Педагогические технологии
статья на тему

Черных Людмила Александровна

Знакомство с современными педагогическими технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

Образование - это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица

В обществе конца XIX – середины ХХ века в образовании  традиционные технологии позволяли решать задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Современное информационное общество ставит задачу подготовки выпускников, способных:

 ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

 самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;

 быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Все это обязывает нас в корне пересмотреть  отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

В современных условиях учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методом, средством организации учебного процесса, но и современными технологиями обучения.

В термине «педагогическая технология»  ключевое слово "ТЕХНОЛОГИЯ" греческого происхождения: techne - искусство, мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно отражает наивысший уровень знаний в конкретных видах человеческой деятельности.

Понятие «педагогическая технология»

1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.

3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных  и информационных технологий обучения.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий.

•    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

•   Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

•   Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

•   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

•   Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

 Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

 Структура педагогической технологии :

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;

-         цели обучения - общие и конкретные;

-         содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс;

-         организация учебного процесса;

-         методы и формы учебной деятельности школьников;

-         методы и формы работы учителя;

-         деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

-         диагностика учебного процесса.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Если методика отвечает на вопросы  чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", " то технология отвечает на вопрос - "как учить результативно?"  как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Методика

Технология

1.  Совокупность приемов, способов и форм обучения.

1.  Система приемов, способов и форм обучения.

2.  Ориентация в основном на результат обучения.

2.  Ориентация в основном на процесс обучения.

3.  Индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения (передача профессионального опыта затруднена).

3.  Менее индивидуализированная система способов и форм обучения (с возможностью передачи и расширения профессионального опыта преподавателя).

4.  Доминирование специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации.

4.  Доминирование универсальных связей предметов, акцент на целостно-мировоззренческие структуры образовательной системы.

5.  Преобладание образовательно-дидактического измерения учебной информации.

5.  Реализация движения знания от его научно-исследовательского генезиса к образовательной экспликации(истолкованию).

Классификация педагогических технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп .

Выделяются следующие классы педагогических технологий.

•  По уровню применения - общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

•  По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

•  По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.

•   По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие

. •   По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

По характеру содержания и структуры-  обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

• По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий):

1)      классическое лекционное обучение

2)      обучение с помощью аудиовизуальных технических средств

3)       система «консультант»

4)      обучение с помощью учебной книги  - самостоятельная работа;

5)      система «малых групп» - групповые, дифференцированные способы обучения;

6)       компьютерное обучение

7) система «репетитор» - индивидуальное обучение;

8)      «программное обучение», для которого имеется заранее составленная программа.

 По  отношение к ребенку со стороны взрослых -

а)  авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б)  Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в)личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д)  Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е)  Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

•   Способ  метод cредство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

•  По категории обучающихся:

- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

-   технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

-   технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

-   технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а)  Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г)   Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е)  Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж)  примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.)

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. При этом перед учителем встают новые задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

Актуализируются полученные опыт и знания;

Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность за результат коллективной работы;

Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения. материала

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося.Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Информационные технологии

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

n|n

Современные образовательные технологии и /или методики

 (название, автор/авторы)

Цели использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

1

Технология развития критического мышления учащихся

 (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл)

Развитие логического (правильного), рефлексивного мышления, ориентированного на разумное рассмотрение разнообразных подходов к  принятию обоснованного, аргументированного, взвешенного решения в отношении какого-либо суждения, рассматриваемой проблемы, включающее оценку самого мыслительного процесса.

Технологические этапы реализации

технологии:

I.этап. Вызова-  предполагает пробуждение интереса к получению новой информации; постановку учеником собственных   целей обучения. Возможные приемы и методы:   составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым  словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и др.

II.этап. Осмысление содержания  подразумевает получение новой информации; корректировку учеником поставленных  целей обучения. Возможные приемы и методы: методы активного чтения: маркировка с использованием значков  «V», «+», «—», «?»; ведение различных записей типа двойных дневников,  бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.

 III.этап. Рефлексии предполагает размышление, рождение нового знания; постановку учеником новых целей обучения. Возможные методы и приемы: Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат  к ключевым словам, верным  и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Эффективность реализации технологии развития критического мышления учащихся определяется уровнями сформированности критического мышления: высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности критического мышления учащихся, который показал, что высоким уровнем критического мышления владеют 1% учащихся; выше среднего -8%; средним - 36%; низким - 55% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем критического мышления владеют 13% учащихся; выше среднего -32%; средним -35%; низким -20 % учащихся. Таким образом, уровень сформированности критического мышления учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.    

2

Диалоговые  технологии

(дискуссия)

     Основывается на методологических подходах отечественных и зарубежных ученых: концепция мира и человека в мире М.М. Бахтина, концепция диалога культур B.C. Библера, учение об ассоциативном мышлении Ю.А. Самарина; идеи демократизации, гуманизациии, гуманитаризации образовательного процесса (Б.И. Канаев, Г.Н. Тарасова, В.Н. Мещеряков).

Методики ведения дискуссии (Smit, 1978), (Clark and Starr, 1991), (Саnn and Sund, 1975).

 

Развитие диалоговой культуры учащегося, предполагающего обогащение опыта   творческого деятельности учащихся, коммуникативной компетентности, толерантных отношений как основы мультикультурного воспитания школьников.

Технология организации и проведения дискуссии

  1. Организационно-содержательный этап:
  • постановка проблемы;
  • осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой;        актуализация ранее полученных знаний;        
  • творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
  1. Организационно-коммуникативный этап: (организация    взаимодействия    в    группе (классе), подгруппах)
  • распределение ролей в группах-командах;
  • выполнение коллективной задачи;
  • согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
  • соблюдение специально принятых правил совместной поисковой деятельности и т.д.

Возможные виды дискуссий, применяемых на втором этапе: эволюционирующая, форум, заседание экспертной группы (панельная дискуссия), круглый стол, дебаты, симпозиум, судебное заседание, техника аквариума, межгрупповой диалог, дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия с элементами игрового имитационного моделирования, спор-диалог, конференция однородных групп, двухрядный круглый стол и др.

3.  Результативный этап:

- переработанная информация,  для убедительного изложения;

  • представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
  • выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
  • возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
  1. Рефлексивный этап:
  • резюме сказанного по основной теме;
  • обзор представленных данных, фактических сведений;
  • суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
  • переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов,
  • анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

Результативность диалоговой  технологии  определяется уровнями сформированности диалоговой культуры учащихся: высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности диалоговой культуры учащихся, который показал, что высоким уровнем диалоговой культуры владеют 4% учащихся; выше среднего -23%; средним - 43%; низким - 30% учащихся. В результате использования диалоговой технологии получены следующие показатели: высоким уровнем диалоговой культуры владеют 12% учащихся; выше среднего -38%; средним -39%; низким -11% учащихся. Таким образом, уровень сформированности диалоговой культуры учащихся значительно повысился, и существуют перспективы для его дальнейшего повышения.

3.

Игровые технологии

 Основывается на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, .А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров, М.М. Крюков, А.Л.Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С. Шмаков, Г.П.Щедровицкий.

К спектру целевых ориентаций педагогических игр  относят следующие:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных  подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый  контроль, саморегуляция; обучение общению.

Этапы проведения деловой игры:

  1. Введение в игру: участники знакомятся со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж.  
  2. Распределение слушателей на группы (5-7 человек):  выбор лидера в каждой группе, при необходимости, распределение игровых ролей.  
  3.  Погружение в игру: учащиеся получают игровое задание.  
  4. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы: участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, договариваются о терминологии, знакомятся с правилами поведения и правилами игры.
  5. Игровой процесс: поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснование проекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов.
  6. Общая дискуссия, или Пленум (межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование; обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.
  7. Подведение итогов игры: оценивание решений, проектов,  знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков, выявление лучших команд, игроков, проектов.
  8.   Рефлексия: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная.
  9.   «Выгружение» из игры: разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры и др.

Этапы проведения ролевой игры:

  • Введение в ролевую игру.
  • Предъявление ситуации и распределение ролей по сценарию.
  • Разыгрывание ситуаций.
  • Послеигровое обсуждение, рефлексия.

Эффективность реализации игровой технологии   определяется уровнями сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии- это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности ментального опыта учащихся, который показал, что высоким уровнем ментального опыта владеют 4% учащихся; выше среднего -23%; средним - 43%; низким -30% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем ментального опыта владеют 12% учащихся; выше среднего -38%; средним -39%; низким -11% учащихся. Таким образом, уровень сформированности ментального опыта учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.    

4.

 Проектная технология

Основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.

Развитие проектной культуры учащегося, предполагающего обогащение его опыта творческой, коммуникативной деятельности, опыта саморазвития учащегося.

Этапы выполнения групповой

исследовательской проектной работы

      I этап: Погружение в проблему: изучение истории и теории вопроса, постановка проблемы, определение темы исследования, его объекта и предмета, формулирование цели и задач, построение гипотезы, определение методов исследования.

     II этап: Организация и осуществление деятельности: проверка гипотезы на основе сбора фактов по исследуемой проблеме. Участники проекта разбиваются на группы,  распределяют поисковые задания: каждый участник группы собирает информацию либо по одной, двум, …, либо по всем гипотезам; каждая группа собирает информацию в подтверждение либо по одной, двум, …, либо по всем гипотезам.  После обсуждения в группе идет защита гипотез каждой группой перед всеми участниками проекта, обсуждение предложенных аргументов в защиту гипотез,   определение надежности, доказательности,   оппонирование докладчику.

    III этап: Подведение итогов: осуществление теоретических выводов на основе анализа полученных фактов и новых знаний.

   IV этап: Оформление результатов исследования.

Эффективность реализации проектной технологии определяется уровнями сформированности у учащихся опыта проектной культуры: высокий, выше среднего, средний, низкий.

  Принцип работы критериев заключается в такой характеристике, как продвижение на более высокие уровни сформированности критериального признака.

Количественный анализ результатов по каждому из направлений (обогащение опыта творческой, коммуникативной деятельности, опыта саморазвития учащегося) позволяет выяснить наличный уровень  проектной культуры учащегося.

 

5.

Технология педагогических (творческих)

 мастерских (ЖФЕН):

(Пьер Колен, Мишель Дюком, Одетт Бассис, И.А. Мухина, Т.Я. Еремина и др.)

Обогащение опыта самореализации учащегося как опыта восхождения (движения) к новому знанию, самопознания, саморазвития, коммуникативной компетентности, нравственного отношения учащегося к миру, обществу, самому себе, системе ценностей. 

Технологические этапы реализации

технологии:

I.этап.  Введение в тему: «Индуктор».

II.этап. Самоконструкция, социоконструкция, предполагающие индивидуальную или  групповую деятельность, основанную на деконструкции и реконструкции (использование опыта по проблеме и сверка с научным источником).

III.этап. «Испытание разрыва» (проживание озарения, открытия).

IV. этап. Построение  собственных знаний в мастерской.

V. этап. Творческая работа (постижение истины, творческая реализация идей, создание творческого продукта).

VI. Рефлексия (осознание того, что Я думаю, отражение того, о чем думают другие). Социализация (обнародование, представление знаний)

Эффективность реализации технологии педагогических (творческих) мастерских определяется уровнями сформированности у учащихся опыта его самореализации: высокий, выше среднего, средний, низкий. Количественный анализ результатов по каждому из направлений (обогащение опыта творческой деятельности, коммуникативного, нравственного опыта, опыта саморазвития, самопознания учащегося) позволяет выяснить наличный уровень  опыта самореализации учащегося.

 

В заключение хочу сказать, что, выбирая педагогическую технологию, мы должны понимать:

только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...