Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9 класс)

      Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным  временем  обучения.    Кроме  того,  установлено,  что  совместная  деятельность  опосредует  межличностные  отношения.  В  совместной  деятельности  рождается  групповой  эффект.   Групповой  эффект  возникает  и  как  результат  кооперации  и  конкуренции-  соперничества  по  врождённым  программам  самоутверждения  личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология  групповой  деятельности  как  эффективная  форма  организации  учебной  деятельности  при составлении   презентаций на уроке географии.

                                                 Арышева А.В  учитель географии МБОУ «СОШ № 50»

                                                 

                                                                                                          Г. Кемерово                                               .

                                                                                                   

      Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным  временем  обучения.    Кроме  того,  установлено,  что  совместная  деятельность  опосредует  межличностные  отношения.  В  совместной  деятельности  рождается  групповой  эффект.   Групповой  эффект  возникает  и  как  результат  кооперации  и  конкуренции-  соперничества  по  врождённым  программам  самоутверждения  личности.

     К  групповым  способам  обучения  можно  отнести:

-  классно-урочную  организацию;

-  лекционно-семинарскую  систему;

-  формы  дифференциации  учебного  процесса;

-  дидактические  игры;

-  Белль- ланкастерскую  систему;

-  бригадно-лабораторный  метод;

-  метод  проектов;

-  метод  трампа.

    И.Б. Первин  выделяет  пять  уровней  групповой  (коллективной)  учебно-  познавательной  деятельности:

« 1.  Фронтальная(одновременная)  работа  в  классе,  направленная  на  достижение  общей  цели,-  это  традиционная  классно-урочная  организация  ТО.

 2.  Работа  в  статичных  парах-  применяется  как  включенный  приём (метод)  в  различных  этапах  урока (выполнение  упражнения,  лабораторной  и  практической  работы,  взаимопроверка  и т.д.)

 3.  Групповая  организация  учебных  занятий (на  принципах  дифференциации).

 4.  Межгрупповая  работа  (каждая  группа  имеет  свое  задание  в  общей  цели).

 5.  Фронтально-коллективная  деятельность при  активном  участии  всех  школьников.

      При  правильном  педагогическом  руководстве  и  управлении  эти  формы  позволяют  реализовать  основные  условия  коллективности:  осознание  общей  цели,  целесообразное  распределение  обязанностей,  взаимную  зависимость,  контроль.

      К  групповым  технологиям  в  педагогической  практике  относятся  третий  и  четвертый  уровень  организации  учебной  работы  в  классе.»[6]

   

      Классификационные  параметры  технологии.

Уровень  и  характер  применения:  все  уровни.

Философская  основа:  приспосабливающаяся.

Методологический  подход:  групповой, синергетический,  коммуникативный.

Ведущие  факторы  развития:  социогенные.

Научная  концепция  освоения  опыта:  приспосабливающаяся.

Ориентация  на личностные  сферы  и  структуры:  приспосабливающиеся.

Характер  содержания:  проникающий.

Вид  социально-педагогической  деятельности:  автономизация, социальное  закаливание.

Тип  управления  учебно- воспитательным  процессом  :  система  малых  групп.

Преобладающие  методы:  диалогические.

Организационные  формы:  классно-урочная,  академическая + клубная,  групповая.

Преобладающие  средства:  вербальные + телекоммуникационные + программированные.

Подход  к  ребёнку  и  характер  воспитательных  взаимодействий:  сотрудничество.

Направления  модернизации:  активизация  и  интенсификация.

Категория  объектов:  все  категории.

                                   Акценты  целей.

-  Обеспечение  активности  учебного  процесса.

-  Достижение  высокого  уровня  усвоения  содержания.

      Концептуальные  позиции.

          «  Групповые  технологии  как  коллективная  деятельность  представляют:

-  эффективное  средство  взаимного  обогащения  в  группе;

-  организация  совместных  действий,  которые  ведут  к  активизации  учебно-  познавательных  процессов;

-  распределение   начальных  действий  и  операций;

-  коммуникация,  общение  при  распределении  и  обмене  и  взаимопонимание  при  планировании  учебных  задач;

-  обмен  способами  действий  для  получения  совокупного  продукта  деятельности;

-  взаимопонимание-  включение  учащихся  в  совместную  деятельность;

-  рефлексия-  отношение  участников  к  собственным  действиям. « [7]

           Компьютерная  презентация  на  уроках  географии  активно  используется  как  информационный  продукт  и  представляет  собой  систему  последовательно  предъявляющихся  тематических  слайдов,  включающих  в  себя  текстовую,  графическую,  аудио-видеоинформацию.

          « Общими  требованиями  к  оформлению  слайдов  мультимедийной  презентации  можно  считать  следующие:

-  слайд  не  должен  быть  перенасыщенным  текстовым  материалом;

-  шрифты  должны  быть  достаточно  крупными  и  хорошо  читаемыми;

-  размещение  текстовой  информации  должно  сочетаться  со  зрительным  рядом;

-  зрительные  объекты  не  должны  быть  низкого  качества,  а  колорит  слайда-  слишком  ярким,  утомляющим  аудиторию;

-  текстовые  и  графические  элементы  должны  быть  дифференцированы  по  значимости  с  помощью  размера  и  сочетания  шрифта,  цвета,  фона  и  т.п.;

-  анимационные  эффекты  не  должны  отвлекать  от  основного  содержания  сообщения».  [5]

       В  процессе  подготовки  и  показа  на  уроке  мультимедийной  презентации  можно  выделить  три  этапа:  подготовительный,  обучающий,  рефлексивный,  используя  модель  групповой  работы  в  классе.  Такая  технология  требует  временного  разделения  класса  на  группы  для  совместного  решения  определённых  задач.

       Эта  форма  работы  обеспечивает  учет  индивидуальных  особенностей  учащихся,  открывает  большие  возможности  для  кооперирования,  для  возникновения  коллективной  познавательной  деятельности.  

        Главные  особенности  организации  групповой  работы  учащихся  на  уроке:

-  класс  на  данном  уроке  делится  на  группы  для  решения  конкретных   учебных  задач;

-  каждая  группа  получает  определенное  задание( либо  одинаковое,  либо  дифференцированное )  и  выполняет  его  сообща  под  непосредственным  руководством  лидера  группы  или  учителя;

-  задания  в  группе  выполняются  таким  способом,  который  позволяет  учитывать  и  оценивать  индивидуальный  вклад  каждого  члена  группы;

-  состав  группы  непостоянный,  он  подбирается  с  учетом  учебных  возможностей  каждого  члена  группы,  в  зависимости  от  содержания  и  характера  предстоящей  работы.

       Руководители  групп  и  их  состав  подбираются  по  принципу  объединений  школьников  разного  уровня  обученности,  информированности  по  предмету,  совместимости  учащихся.  Это  позволит  им  взаимно  дополнить  и  обогатить  друг  друга, оказать  индивидуальную  помощь  каждому  нуждающемуся  в  ней  ученику  как  со  стороны  товарищей,  так  и  со  стороны  учителя.

      Технологический  процесс  групповой  работы  при  составлении  презентации  на  уроках  географии  складывается  из  следующих  этапов.

       Подготовительный  этап.

-  постановка  познавательной  задачи ( проблемной  ситуации);

-    инструктаж  о  последовательности  работы;

-  деление  на  группы,  распределение  заданий;

-  поиск  и  отбор  текстового  материала  и  различных  видов  наглядности,  их  анализ  и  обработку.

        Для  самостоятельного  знакомства  учеников  с  Интернет- ресурсами  следует  выработать  программу  деятельности,  включающую  в  себя  поиск  ответов  на  следующие  вопросы:  

 -   Какие  графические  сведения  по  данной  теме  найденные  в  Интернете,  дополняют  вашу  статью.

 -   Что  из  географической  информации  по  данной  теме  и  иллюстративного  материала  вы  отобрали бы  для  своей  презентации?  Оценить  их  качество.

 -   Какую  географическую  информацию  в  Интернете  вы  будете  использовать  в  самостоятельной  работе?  ( При  использовании чужой  информации  необходимо  делать  ссылки  на  информационные  источники)

        Обучающий  этап.

      Он  связан  с  показом  презентаций.  «Так  как  сетевые  ресурсы  содержат  огромную  массу  сведений,  необходимо  обучить  школьников  приемам  поиска  электронного  текста,  отбора  необходимого  текста  и  наглядной  информации,  а  также  критическому  мышлению  при  оценке  сетевых  ресурсов.»  [2]              

      В объёме  информации,  включенной  в  мультимедийную  презентацию  с  использованием  гипертекста,  должен  лежать  принцип  избыточности.  В  гипертексте  должна  быть  заложена  обширная  информация,  которая  дифференцируется  в  зависимости  от  элементов  содержания  в  данной  учебной  ситуации.

      При  работе  с  презентацией  важную  роль  играют  анимационные  эффекты,  позволяющие  выделить ( цветом  или  способом  появления  на  экране )  значимые  структурные  элементы  текста,  ключевые  слова  и  выражения,  перемещать  графические  и  текстовые  объекты,  менять  их  масштаб.)  Такие  возможности  могут  быть  реализованы  только  в  условиях  работы  в  электронном  формате.

     « В  презентацию  можно  включить  опережающие   и  перспективные  задания  для  самостоятельной  познавательной  и  исследова тельской  деятельности  учащихся.»[5]

            Рефлексивный  этап.  

     «Он  наступает  после  знакомства  с  презентацией,  и  связан  с  осмыслением  полученной  информации  и  выработкой  практических  умений  по  созданию  собственных  презентаций.»[3]

       Консультантом  может  быть  не  только  учитель  информатики,  но  и  знакомый  с  этими  технологиями  учитель  географии.

      « На  данном  этапе  сообщаются  результаты  работы  в  группах,  анализ  выполнения  задач  группами  в  достижении  поставленной  задачи.»[5]

        Таким  образом,  в  школьном  географическом  образовании  необходимо  не  только  создавать,  но  и  методически  грамотно  использовать  на  уроках  мультимедийные  презентации.

        Используя  групповую  форму  работы  при  создании  презентаций,  можно  решить  почти  все  основные  дидактические  задачи.  Учитывается  уровень  географического  развития  учеников  и  позволяет  обучать  их  дифференцированию.  Повышается  учебная  мотивация  школьников,  стимулируется  их  активность  и  самостоятельная  деятельность  на  уроке  Расширяется  интерактивный  доступ  к  информации,  географический  кругозор  школьников.

                                      Список   литературы:

1.  Интернет-обучение: технологии  педагогического  дизайна/  под ред. М.В.

     Моисеевой.- М.,  2004.-С.54

2.  См. «Яндекс. Словари» (http://slovari.yandex.ru/); «Энциклопедии»

      ( http://ene.mail.ru);  «Мир энциклопедий» (http://www.encyclopedia.ry)  и  др.

3.  Полат  Е.С., Бухарина М.Ю.  Современные педагогические  и  информационные

      технологии  в  системе  образования.-М.,2007.- с.213

4.  А.Ю. Морозов., Методы  работы  с  электронными  презентациями  на  уроках

      истории  и  обществознания М., 20.- с.31

5.  И.В. Беляев, Компьютерная  презентация  на  уроке  литературы. М., 20, С.83

6.  Под  редакцией И.Б. Первина  «Коллективная  учебно-познавательная

      деятельность школьников» М., Педагогика, 1985 г.

7.  Х.И. Лийметс «Групповая  работа  на  уроке». М., Просвещение, 1975 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к уроку географии "Западная и Центральная Африка. Нигерия.

Цель данной работы: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме"Африка", познакомить с Нигерией. Основная часть урока посвящена актуализации опорных знаний учащихся, даже формирова...

Презентация к уроку географии в 8 классе " География Калмыкии"

Здесь представлена презентация по географии Калмыкии...

Методическая разработка - Презентация к уроку географии: Презентация "Реки".

Что такое река, русло реки, исток, устье и т.д. Особенности равнинных и горных рек. Питание рек. Что такое половодье, паводок. Основные реки России....

6 класса .Тема Гидросфера.Приём составления схем на уроках географии

6 класса .Тема Гидросфера. Приём составления схем на уроках географии.Учебник  АА Лобжанидзе  Планета Земля 5-6 класс  УМК "Сферы"...

Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".

Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...

Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "Другие виды ресурсов (рекреационные ресурсы). Тема презентации "Объекты всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО"

Данные презентация раасказывает об объектах Всемирного культурного наследия, занесенных в списолк ЮНЕСКО (Азия и Европа)....