Интеграция дисциплин в реализации проектной деятельности
статья по теме
В настоящее время перед преподавателями стоит сложная задача: осуществлять инновационную деятельность, применять новые технологии обучения, готовить специалистов согласно требованиям времени и запросам работодателей.
Поэтому, на первое место среди подходов к обучению выходят активные методы обучения, способствующие закреплению знаний и навыков по получаемым студентами специальностям. Для этого учебные программы должны быть построены на комбинации лекций и занятий с активным участием студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация проектной деятельности студентов | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция дисциплин в реализации проектной деятельности
Ивонина Е.Н.
В настоящее время перед преподавателями стоит сложная задача: осуществлять инновационную деятельность, применять новые технологии обучения, готовить специалистов согласно требованиям времени и запросам работодателей.
Поэтому, на первое место среди подходов к обучению выходят активные методы обучения, способствующие закреплению знаний и навыков по получаемым студентами специальностям. Студенты, обучающиеся на специальностях «Экономика и бухгалтерский учёт» и «Менеджмент» из года в год встают перед проблемой качественного прохождения производственной практики. Особенно остро встаёт эта проблема перед студентами – бухгалтерами. Поэтому, для смягчения этих проблем и для того, чтобы студенты получили реальные навыки работы с цифрами, документами, информацией, учебные программы должны быть построены на комбинации лекций и занятий с активным участием студентов, в том числе практических.
На мой взгляд, лучшим образом сочетается с учебой проектная деятельность студентов, развивающая их инициативу, навыки профессиональной деятельности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Здесь, как нигде, проявляются межпредметные связи изучаемых студентами дисциплин: «Основы предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы банковского дела», «Налоги и налогообложение», «Документационное обеспечение управления». На основе теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе изучения этих дисциплин, им предлагается выполнить бизнес-проект по организации коммерческого предприятия.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации,
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет о выполненном проекте и презентовать его.
К одному из важнейших факторов проектной деятельности относится создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и студентом.
При этом преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается студентам, не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия. Т.к. в реальной жизни необходимые знания и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно будет добывать собственными силами - именно этому и надлежит учиться в первую очередь.
В процессе выполнения проектов студенты учатся использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет.
В ходе выполнения проектов по организации собственного бизнеса у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности.
Работа по выполнению таких проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. Известно, что самообразование является важнейшим средством формирования качеств человека. Выполнение проектов — процесс творческий, т. е. проектная деятельность стимулирует процесс самообразования, самообразование стимулирует творчество.
В процессе деятельности по выполнению проекта при поиске необходимой информации у студентов формируются такие необходимые качества личности, как коммуникативность, широта интересов и предприимчивость. При выполнении проекта студенты получают практические навыки при решении конкретных задач, в работе с учебной, специальной и справочной литературой, в оформлении результатов работ и реализации межпредметных связей.
Студенты проходят по всем этапам проектирования, что, в конечном итоге, дает им представление о последовательности создания проектов и правилах их выполнения. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Получая задание на создание бизнес-проекта, студенты имеют возможность самостоятельно выбирать вид коммерческой деятельности, исходя из своих собственных интересов и представлений о необходимости решения той или иной проблемы. Они учатся выявлять проблемы, определять цели и задачи которые могут встать перед ними в процессе их профессиональной деятельности. Более того, они учатся находить пути решения этих проблем.
Использование проектной методики в данном случае позволяет формировать у студентов полезные навыки: поиск, отбор, систематизация и анализ информации, работа
Проект является самостоятельной частью подготовки будущего специалиста и имеет своей целью:
- систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных задач;
- совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов;
- выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности;
Такая проектная форма позволяет значительно повысить эффективность обучения, поэтому основными принципами обучения будут являться:
- активизация деятельности каждого студента группы;
- опора на сознательный поиск и усвоение материала;
- сотрудничество и взаимопомощь в режиме преподаватель - студент на всех уровнях усвоения материала и его применения.
Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют:
- знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);
- владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с мультимедиатехникой;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Возрастает объем консультаций и диалогов со студентами. Преподаватель выступает в роли консультанта, когда студентам при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации. Авторитет преподавателя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность студента, в которой тот уже сам лично заинтересован ради успеха в предпринятой им проектной деятельности.
Однако следует отметить ряд факторов, управляемых преподавателем в процессе обучения и влияющих на эффективность работы студента над проектом:
— формирование базы знаний, составляющая основу для начала самостоятельной работы над проектом;
— установка на новые знания, получаемые в процессе исследования;
— контроль над правильной интерпретацией знаний.
Практические занятия, предусмотренные программой дисциплины, в период подготовки проектов могут быть посвящены обсуждению проблем, возникших при выполнении самостоятельной работы и разработке проектов. В процессе решения проблем высказываются различные точки зрения, студенты соглашаются и спорят, доказывают свою позицию, а вместе с этим и узнают обсуждаемый предмет глубже. Именно проекты с их проблемами позволяют реализовать весь комплекс целей обучения, включая и экономические вопросы.
При работе в составе группы по созданию проекта, студент не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе, формирует собственное представление о принципах сотрудничества, но и использует полученные знания в конкретной деятельности (самостоятельно осуществляет целеполагание, организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ).
Таким образом, современный преподаватель – это, прежде всего организатор процесса познания, координатор и помощник.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность. Студенты сначала защищают свои проекты внутри группы, а затем выходят на более широкую аудиторию в рамках проводящихся в колледже и за его пределами студенческих конференций. Это даёт им бесценный опыт и позволяет оценить себя и свои умения в сравнении с другими участниками конференций и оценить свои возможности в дальнейшей взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в проектной деятельности.
В данном докладе отражена интеграция образовательных областей в проектной деятельности в соответствии с Ф Г Т ....
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Организация проектной деятельности учащихся. Интегрированные уроки....
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIV Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосиб...
Статья на тему: "Интеграция предметного содержания в проектной деятельности учащихся"
В статье помещён материал по интеграции предметов в проектной деятельности учащихся...
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.
Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности...
Реализация проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста»
Рассматривается опыт работы по реализации проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста» на базе МКОУ "Бураацовская СОШ"...