«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
статья на тему
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка - помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физических и (или) психических нарушений, объединить усилия для более эффективной социализации ребенка.
Разнообразие форм сотрудничества с семьей позволяет специалистам и воспитателям привлекать родителей к сотрудничеству и обеспечивает снятие эмоциональной напряженности, что также имеет значение для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
С 1 февраля 2011 года наше учреждение функционирует как детский сад № 79 компенсирующего вида.
До 1 февраля на его территории находился ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 4 для детей с отклонениями в развитии Красносельского района Санкт-Петербурга.
В настоящее время в учреждении функционирует 10 групп:
группа детей раннего возраста (диагностическая) - 1
группы детей с тяжелыми нарушениями речи – 3
группы детей с задержкой психического развития – 4
группы детей со сложным дефектом (ДЦП с интеллектуальной недостаточностью и РДА (ранним детским аутизмом) – 2
Я остановлюсь подробнее на группах для детей со сложным дефектом в развитии. Эти группы были открыты в феврале 2011 года. Ведущим нарушением развития является поражение ЦНС, что влечет за собой нарушения ОДА, интеллектуальной, психической и эмоциональных сфер, а также органов слуха и зрения. Нарушение ОДА имеют различную степень тяжести от нарушений походки и тонкой моторике до невозможности самостоятельно передвигаться. Часто дети с ДЦП обладают патохарактерологическими изменениями личности в том числе и с элементами аутистичных состояний, которые могут проявляться также у детей без признаков ДЦП. За 4 года нами накоплен определенный опыт взаимодействия с детьми и их родителями, а также сложилась система работы, которую мы представляем вашему вниманию:
В учреждении созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, а также правилам пожарной безопасности:
• Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.
• Группы для детей со сложным дефектом расположены на первом этаже, имеют отдельный подъезд с оборудованным пандусом для въезда и спуска колясок.
• Групповые площадки для детей со сложным дефектом располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.
• На улице имеется бассейн-плескательница.
В ДОУ предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповые помещения, кабинеты дефектологов, логопедов, психолога, сенсорная комната, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.
Особое внимание в группах со сложным дефектом уделяется созданию условий для пребывания и развития детей. При этом мы руководствуемся нормативными документами, прежде всего это: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и всего учреждения оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями.
2) Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.
3) Материалы полифункциональны, используются разнообразно; имеется большое количество мягких модулей.
4) Вариативность среды предполагает: наличие в учреждении и группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах)
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Материально-техническое обеспечение Программы составляют: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей.
Для детей со сложным дефектом используются технические средства реабилитации, помогающие им выйти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать ограниченные возможности здоровья, адаптироваться социально.
С этой целью в ДОУ используются:
• ортопедические стулья и столы,
• кровати с бортиком,
• разнообразные ходунки,
• брусья «Первые шаги»,
• вертикализаторы,
• коляски,
• сухой бассейн и др. оборудование;
В образовательном процессе педагогами учреждения используются следующие технические средства обучения:
• магнитофоны, видеоплееры, телевизоры, музыкальные центры, синтезатор, мультимедийная установка.
Учебно-методический комплект составляет:
«Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ГБДОУ № 79» содержание которой построено на основе следующих программ:
• «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л. Б. Баряева; О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова)
• Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
• Программа Каролина (для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями) /под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб. Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. Нэнси М.Джонсон – Мартин, Кеннет Г. Дженс.
В коррекционно-развивающей работе с детьми используются современные технологий деятельностного типа:
• коммуникативные игры, психогимнастика,
• пальчиковые упражнения с элементами массажа,
• театрализованная и проектная деятельность,
• педагогические здоровьесберегающие технологии,
• элементы исследовательской деятельности,
• технология организации отобразительных игр
Информационное обеспечение ДОУ и владение педагогами ИКТ позволяет в электронной форме: осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, социальными партнерами. (Сайт ДОУ)
Таким образом, образовательная среда учреждения:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) обеспечивает открытость дошкольного образования;
5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В учреждении работают педагоги, имеющие соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы:
• учителя-дефектологи,
• учителя-логопеды,
• воспитатели,
• педагог-психолог,
• музыкальные руководители.
Психолого-педагогические условия реализации Программы.
Психолого – педагогическое сопровождение направлено на формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми и обеспечивает:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
9) индивидуализация образования (в том числе построение образовательной траектории каждого ребенка и профессиональная коррекция особенностей его развития на основе решений психолого-медико-педагогического консилиума).
Медицинский блок ДОУ составляют:
• медицинский кабинет,
• изолятор, процедурный кабинет,
• физиотерапевтический кабинет, массажный кабинет,
• кабинет ЛФК.
Кабинеты и помещения оснащены необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.
С детьми ежедневно работают:
• врач-невролог,
• старшая медсестра,
• медсестра по физиотерапии,
• медсестра по массажу,
• инструктор ЛФК.
Работа ДОУ по оздоровлению воспитанников выстраивается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и предусматривает организацию гибкого режима пребывания детей в детском саду в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Большое внимание уделяется организации деятельности в системе двигательной реабилитации, системе профилактических мероприятий: физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющий массаж, проведение ЛФК с применением специального игрового оборудования, в соответствии с индивидуальными назначениями врача.
С января 2013 года в рамках Программы развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга на 2012 – 2015 годы, а также Программы развития ГБДОУ детского сада № 79 администрацией и педагогами учреждения разработан и осуществляется проект «Особый ребенок», целью которого является: Создание условий для организации безбарьерной среды в образовательном пространстве детского сада.
Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.
Основными задачами проекта являются:
• осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом).
• создание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), на основе субъектных отношений в разновозрастной группе детей со сложным дефектом.
• межвозрастное взаимодействие детей в рамках образовательной (межгрупповой) интеграции.
Работа по проекту ведется одновременно в нескольких направлениях:
1. Создание комплекса материально-технических условий для успешной социальной адаптации и интеграции воспитанников в социум (на которых мы подробно остановились раньше)
2. Разработка системы развивающих мероприятий для детей со сложным дефектом на основе индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя: дефектологическую и логопедическую помощь с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений, психолого-педагогическое сопровождение.
3. Разработка системы оздоровительных мероприятий для детей со сложным дефектом.
4. Проведение совместных мероприятий для детей со сложным дефектом и детей «условной нормы» в рамках организации межгруппового общения, которое помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие.
5. Участие детей со сложным дефектом и педагогов в различных районных и городских конкурсах.
6. Проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки семьям, воспитывающим детей со сложным дефектом.
7. Взаимодействие с социальными партнерами.
8. Обмен опытом с коллегами. Посещение и показ открытых мероприятий, в группах со сложным дефектом. Проведение мастер-классов на базе ДОУ.
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребёнка – помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приёмами преодоления физических и (или) психических нарушений, объединить усилия для более эффективной социализации ребёнка.
Разнообразие форм сотрудничества с семьёй позволяет специалистам и воспитателям привлекать родителей к сотрудничеству и обеспечивает снятие эмоциональной напряжённости, что также имеет значение для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Направления взаимодействия:
• Изучение семьи и ее образовательных потребностей
• Информирование о ДОУ о достижениях и перспективах развития ребенка.
• Психолого-педагогическое просвещение родителей.
• Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
При проведении мероприятий по оказанию психологической поддержки семьям, воспитывающим детей со сложным дефектом мы используем следующие формы работы с семьями воспитанников:
• Дни открытых дверей в детском саду/группах.
• Сайт детского сада.
• Подбор литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и ДОУ.
• Оформление тематических стендов.
• Консультации специалистов: логопедов, муз. руководителей, дефектологов, педагога-психолога.
• Интерактивные формы: тренинги, собрания, родительский клуб, совместные праздники, круглые столы, праздники/досуги, семейные проекты, семейные газеты, выставки совместных работ.
Ожидаемый результат:
• Создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей со сложным дефектом в развитии.
• Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
• Повышение качества образовательной работы с детьми со сложным дефектом.
• Сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Социальный эффект:
• Возрождение традиционного семейного воспитания, укрепление внутрисемейных отношений, доступная медицинская, психологическая, педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
• Расширение информативности процесса жизнедеятельности в окружающем мире для детей-инвалидов, приобретение опыта взаимодействия детей условной нормы с детьми – инвалидами.
• Распространение педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе
Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....
Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность
В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...
Статья "Безбарьерная среда для детей-инвалидов в Губернском профессиональном колледже"
В данной статье представлен опыт работы колледжа по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов....
Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....
Роль конструктивной деятельности в создании безбарьерной среды для детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания при осуществлении требований ФГОС при обучении в общеобразовательных учреждений. Одним из параметров, снижающих уровень "барье...
Применение инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья
Данная авторская статья раскрывает механизмы применения инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потре...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...