиг
6) скорость
7) частота
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Решение.
Ответ: 5417
Задание 3
На рисунке представлен график гармонических колебаний маятника. Амплитуда и период колебаний маятника равны соответственно
1) 6 см и 10 с
2) 6 см и 20 с
3) 12 см и 10 с
4) 12 см и 20 с
Решение.
Амплитуда равна максимуму колебаний, т.е. 6 см. Период колебаний - это время полного колебания. Период равен 20 с.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 4.
По международному соглашению длина волны, на которой суда передают сигнал бедствия SOS, равна 600 м. Чему равна частота передаваемого сигнала? Ответ дайте в кГц.
Решение.
Длина волны и частота волны связаны следующим соотношением:
где λ — длина волны, c — скорость света, v — частота волны. Таким образом:
Ответ: 500.
Задание 5.
При испытании авиационного двигателя было установлено, что при его работе громкость в 2 раза превышает максимально допустимую для работы обслуживающего персонала. Для решения этой проблемы было предложено установить звукоизоляцию, которая снижает интенсивность звука двигателя в 15 раз. Будет ли этого достаточно? Ответ поясните.
Звук
Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твёрдом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях сдвига. Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации растяжения и сжатия, которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях сдвига никакие упругие силы не возникают.
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. Амплитуда звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. Частота же звуковой волны определяет высоту его тона. Поэтому звуки, имеющие одну, вполне определённую, частоту, называются тональными.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными частотами, то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Тембр зависит от набора частот тех волн, которые присутствуют в звуке, а также от соотношения интенсивностей этих волн. Обычно ухо воспринимает в качестве основного тона звуковую волну, имеющую наибольшую интенсивность. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Ещё одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!). Установлено, что человеческое ухо при восприятии звука ведёт себя как нелинейный прибор — при увеличении интенсивности звука в 10 раз громкость возрастает всего в 2 раза. Поэтому ухо может воспринимать звуки, отличающиеся друг от друга по интенсивности более чем в 100 тысяч раз!
Решение.
1. Да.
2. Громкость звука уменьшается в 2 раза при уменьшении его интенсивности в 10 раз. При снижении интенсивности в 15 раз громкость упадёт более, чем в 2 раза. Поэтому задача снижения громкости ниже предельно допустимой будет решена.
Задание 6.
Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см. Абсолютная погрешность измерения времени составляет ±0,2 с.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;
3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.
Решение.
3. t = 42,0 ± 0,2 c; N = 30.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме: "Подготовка к ГИА по физике"
курс расчитан на подготовку к ГИА по физике...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Подготовка к изложению "Одежда поморов". Урок развития речи.
Урок предназначен для обучающихся 7 класса. В урок включён региональный компонент....
Конспект урока по физике в 9 классе с использованием сингапурской методики по теме Подготовка к контрольной работе "Законы движения"
Данная разработка представлена с использованием сингапурской методики обучения, ключевыми основами которой являются воспитание и обучение подрастающего поколения в духе сотрудничества, общения, критич...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике
Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике...
Методическая разработка урока на тему: «Подготовка к ЕГЭ. Особенности поведения конденсаторов в цепях постоянного тока» Автор: Учитель физики, к.т. н , эксперт ЕГЭ В.А. Комшилова.
При подготовке к сдаче ЕГЭ у учащихся возникают большие сложности при решении задач, связанных с применением конденсаторов в цепях постоянного тока. Это связано с малым количеством часов, отведё...
открытый урок по теме «Подготовка учащихся к выполнению сложных заданий ЕГЭ по физике»
открытый урок по теме «Подготовка учащихся к выполнению сложных заданий ЕГЭ по физике» в 11 кл...