ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья по английскому языку на тему

Галичанская Анна Кирилловна

Организация проектной деятельности учащихся. Интегрированные уроки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В новых стандартах общего образования  в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
     В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
     В более узком значении – это совокупность способов действий учащихся, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
  Метапредметные технологии созданы для того, чтобы начать культивировать у учащихся и учителей другой  тип сознания, который не ограничивается информацией одного учебного предмета, но работает во взаимосвязи с другими дисциплинами. Поэтому сегодня мы и говорим об интеграции.
    Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Большое внимание мы уделяем формированию таких метапредметных учебно- информационных умений, как

  • Умение извлекать информацию из различных источников;
  • Умение составлять план;
  • Умение отбирать материал по заданной теме;
  • Умение подбирать цитаты

     Особое внимание уделяется формированию коммуникативно – речевых метапредметных умений:

  • Умение составлять связное устное высказывание;
  • Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  • Умение выражать своё мнение и аргументировать его;
  • Умение пересказывать текст.

   Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

       В новом стандарте на ступени общего образования устанавливается необходимость разработки четырёх междисциплинарных учебных программ:

  • Технология формирования УУД;
  • Информационно- коммуникативные технологии;
  • Технология исследовательского и проектного обучения;
  • Технология обучения смыслового чтения.

Мы остановимся на технологии исследовательского и проектного обучения.

     Работа над проектом включает в себя несколько этапов. Мы рассмотрим их с точки зрения деятельности учителя и ученика.

На ПЕРВОМ этапе учитель формирует цели и задачи проекта, предлагает список тем, индивидуальных микропроектов, помогает сформировать рабочие группы.

 УЧЕНИК – выбирает тему, намечает этапы работы над проектом.
В плане режима общения учителя консультируют учащихся, а ученики обсуждают темы в группе.

На ВТОРОМ этапе учителя организуют встречи, интервью, экскурсии. Проверяют план выполнения проекта. УЧЕНИКИ предоставляют готовый проект для рецензирования.

В режиме работы учителя с учениками обсуждают отдельные вопросы в группе, обсуждают темы с другими учителями, организуют общение с людьми вне школы. УЧЕНИКИ общаются в пределах рабочей группы, общаются вне школы (музеи, библиотеки, интернет).

На ТРЕТЬЕМ этапе проводится анализ проектной работы, задаются вопросы по теме. Ученики выступают перед слушателями с защитой своего проекта, отвечают на вопросы по проекту.

        Говоря об исследовательском и проектном обучении мы, конечно же, говорим об интеграции.

Интеграция- обобщение и осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ученика на основе формирования умений учиться (учить себя).

 Учащийся должен стать архитектором и строителем образовательного процесса.

    С помощью средств интеграции учитель подводит учащихся к пониманию междисциплинарных связей. Всё это открывает пути развития личности ученика, способствует целостности восприятия мира.

      Реализация межпредметных связей при проведении уроков и внеклассной работы способствует мотивации, расширению общеобразовательных пространств, более глубокому усвоению знаний и способности применять их на практике.
     Ведущие идеи интегрированного курса:

  • Идея единства;
  • Идея взаимозависимости;
  • Идея гармонизации.

Группа наших учителей взяла  за основу реализацию межпредметных связей при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

      Мы выработали определённую систему интегрированных уроков и внеклассных мероприятий. Вот некоторые из них:

  • «Не хвастай, время, властью надо мной» В.Шекспир (литература, английский язык)
  • «Человек в современном мире» (биология, литература, английский язык)
  • «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» Ф.И.Тютчев
    («Пушкинский Петербург» - литература, английский язык)
  • «Антарктида – материк дружбы» (литература, английский язык, география)
  • «Финский залив – жемчужина Балтики» (в рамках года Финского залива) (литература, английский язык и география)

Остановимся на проекте «Финский залив – жемчужина Балтики», т.к. по этой теме в нашей школе проходила городская конференция на эту же тему.

Цели и задачи проекта:

  • Расширение и углубление знаний о Финском заливе с использованием межпредметных связей (история, география, английский язык, литература);
  • Способствовать развитию, умению вести творческо – поисковую деятельность по теме;
  • Повышение мотивации проектной деятельности учащихся путём систематизации известных и поиска новых материалов о Финском заливе;
  • Воспитание патриотизма и любви к Большой и Малой Родине.

Методы проекта:

  • Экскурсия по побережью Финского залива (Выборг и Кронштадт)
  • Создание исследовательских мини – проектов:

1.Финский залив и мечта Петра 1. (Харченко С.)

2.Британцы в Санкт – Петербурге (Волков Д.)

3.Становление Санкт – Петербурга как открытого европейского города (Сабанчина Д.)

4.Народы, заселяющие побережье Финского залива (ШегренН., Богданова М.)

5. Финский залив – защитник Российских рубежей.(Марченко А.,Денисов С.)

6. Залив – труженик. Значимость залива как окна в Европу. (Танюхина Е.)

7. Поэтический образ Финского залива в произведениях русских писателей и поэтов. (Баталова Е.)

8. Соседство дружественных стран на берегу Финского залива. (Игошина М.)

Эти проекты готовили ученики разных классов (7, 8, 10, 11).

  •  Посещение библиотек;
  • Работа с уникальными книгами;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Использование интернет – ресурсов.

 Интегрируя все эти  творческо-исследовательские проекты, мы получили целостный образ Финского залива.

     Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения знаний учащихся  и для их интеллектуального развития важно установить широкие связи как между отдельными темами, так и между предметами в целом, поэтому мы и  говорим об интеграции.

      С помощью средств интеграции учитель подводит учащихся к пониманию междисциплинарных связей. Всё это открывает пути развития личности ученика, способствует целостному восприятию мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в проектной деятельности.

В данном докладе отражена интеграция образовательных областей в проектной деятельности в соответствии с Ф Г Т ....

Статья на тему: "Интеграция предметного содержания в проектной деятельности учащихся"

В статье помещён материал по интеграции предметов в проектной деятельности учащихся...

Организация и содержание проектной деятельности учащихся в условиях экологического лагеря

Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно нарастает. Сейчас официально признано экологическое образование как одно из приоритетных направлений соверше...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...

Реализация межпредметной проектной деятельности учащихся на примере интеграции двух дисциплин: истории и технологии

Проект интеграции двух предметов: истории и технологии; совместно с моим коллегой Ивашневым Игорем Александровичем, учителем технологии, и учащимися 7 класса Астаниным Никитой и 8 класса Дони Дарьи, к...

Использование лазерных технологий и объекты труда для проектной деятельности учащихся в предметной области «Технология».

Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....