Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
статья по психологии на тему

Ольга Викторовна Еремина

Статья из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Жидкова Л.П. директор

ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

Лисицына Е.А. методист, педагог-психолог

Еремина О.В. педагог-психолог

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего -   люди.  

(А. С. Макаренко).

Забота о здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра.         

Современная психологическая наука считает, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой.  Психологически здоровый человек -  это человек – творческий, жизнерадостный, спонтанный, веселый, открытый, познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей.

Одна из наиболее многочисленных категорий детей, с которыми работают специалисты Центра «Личность» - это обучающиеся с особыми образовательными потребностями, интегрированные в общеобразовательную школу.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к ним. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.

Но, все же говоря об инулюзии, мы в большей мере относим ее к детям с особыми образовательными потребностями. Мы считаем важным акцентировать внимание на том, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, а изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком. Поэтому в настоящее время в практике работы нашего Центра большое внимание уделяется созданию эмоционально-комфортного пространства.

По нашему мнению, создание комфортной среды в образовательном учреждении для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача.  Педагогический коллектив Центра понимает, что развитие ребенка максимально эффективно происходит в комфортных для него условиях,  зная, что их ребёнок получает всё необходимое для развития, родители  будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно и творчески работать.

Необходимость разговора о комфортности школьной среды связано с тем, что в настоящее время, как показывает практика, большое количество школьников испытывает неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит прежде всего в ощущении школьниками эмоционального комфорта во время учебно-воспитательного процесса.

Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность – это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Комфортная  среда - это внутреннее пространство образовательного учреждения, система  условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

 Для комфортного существования человека необходимо удовлетворение базовых потребностей. В своем видении этой проблемы мы опираемся на научные исследования.  Так, еще А. Маслоу выделил основные базовые потребности человека: физиологические; потребности в безопасности; потребности в зависимости, привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях; потребности в самоуважении; потребности в реализации потенциала личности, в самоактуализации, "желании стать тем, кем ты можешь стать". В исследованиях А. Маслоу показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Исторически, психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывают у человека определённые ассоциации, и оказывает опосредованное влияние на поведение человека (преемственность и традиции учебного заведения).

В настоящее время  исследователи выделяют три основные составляющие понятия «комфортность»: психологическая комфортность,    интеллектуальная комфортность,     физическая комфортность.

Психологическая комфортность - это состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми находясь в образовательном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

 Мы опредилили, что источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия среды нашего образовательного учреждения, т.е. организация межличностных взаимодействий учащихся, их родителей  и специалистов.

Для высокой результативности работы очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог учреждения. Чтобы создать положительное отношение, настрой на работу ребенка со специалистами,  нами была  разработана и внедрена система первичного взаимодействия с клиентом. Она заключается в том, что при поступлении заявки специалист сам связывается с клиентом, и в беседе правильно настраивает родителей, дает рекомендации о том, как объяснить ребенку предстоящую встречу и работу со специалистом, отвечает на тревожащие вопросы, снимая, таким образом,  их эмоциональное напряжение. Для приходящих в наше учреждение  организованы зоны ожидания, в оформлении которых  мы постарались максимально уйти от казенного стиля, где люди чувствуют себя уютно и спокойно.  Кроме того, в помещении размещен информационный стенд, который содержит постоянно обновляющиеся материалы по различной проблематике, актуальной для посетителей, которые  позволяют им получить ответы на многие, интересующие их вопросы.

Кроме того, в Центре «Личность» система формирования у ребёнка чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости в работе со специалистом включает в себя следующие моменты:

- заключение договора на работу с ребенком старше 14 лет, которое создает ощущение взаимодействия на равных.

- разработка и принятие правил тренинговой (развивающей) группы,  дающая ощущение защищенности и контроля над происходящим на занятиях.

- присутствие близких людей на занятиях и консультациях по желанию ребенка снижает тревожность, дает ощущение эмоциональной поддержки.

- использование индивидуальных программ для детей  в соответствии с их потребностями позволяет создать ситуацию успешности.

Еще одной важнейшей составляющей является интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность детей своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Мы стараемся  создать ее посредством использования в работе с детьми современных средств, форм, методов, образовательных технологий. Их использование способствует  активизации, творчеству и самовыражению детей, стимуляции внутренней мотивации, поддержанию у учащихся веры в собственные силы для достижения желаемых результатов, созданию ситуации успеха.

Другой не менее значимой для нас составляющей представляется физическая комфортность  как  соответствие между телесными, соматическими потребностями человека и предметно-пространственными условиями. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

У нас в учреждении это обеспечивает современный интерьер, чистота, эстетичный дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий. Однако мы также не забываем, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых. Зоны отдыха украшены живыми растениями,  оснащены банкетками для отдыха, в интерьере использованы элементы декора, оказвающие  арттерапевтическое воздействие - все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новую деятельность. Кроме того, чтобы дети и взрослые могли отдохнуть, расслабиться, послушать спокойную музыку, и тем самым повысить общий тонус и активизировать психические процессы, работает кабинет релаксации.

Немаловажным шагом  в создании комфортной среды в нашем Центре является здоровьесберегающая деятельность, которая включает в себя: интерактивные беседы о здоровье с учащимися, консультации о здоровом образе жизни с родителями, проведение профилактических тренинговых программ, использование на занятиях  динамических пауз, подвижных игр, и разумеется, позитивный и тактичный стиль взаимодействия.

Кроме того, ежегодное анкетирование детей, педагогов, родителей с которыми работают наши специалисты, позволяет сделать выводы о высокой удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством оказываемых нами услуг и комфортностью образовательной среды   в Центре.

         Таким образом, создавая в нашем учреждении комфортную образовательную среду, сохраняющую эмоциональное и физическое здоровье, обеспечивающую интеллектуальное развитие,  мы способствуем успешному всестороннему развитию детей, в том числе детей с особыми потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В настоящее время образовательные учреждения столкнулись со «стихийной интеграцией», она является вынужденной и формальной формой «включения». В школу попадают дети с самыми различными пато...

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени)....

Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...

Брошюра для родителей "Ребенок с особыми образовательными потребностями"

Брошюра для родителей "Ребенок с особыми образовательными потребностями"...

Диагностический материал для проведения обследования уровня развития обучающихся с особыми образовательными потребностями

Диагностический материал  для проведения  обследования уровня развитияобучающихся с особыми образовательными потребностями...