Организация учебной деятельности.
статья по теме

Охапкин Владимир Викторович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchebnoy_deyatelnosti.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Охапкин Владимир Викторович

      Технологию обучения я строю на создании блоков, которые определяются на основе сквозных содержательных линий. Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

ПМ – ИМ – РМ – МС – МКЗ – МК

ПМ – проблемный модуль;

ИМ – информационный модуль;

РМ – расширенный модуль;

МС – модуль систематизации;

МКЗ – модуль коррекции знаний;

МК – модуль контроля.

Рассмотрим отдельные модули более подробно.

      ПРОБЛЕМНЫЙ МОДУЛЬ. Изложение теоретического материала начинаю с проблемной задачи и показываю исторически возникшую проблему, которая привела к появлению нового понятия. Ввод в самом начале изучения проблемного модуля позволяет: показать необходимость изучаемого материала; доказать его значимость; определить дальнейшее применение этого материала, как при изучении данной темы, так и всей физики в целом. (Приложение №1).

      ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ. Основой информационного модуля каждого блока является лекция, ее итогом служит опорный конспект, при составлении которого руководствуюсь следующими принципами:

  • научное изложение вопроса с максимальным использованием символики;
  • краткость изложения, не нарушающая логического построения теоретического материала;
  • продуманная наглядность, с использованием красочных рисунков, чертежей, схем, диаграмм;
  • один конспект содержит информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
  • выделение главного, основного цветом или шрифтом;                        
  • логическая связь и последовательность перехода от одного конспекта к другому.

     Блоковая система подачи информации позволяет изучать материал в целом, не дробя его на части, как это происходит при линейной методике обучения. Особое значение придаю разработке алгоритмов решения задач и классификации их основных типов. Применение алгоритмов поэлементного решения задач, которые применяю при изучении информационного модуля, позволяет учащимся на следующих этапах изучения блока решать стандартные задачи самостоятельно. Все эти моменты реализую на уроках усвоения новых знаний. (Приложение №2).

       РАСШИРЕННЫЙ МОДУЛЬ. Если при объяснении материала в информационном модуле рассматривают только основные, главные вопросы, то при работе в расширенном модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Происходит усвоение большего количества информации за одну и ту же единицу времени, которое возможно только на пути укрупнения единиц усвоения, то есть при формировании теоретических обобщений и систематизации знаний. В этом модуле провожу уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагаю учащимся комплексные задания, охватывающие знания, навыки и умения по крупным разделам всей изучаемой темы. В расширенном модуле создаются наиболее благоприятные условия для проведения уроков в нестандартной форме, например таких, как «Морской бой», «Звездный час», «Физический суд». (Приложение №3).

      МОДУЛЬ СИСТЕМАТИЗАЦИИ. Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов. В процессе обобщения активное участие принимают сами учащиеся; сгруппированный материал легче и прочнее запоминается, а главное, его удобнее использовать. Проходит это на семинарских занятиях или на уроках обобщения и систематизации, которые предполагают следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, категорий и систем, а от них к овладению основными идеями темы. Эти занятия можно проводить в виде турниров, КВН, конференций, путешествий и т.д.

      МОДУЛЬ КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ. Основная задача этого модуля – ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В процессе изучения раздела темы, по результатам текущего контроля, определяю уровень знаний, а также их применение на практике. Устранение пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости реализую посредством проведения консультаций, дополнительных занятий, уроков работы над ошибками и т.д.

      МОДУЛЬ КОНТРОЛЯ. При работе в модуле контроля провожу систематический учет знаний и умений учащихся по следующим параметрам:

  1. текущий контроль;
  2. контроль выполнения домашних заданий;
  3. тематический или итоговый контроль.

      Текущий контроль провожу в виде каждодневной проверки теории или практического умения решать задания, он осуществляется при выполнении самостоятельных работ, при ответе с использованием листов взаимоконтроля, опросе по опорным конспектам. Домашние задания проверяю при выполнении релейных работ – учащиеся получают индивидуальное задание по выполненному ранее домашнему заданию (карточки с указанием номеров заданий из учебника). Итоговый контроль знаний реализую при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Зачетная работа – это итог работы учителя и его учеников по данной теме. Если ученик к зачету по изученной теме ответил всю теорию (опорные конспекты), то он от теоретической части зачета освобождается. (Приложение №4).

       Увеличение нагрузки на уроках физики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса к физике у большинства учеников зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Я стараюсь строить уроки так, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для развития любознательности, познавательного интереса. Немаловажную роль отвожу проведению нестандартных уроков, которые возможно проводить за счет резерва времени при использовании блочно-модульной технологии преподавания физики.

      Каждый такой урок-игра оставляет неизгладимое впечатление на учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

      Для проведения игровых уроков в 7-8 классах привлекаю учащихся старших классов. Они помогают оценивать учеников на каждом этапе урока, знакомят их с историческим материалом, проводят игры и фокусы. Постепенно из пассивных участников таких уроков учащиеся переходят к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности

Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов

Доклад к ШМО "Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов"...

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...

Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к предметной области технология»

Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ  «Шугуровская СОШ» по вопросу  обновления подходов к организации учебной  деятельности ...