Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»
материал по теме

Наталья Александровна Ильина

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uud_dekabr_2016g.docx27.45 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№9 города Татарска Новосибирской области

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Выполнила:

учитель технологии

МБОУ СОШ №9

Ильина Н.А.

2016

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Специфика урока технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Всё это проявляется во время выполнения школьниками творческих или проектных работ.

Учебный проект выступает, как технология развития «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Перед началом работы над проектом девочки составляют план, сначала под моим руководством, а затем самостоятельно. Рассмотрев этот план, можно проследить работу всех универсальных учебных действий:

Организационно-подготовительный этап

  1. Актуальность темы проекта
  2. Цель и задачи проекта
  3. Выбор и обоснование проекта
  4. Критерии, качества готового изделия
  5. Выбор модели (эскизы)
  6. История возникновения юбки
  7. Выбор материалов, инструментов
  8. Технологическая карта (таблица)

Технологический этап

  1. Организация рабочего места
  2. Изготовление изделия

Заключительный этап

  1.  Экономические расчёты
  2.  Экологические проблемы
  3.  Контроль качества
  4.  Испытание изделия
  5.  Самооценка
  6.  Реклама
  7.  Используемая литература

При выборе темы проектов делаю  акцент на потребительском назначении создаваемого изделия. Девочки могут обратиться к списку, подготовленному мной или предложить свою тему.

5 класс

1

Способы складывания салфеток

2

Что такое канапе?

3

Групповой проект «Коллекция тканей»

4

Макет кухни-столовой

5

Моё первое швейное изделие – фартук

6 класс

6

Эскиз комнаты школьника

7

Групповой проект «Коллекция тканей»

8

Групповой проект «Памятка туриста»

9

Летняя юбка

7 класс

10

Растения в интерьере моей комнаты

11

Вязаная игрушка в подарок

12

Групповой проект «Коллекция тканей»

13

Плечевое изделие для сна

14

Групповой проект «Кулинарные затеи юных поварят»

8 класс

15

Сервировка праздничного стола

16

Изготовление сувенира в технике валяния

17

Выполнение эскиза жилой комнаты

18

Презентация к уроку технологии

Каждый проектант получает лист,  с критериями оценивания проектных работ, что помогает хорошо подготовиться к защите проекта и выполнить самооценку.

Критерии оценивания

Баллы

1

Оценка пояснительной записки

10 баллов

1.1

Общее оформление

1

1.2

Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1

1.3

Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5

1.4

Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1

1.5

Выбор технологии изготовления изделия

1

1.6

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1

1.7

Разработка конструкторской документации, качество графики

1

1.8

Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1

1.9

Описание окончательного варианта изделия

0,5

1.10

Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5

1.11

Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия

0,5

1.12

Реклама изделия

1

2

Оценка готового изделия

25 баллов

2.1

Оригинальность конструкции

5

2.2

Качество изделия

10

2.3

Соответствие изделия проекту

5

2.4

Практическая значимость

5

3.

Оценка защиты проекта

15 баллов

3.1

Формулировка проблемы и темы проекта

2

3.2

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1

3.3

Описание технологии изготовления изделия

3

3.4

Четкость и ясность изложения

1

3.5

Глубина знаний и эрудиция

2

3.6

Время изложения(7-8 мин)

1

3.7

Самооценка

2

3.8

Ответы на вопросы

3

ИТОГО:

50 баллов

Продуктом проектной деятельности может быть:

альбом, фотоальбом;

коллаж;

коллекция;

костюм;

макет;

модель, поделка;

музыкальная подборка;

наглядные пособия;

серия иллюстраций;

сценарий праздника.

Презентация проекта может быть разнообразной: в виде электронной презентации, нарисованных плакатов, эскизов, с применением музыкального сопровождения, демонстрации одежда с помощью одноклассниц и т.д. Это даёт возможность применить знания и умения, полученные на других предметах.

Реализовав свой проект, обучающиеся, получают возможность научиться, не только получать продукт своей деятельности на момент реализации проекта, но и:

  • изготовлять поделку по случаю праздника в любое другое время;
  • повторять процедуру реализации проекта и преподносить в качестве подарка окружающим;
  • своевременно предоставлять свой результат работы для участия в конкурсах;
  • вспомнить на протяжении дальнейшего жизненного пути приобретенные умения и навыки и научить других;
  • перенести полученные знания на реализацию других проектных замыслов;
  • в соответствии с критериальной базой оценивать свои проектные работы, по результатам оценки находить среди них наиболее качественные, значимые, эффективные для использования и применения в той или иной жизненной ситуации;
  • отдавать приоритет наиболее качественным и значимым для его жизнедеятельности проектам.

Метод учебных проектов формирует у обучающихся систему универсальных учебных действий: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. Учебный проект можно рассматривать как один из немногих методов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, научится управлять своими проектами, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Работа над учебным проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Практичность учебных проектов выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность, становится эффективным инструментом формирования УУД обучающихся.

Ссылки на источники

1.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151157

2.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. –М.: ВентанаГрафф, 2003.

3.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, —с. 5255

4.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, —с. 4145 7.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. –2003. №6.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.

6.Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. –М.: Просвещение,2008. –192 с.

7.Щербакова, С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы [Текст] / С.Г. Щербакова, Л.А. Выткалова, Н.В. Кобченко. –Волгоград: Учитель, 2009. –189 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

Выступление на педагогическом совете "Организация исследовательской деятельности на уроке как один из приемов СДП"

В выступлении обозначены особенности исследовательской деятельности, рассмотрены формы и методы урочной и внеурочной исследовательской деятельности, а также приведены примеры использования исследовате...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Современная школа ещё не полностью перешла на  новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  про...

Выступление на педагогическом совете «Организация аналитической деятельности учащихся»

Воспитательная эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сами анализируют свою деятельность. В формировании надпредметных навыков и умений учащихся, ключевых компетенций недостато...

Организация внеурочной деятельности с позиций формирования универсальных учебных действий

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...

Выступление на педагогическом совете: Организация совместной учебной деятельности-основа развития социальных и эмоциональных мотивов.

Организация совместной (коллективной, групповой) учебной деятельности – основа развития социальных и эмоциональных мотивов.Сорокина О.Б.Свое выступление хочу начать такими словами:Tell me and I...