Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
статья по психологии на тему
Статья из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_emotsionalno_komfortnogo_obrahovatelnogo_prostranstva_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Жидкова Л.П. директор
ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти
Лисицына Е.А. методист, педагог-психолог
Еремина О.В. педагог-психолог
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего - люди.
(А. С. Макаренко).
Забота о здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра.
Современная психологическая наука считает, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой. Психологически здоровый человек - это человек – творческий, жизнерадостный, спонтанный, веселый, открытый, познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей.
Одна из наиболее многочисленных категорий детей, с которыми работают специалисты Центра «Личность» - это обучающиеся с особыми образовательными потребностями, интегрированные в общеобразовательную школу.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к ним. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Но, все же говоря об инулюзии, мы в большей мере относим ее к детям с особыми образовательными потребностями. Мы считаем важным акцентировать внимание на том, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, а изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком. Поэтому в настоящее время в практике работы нашего Центра большое внимание уделяется созданию эмоционально-комфортного пространства.
По нашему мнению, создание комфортной среды в образовательном учреждении для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача. Педагогический коллектив Центра понимает, что развитие ребенка максимально эффективно происходит в комфортных для него условиях, зная, что их ребёнок получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно и творчески работать.
Необходимость разговора о комфортности школьной среды связано с тем, что в настоящее время, как показывает практика, большое количество школьников испытывает неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит прежде всего в ощущении школьниками эмоционального комфорта во время учебно-воспитательного процесса.
Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность – это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».
Комфортная среда - это внутреннее пространство образовательного учреждения, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Для комфортного существования человека необходимо удовлетворение базовых потребностей. В своем видении этой проблемы мы опираемся на научные исследования. Так, еще А. Маслоу выделил основные базовые потребности человека: физиологические; потребности в безопасности; потребности в зависимости, привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях; потребности в самоуважении; потребности в реализации потенциала личности, в самоактуализации, "желании стать тем, кем ты можешь стать". В исследованиях А. Маслоу показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Исторически, психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывают у человека определённые ассоциации, и оказывает опосредованное влияние на поведение человека (преемственность и традиции учебного заведения).
В настоящее время исследователи выделяют три основные составляющие понятия «комфортность»: психологическая комфортность, интеллектуальная комфортность, физическая комфортность.
Психологическая комфортность - это состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми находясь в образовательном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Мы опредилили, что источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия среды нашего образовательного учреждения, т.е. организация межличностных взаимодействий учащихся, их родителей и специалистов.
Для высокой результативности работы очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог учреждения. Чтобы создать положительное отношение, настрой на работу ребенка со специалистами, нами была разработана и внедрена система первичного взаимодействия с клиентом. Она заключается в том, что при поступлении заявки специалист сам связывается с клиентом, и в беседе правильно настраивает родителей, дает рекомендации о том, как объяснить ребенку предстоящую встречу и работу со специалистом, отвечает на тревожащие вопросы, снимая, таким образом, их эмоциональное напряжение. Для приходящих в наше учреждение организованы зоны ожидания, в оформлении которых мы постарались максимально уйти от казенного стиля, где люди чувствуют себя уютно и спокойно. Кроме того, в помещении размещен информационный стенд, который содержит постоянно обновляющиеся материалы по различной проблематике, актуальной для посетителей, которые позволяют им получить ответы на многие, интересующие их вопросы.
Кроме того, в Центре «Личность» система формирования у ребёнка чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости в работе со специалистом включает в себя следующие моменты:
- заключение договора на работу с ребенком старше 14 лет, которое создает ощущение взаимодействия на равных.
- разработка и принятие правил тренинговой (развивающей) группы, дающая ощущение защищенности и контроля над происходящим на занятиях.
- присутствие близких людей на занятиях и консультациях по желанию ребенка снижает тревожность, дает ощущение эмоциональной поддержки.
- использование индивидуальных программ для детей в соответствии с их потребностями позволяет создать ситуацию успешности.
Еще одной важнейшей составляющей является интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность детей своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Мы стараемся создать ее посредством использования в работе с детьми современных средств, форм, методов, образовательных технологий. Их использование способствует активизации, творчеству и самовыражению детей, стимуляции внутренней мотивации, поддержанию у учащихся веры в собственные силы для достижения желаемых результатов, созданию ситуации успеха.
Другой не менее значимой для нас составляющей представляется физическая комфортность как соответствие между телесными, соматическими потребностями человека и предметно-пространственными условиями. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
У нас в учреждении это обеспечивает современный интерьер, чистота, эстетичный дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий. Однако мы также не забываем, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых. Зоны отдыха украшены живыми растениями, оснащены банкетками для отдыха, в интерьере использованы элементы декора, оказвающие арттерапевтическое воздействие - все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новую деятельность. Кроме того, чтобы дети и взрослые могли отдохнуть, расслабиться, послушать спокойную музыку, и тем самым повысить общий тонус и активизировать психические процессы, работает кабинет релаксации.
Немаловажным шагом в создании комфортной среды в нашем Центре является здоровьесберегающая деятельность, которая включает в себя: интерактивные беседы о здоровье с учащимися, консультации о здоровом образе жизни с родителями, проведение профилактических тренинговых программ, использование на занятиях динамических пауз, подвижных игр, и разумеется, позитивный и тактичный стиль взаимодействия.
Кроме того, ежегодное анкетирование детей, педагогов, родителей с которыми работают наши специалисты, позволяет сделать выводы о высокой удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством оказываемых нами услуг и комфортностью образовательной среды в Центре.
Таким образом, создавая в нашем учреждении комфортную образовательную среду, сохраняющую эмоциональное и физическое здоровье, обеспечивающую интеллектуальное развитие, мы способствуем успешному всестороннему развитию детей, в том числе детей с особыми потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В настоящее время образовательные учреждения столкнулись со «стихийной интеграцией», она является вынужденной и формальной формой «включения». В школу попадают дети с самыми различными пато...
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...
Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).
Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени)....
Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"
В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...
Статья "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями" журнал "Дошкольная педагогика" № 4 (129)/апрель/2017
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями...
Брошюра для родителей "Ребенок с особыми образовательными потребностями"
Брошюра для родителей "Ребенок с особыми образовательными потребностями"...
Диагностический материал для проведения обследования уровня развития обучающихся с особыми образовательными потребностями
Диагностический материал для проведения обследования уровня развитияобучающихся с особыми образовательными потребностями...