Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физкультуры.
статья по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Аллахвердиев Фазиль Аллахвердиевич

В  статье предлагается вариант обучения по предмету «Физическая культура», при котором акценты в учебном процессе смещены на формирование у обучающихся  метапредметных результатов: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в процессе деятельности; готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности и другое. Следует заметить, что при таком подходе в обучении, повышаются также достижения и в личностных, и предметных результатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аллахвердиев Ф.А. , учитель физкультуры,

ГБОУ  гимназия  №446  

Формирование метапредметных результатов обучения

на уроках физкультуры.

Последние десятилетия в образовательный процесс активно внедряются  различные инновационные технологии, с использованием виртуальной среды. Среди них есть немало интересных находок, которые показали высокую эффективность, и уже прочно закрепились в образовании.  Например, различные онлайн-доски, персональные блоги учителей, обучающие сайты и другое [1,2].  В то же время продолжается поиск  альтернативных способов обучения, позволяющих влиять на его результаты в рамках традиционного подхода, когда учитель передает знания ученику, и затем проверяет степень их усвоения. Прежде всего, это важно для тех дисциплин и предметов, где использование компьютерных технологий непосредственно на занятиях  пока затруднено по объективным условиям. В школах к таким  предметам относится и физическая культура. Ведь для того, чтобы стационарно использовать на уроках физкультуры онлайн-доски и иные средства видеодемонстрации, необходимо предусмотреть должные условия их использования и специальную защиту от возможных повреждений спортивным инвентарем. Поэтому,  пока редко кто из учителей физкультуры в школах использует онлайн-доски и иные  видеосредства непосредственно в спортивных залах.

В этой статье будет предложен вариант обучения по предмету «Физическая культура», при котором акценты в учебном процессе смещены на формирование у обучающихся  метапредметных результатов: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в процессе деятельности; готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности и другое. Следует заметить, что при таком подходе в обучении, повышаются также достижения и в личностных, и предметных результатах.

Подобный вариант обучения, так или иначе, уже используется учителями  физкультуры, например, когда обучают своих учеников умению проводить общеразвивающие упражнения (далее, ОРУ). После этого обучающимся  предлагается проводить ОРУ со своими одноклассниками в разных вариантах.  Подобное происходит, и когда школьники-спортсмены обучают своих одноклассников каким-либо упражнениям из своего вида спорта, включенного в школьную программу обучения. Например, баскетболисты обучают сверстников техническим действиям из баскетбола, футболисты – из футбола и так далее.

Самостоятельное изучение учебных материалов проводится и для обучающихся, освобожденных от занятий по состоянию здоровья (через подготовку рефератов, презентаций и др.).  Тем самым  у обучаемых закладываются основы для получения определенных метапредметных результатов.

Можно привести еще примеры использования такого варианта обучения. Однако следует признать, что на уроках физкультуры все же превалирует традиционный подход  обучения – «передача знаний от учителя к ученику». И что этот подход слабо сориентирован на достижение метапредметных результатов. Поэтому необходимо искать и использовать иные способы обучения.

Многолетний опыт работы преподавателем в НГУ им.П.Ф.Лесгафта и мои наблюдения за студентами показали, что на первом курсе серьезной проблемой для многих из них было неумение самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Обманчивое ощущение свободы от необходимости ежедневного учебного труда, отсутствие родительского контроля, новые преподаватели, не знающие своих обучаемых, и многое другое приводит к тому, что определенная часть студентов, не сразу осознает личную ответственность за организацию своей учебной деятельности, и ее результаты. Они плохо адаптируются к условиям обучения в ВУЗе, и поэтому накапливают задолженности по различным дисциплинам.  У таких студентов слабо развиты метапредметные результаты обучения. Сталкиваясь с проблемными ситуациями в обучении, они часто «пасуют» перед ними.

Должен также отметить то, что в каждой дисциплине ВУЗа, определенная часть материала изначально предполагает самостоятельное изучение. То есть, по умолчанию,  студенты должны быть  уже готовы к самостоятельной организации своей учебной деятельности. Поэтому очень важно то, что в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования четко обозначена направленность на приучение обучаемых к самообразованию в рамках личностных и метапредметных результатов обучения.

Так как же можно вести уроки физкультуры, чтобы в них достигались метапредметные результаты?  В данной публикации предлагается  вариант подобной технологии обучения - давать обучаемым задания (из разделов рабочей программы) для самостоятельного изучения и дальнейшего обучения этому своих одноклассников [3]. Например, провести обучение какому-то упражнению из разделов «гимнастики», «баскетбола», «волейбола» и так далее. Естественно, предложить этим обучаемым сначала изучить теоретические аспекты упражнения: по учебнику и в открытом доступе интернета. Затем уточнить с ними организационные моменты обучения, необходимые меры безопасности, перечень и последовательность даваемых упражнений.  И только потом они проводят обучение своих сверстников на уроке.  Учитель  на этом уроке лишь координирует процесс обучения и, по необходимости, дополняет учебный материал.

Таким образом, обучение других обучающихся вынуждает проводящих глубже разбираться в учебном материале, и самостоятельно организовывать свою учебно-познавательную деятельность. Подобное используется в  модели «перевернутого урока», где ученики самостоятельно осваивают учебный материал, а обучающая функция учителя трансформируется в направляющую и корректирующую.  При таком подходе, помимо достижения метапредметных результатов, обучаемые приобретают, и предметные, и личностные результаты.

Естественно, количество подобных уроков должно  ограничиваться  целесообразностью их использования. Мы ведь не готовим из обучаемых будущих учителей физкультуры. Цель такого подхода – средствами физической культуры формировать у  обучаемых метапредметные результаты.

Аналогичной формой формирования у обучаемых метапредметных результатов являются  также задания  по проведению  различных физкультурных мероприятий, например, провести  школьный спортивный  праздник,  день здоровья, турнир по виду  спорта  и другое. Помимо упомянутых выше плюсов в результатах  обучения, такие задания  укрепляют общий микроклимат в школе и взаимосвязи между старшей, средней и младшей школой.

Приведенные примеры  показывают  возможную форму обучения на уроках физкультуры, при которой акценты смещены  на формирование у обучающихся  метапредметных результатов обучения, на воспитание у них самостоятельности и мотивации к самообразованию, на самостоятельную организацию своей учебной деятельности.  В перспективе эти качества помогут им быстрее  адаптироваться к условиям обучения в ВУЗе,  и станут «краеугольными камнями»  в  их самостоятельной подготовке при выборе любой профессиональной деятельности.

Литература:

Аллахвердиев Ф.А. Технология дистанционного формирования педагогических умений у студентов на примере базового вида спорта (гимнастика): Обеспечение дисциплин, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: материалы метод. конф.  НГУ им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург (22.05.2014 г.)/Нац.гос.ун-т физич.культ. спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, СПб. СПб.: [б.н.], 2014, с.6,7.

Аллахвердиев Ф.А. Использование электронных ресурсов в процессе изучения дисциплины. Г 37 Гимнастика: теория, методика, практика: Сб. научных материалов межвузовской науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня образ-я каф. гимн. Воен. ин-та физич. культуры". – СПб.; ВИФК, 2017, с.127-131

Аллахвердиев Ф.А. Применение информационных коммуникативных технологий на уроках физической культуры. Физическая культура и спорт в  постиндустриальном обществе:  проблемы и пути их решения: материалы междунар. науч.-практ. конф. 17-18 нояб. 2016 г.- СПб: ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2017, с.15-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевой проект как способ формирования метапредметных результатов обучения

Сетевой проект как способ формированияметапредметных результатов обучения...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"

Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...